Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com
Для большинства мышление – это, по сути, не более, чем повторение ранее воспринятого. Может быть, повторение «своими словами». Для большинства мыслить – это значит повторять, про себя или вслух то, что где-то когда-то услышано или прочитано.
Обучение в школах и ВУЗах практически на 100% сводится к двум моментам:
- Поглощение и усвоение чужих мнений, а затем их повторение на экзамене. Прочитать учебник, прослушать лекцию, пересказать, как попугай, и получить высокую оценку – это идеал школьного образования, да и высшего образования тоже.
- Выработка навыка «рассуждать», т.е. болтать о заданных вещах, причём болтать именно так, как положено. Про историю, литературных героев, физику… Усвоил, что в книжке написано, и болтаешь, перекатывая слова как камешки и строя из них словесные пирамидки. Кто более причудливые пирамидки строит и умеет пересказывать чужие мысли своими словами – тот и самый умный.
Результат – представители одной социальной группы думают примерно об одном и том же и думают примерно одинаково. Это называется «консенсус».
При шаблонном мышлении задаются 2 вещи:
- Задаётся повестка, т.е. «о чем думать». Это очень важный момент, есть вопросы и темы, о которых говорить не положено, а значит не положено думать и мыслить. Если человек начинает думать о таких неположенных вещах, выводы могут подорвать картину мира, которую вложили в голову человеку.
- Задаётся способ мышления, образ мысли, т.е. «как думать»:
– на какие элементы реальности обращать внимание, а какие игнорировать (есть понятие «неуместные артефакты», подрывающие общепринятую историческую концепцию);
– что что с чем группировать, сравнивать и обобщать, каким именно образом это делать, дело в том, что группировки, сравнения и обобщения можно производить по-разному (так же как можно по-разному изобразить масляными красками восход солнца), итогом будет разное знание (или разные картины);
– между какими элементами признавать причинно-следственные связи, а между какими их отрицать (например, в средневековье признавали причинно-следственную связь между ритуалом чёрной магии и болезнью человека, сейчас такую связь принято отрицать);
– что оценивать и по каким критериям (критерии оценки выдаются за «естественные» и «само собой разумеющиеся», при том, что критерии ВСЕГДА могут иметь альтернативу);
– к чему стремиться, «правильные» цели-задачи, в каждой предметной области они приняты свои, и считается, что альтернатив как бы и нет.
Привычка к шаблонному мышлению вырабатывается усвоением и повторением чужих мыслей. Повторение чужих мыслей отбивает навык мыслить самостоятельно. Если в голове есть чужая мысль, своих не появится. Потому что генерация новой оригинальной мысли – процесс сложный и энергозатратный. А мозг стремится к простоте и экономии энергии.
Есть 2 стратегии приучения к шаблонному мышлению. Они вроде бы различаются, но результат дают в принципе одинаковый. Сейчас расскажу о них.
1. Тоталитарная стратегия обучения.
Её суть «прочитай – заучи – перескажи». Так учили при СССР.
При такой стратегии:
– во-первых, задана повестка, т.е. о чём положено думать (о царствовании Ивана Грозного и о силе тока думать положено, о радикальном продлении жизни или реальной закулисе управления социумом – не положено);
– во-вторых, заданы «правильные» ответы, т.е. как именно следует думать, ответы заданы жёстко и однозначно, и подкреплены правдоподобной аргументацией, альтернативные точки зрения по любым вопросам вообще не упоминаются, как будто их нет.
Программа обучения предписана директивно: вот эти предметы должен выучить, и точка. Отклонения от повестки и правильных ответов ведут к немедленным и жёстким репрессиям, от двойки в журнале до 10 лет в ГУЛАГе.
Учитель – это надзиратель. Он начитывает лекции, заставляет зубрить, и контролирует эффективность зубрёжки.
Так в людей встраивается «система знаний», которая определяет 2 момента:
– как индивид думает о реальности;
– к чему индивид стремится;
– каким способами он этого достигает.
При этом есть серьёзная проблема. Поскольку при тоталитарном обучении картина мира навязана, в смысле императивным диктатом, эта картина мира у человека доверия не вызывает. Люди к такой картине мира относятся как к формально необходимой лжи. Которую надо зазубрить, пересказать на экзамене, получить оценку, после чего весь ментальный мусор можно забыть, ибо мир устроен совсем по-другому, и все это понимают. Вообще говоря, любое внешнее принуждение вызывает рефлекторное желание освободиться и «сбросить оковы». По сути, рефлекторный протест.
То есть тоталитарно внушенная картина мира может легко рухнуть и быть заменена другой картиной. Что ведёт к трансформациям в социальной, экономической, политической сферах. И это может оказаться совсем не на руку тем, кто управляет массой.
Какую же хитрость придумали на Западе, в «демократических» странах? А очень даже крутую хитрость! Я называю её так:
2. Псевдосвободная стратегия обучения.
Её суть такая: «разберись во всём как бы самостоятельно». Причём проводники такой стратегии акцентируются на слове «самостоятельно», а я акцентируюсь на словах «как бы». Сейчас всё поясню.
В случае псевдосвободной стратегии повестка так же задана. То есть – о чём положено думать. Правда, чтобы смягчить это директивное навязывание повестки, предметы в учебных программах школ и ВУЗов делятся на обязательные и факультативные.
Это деление ничего, по сути, не меняет, зато оно сильно снижает протестные эмоции, т.к. создаётся иллюзия свободы выбора. Почему иллюзия? Потому что когда есть реальная свобода, человек может вообще не делать то, чего ему не нравится. В частности, не учиться в школе. А этот вариант даже не рассматривается. Хотя есть люди-самоучки, преуспевающие в жизни, и даже учёные-самоучки есть.
Что касается положенных взглядов (ответов), то при псевдосвободной стратегии они «как бы» не заданы. Сейчас объясню, почему «как бы». Вот как работает псевдосвободная стратегия:
– есть сформулированные кем-то вопросы (на тему заданной повестки);
– тенденциозная подборка «фактов», которые приведены в учебнике;
– а дальше нужно «самому» ответить на поставленные вопросы, используя данный набор фактов.
Понятно, что выводы, к которым придёт человек, заранее запрограммированы. Однако, поскольку он к ним пришёл «сам», эти выводы вызывают у человека доверие и не вызывают протеста. Он им верит, потому что эти выводы «его собственные». Выводы, которые сделал сам, имеют достоверность, человек им верит. Что и требуется обеспечить устроителям учебного процесса.
Вот три нюанса:
– ставить свои вопросы, «неположенные» и сильно идущие вразрез с заданным списком, нельзя (да и с какой стати ребенку за партой их ставить, он другими вещами озабочен, как бы курнуть-бухнуть и посношаться);
– привлекать дополнительные факты тоже нельзя (да и с какой стати ребенку-подростку тратить на это время, более приятные заботы есть);
– ответы могут быть разными только в допускаемых пределах (а если человек придёт к неверным выводам, учитель его грамотно и эффективно подправит, примерно так же, как продавалы умеют работать с возражениями).
Учитель при «демократической» стратегии – расставляет акценты, старается заинтересовать (замотивировать) учеников, стимулируя у них рассуждения в нужном учителю направлении, и пресекая мысли, которые идут с этим направлением вразрез (пресекая хотя бы путём их игнорирования и переключения на другое). Если в процессе обучения кто-то сделает неположенные выводы, учитель подвергнет его «мягким репрессиям» (укоризненный взгляд, недовольный тон и др.)
Кстати, не в последнюю очередь именно для того, чтобы отвлечь обучаемых (зомбируемых) от постановки собственных вопросов и привлечении дополнительной информации, что может привести к неположенным выводам, и устроили «сексуальную революцию». Пусть детишки будут озабочены не познанием реальности, а половыми вопросами. Тем более, что природа этому как раз способствует (половое созревание).
Так учат при «демократии». И поскольку в человека не впихиваются насильно готовые ответы, а он приходит к выводам как будто бы «сам», он этим самым выводам верит. Поэтому внушенная по такой стратегии картина мира оказывается устойчивой, и нет никакого реактивного протеста (из-за навязывания).
Ещё раз повторюсь, насчёт отсутствия протеста, его нет по двум причинам:
– иллюзия «свободы выбора» предметов, которые учишь (реальной свободы, в смысле возможности отказаться от обучения вообще, нет);
– иллюзия того, что к требуемым взглядам человек пришёл «сам».
Всё это позволяет запрограммировать биомассу как надо, чтобы она делала то, что от неё нужно социуму. Батрачила-потребляла, производя товары-услуги и платежеспособный спрос (на чём наживаются транснациональные компании и их владельцы), сношалась-размножалась, ибо государству нужны налогоплательщики, электорат, солдаты, водители троллейбусов и мойщики сортиров. Так прокачиваются экономика и демография. Именно для этого и в школу детей загоняют, а не чтобы развить-воспитать (это вообще никому не надо).
В общем, при тоталитаризме всё задано жёстко, можно думать так, и только так. Образно говоря, имеется дорожка, по которой можно ходить вперед-назад. Сойдешь с дорожки – пристрелят. При «демократии» можно мыслить «совершенно свободно», пока остаёшься в допустимых рамках. Образно говоря, можно ходить по большом футбольному полю, а вот выходить за его пределы категорически запрещено. При попытке выхода за границу – изобьют дубинкой, что, конечно, бесконечно гуманнее, чем пуля в голову.
Самостоятельное мышление запрещено и при тоталитарной стратегии обучения, и при «демократической». Школы и ВУЗы учат «познавать мир» через учебники и лекции, т.е. усваивая готовые ментальные модели реальности (теории, концепции), а не создавать свои собственные и уточнять их.
Результат обучения в школе и ВУЗе – утрата двух способностей:
– самостоятельно познавать реальность, такую как сам её видишь, а не как тебе говорят;
– усматривать в ней жизненные ориентиры (к чему стремиться) вместо того, чтобы автоматически следовать по заданным жизненным траекториям.
Если выразить суть одним словом, лучше всего подходит «промывка мозгов» и «зомбирование».
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru