Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Genesis - Trespass, 1970 (история альбома)

Genesis 1970
Genesis 1970

60-е и 70-е годы были тем временем, когда новая музыка появлялась с завидной регулярностью. Группы и сольные исполнители практически ежегодно выпускали новые альбомы, а некоторые и по два в год. Обратной стороной медали таких скоростей было то обстоятельство, что замедление заданного темпа могло стать роковым, особенно если ваша карьера только-только началась. Подобный простой продолжительностью в полтора года пришлось испытать группе Genesis между выходами их первого (From Genesis To Revelation) и второго (Trespass) альбомов.

Но это тот случай когда ожидания себя оправдали, альбом Trespass начал не просто новую главу в истории группы, а фактически открыл эту самую историю, оставив дебютнику роль пролога.

Что же произошло? Группа смели барабанщика, но ушедший Джон Сильвер и заменивший его Джон Мэйхью не были ключевыми персонами в этом квинтете, поэтому говорить о решающей роли кого-то из них не приходится.

Видимо, как и в любом подобном событии, свою роль сыграло множество мелких причин и факторов, сконцентрировавшихся в одной точке.

Одной из них можно назвать первые выступления Genesis на сцене, которые состоялись уже с участием Мэйхью, второй – записанное 20 августа 1969 года демо с четырьмя композициями – Family (она позже превратилась в Dusk), White Mountain, Going Out To Get You и Pacidy.

Демки Going Out To Get You и Dusk вышли официально в 1998 году на сборнике Genesis Archive 1967–75

На первых сценических выступлениях начались эксперименты с новым репертуаром, который, в противовес песням деб был куда более сложным.

Если возвращаться к роли личности, то нельзя не упомянуть человека, пусть и не входящего в состав группы, но очень тесно с ней связанного – бывшего солиста группы Anon Ричарда Макфейла, появления которого можно назвать третьей причиной преобразования музыки Genesis.

ричард Макфейл
ричард Макфейл

Поприсутствовав на одной из репетиций Макфейл был впечатлён прогрессом своих знакомых и предложил им обосновать репетиционную базу в коттедже семьи Макфейл в Уоттоне, графство Суррей.

Ричард Макфейл:

Летом 1969 года коттедж ограбили. После этого моя мать больше не хотела там появляться, и мы решили его продать. Была осень, и отец предложил подождать до весны, когда деревья вокруг коттеджа покроются свежей листвой и он будет выглядеть намного презентабельнее. Так что всю зиму коттедж должен был стоять пустым и мы решили этим воспользоваться. Транспорт для перевозки оборудования я тоже нашёл, так что всё что оставалось делать ребятам – сочинять. Остальное, в том числе еду, я брал на себя, став гасnрольным менеджером Genesis.

История с загородным домом, в котором собирается рок-группа для сочинения нового материала, к 1970 году была уже не нова. Так делали Led Zeppelin, сочиняя третий альбом, так делали Traffic, создавая свой дебют, о котором есть отдельный материал на канале:

Шесть месяцев (до апреля 1970), проведённые в изоляции от внешнего мира и с постоянным присутствием только членов группы переродили Genesis, но и дали первые трещины, которые вскоре раскололи группу, оставив Trespass единственным студийным памятником тому времени.

Тот самый коттедж
Тот самый коттедж

Питер Гэбриэл:

Хотя мы с Тони были лучшими друзьями, мы часто ссорились из-за музыки. Тогда он был намного более нервным и пытался всё контролировать, мне же наоборот хотелось отпустить вожжи и посмотреть что получится. Энтони и Майк, по большей части, неплохо ладили, но иногда я вступал в конфронтацию с одним из них, но чаще всего ссорились я и Тони. Мы чувствовали, что создаём нечто великое, но при этом были юными неопытными засранцами.

Несмотря на неизбежные конфликты, Genesis сумели преодолеть свои трудности и сконцентрироваться на творчестве. Отбросив ограничения поп-музыки, наложенные на них во время работы над своим незрелым дебютом, они начали создавать звук, который должен был стать легендарным. Сложно представить сколько музыки парило в границах стен коттеджа, но одно можно сказать наверняка: пятеро молодых людей стали новой творческой силой совершенно другого уровня с точки зрения композиторских способностей. Качественный скачок вперед по сравнению с From Genesis To Revelation был просто феноменальным.

Резерфорд:

В тот период мы просто писали, писали и писали в течение шести месяцев. У нас были отрывки, длинные фрагменты и 20-минутные песни. Это была смесь импровизационного джема с мелодиями и идеями, которые каждый создавал индивидуально.

По словам Филлипса создание таких композиций, как The Knife и Looking for Someone было путешествием на неизведанную территорию, находящуюся за пределами формулы «куплет-припев-куплет», по которой никто из них ещё не ходил.

Genesis 1970
Genesis 1970

Помимо написания новых композиций Гэбриэл, вместе с вездесущим Макфейлом, занимался ещё и продвижением коллектива. Постоянное общение с промоутерами, бесконечные переговоры о концертах, которые то срывались, то отменялись в последний момент, не только не сломали вокалиста, но сделали куда более уверенным. Гэбриэл понимал, что нахождение в «коконе» репетиционной комнаты это одно, а вот демонстрация своих творческих поисков на сцене – совсем другое. Любая иллюзия твоего великолепия может лопнуть от холодного отношения публики, как шарик от соприкосновения с иглой.

В последнем квартале 1969 года возможностей выступать вживую было мало, но на рубеже десятилетий ситуация начала улучшаться. 9 января 1970 года группу вызвали в студию BBC для создания саундтрека к фильму, основанному на работах художника Майкла Джексона, вдохновленного, в свою очередь, «Метрополисом» Фрица Ланга. Фильм так и не выше в свет, но саундтрек к нему в исполнении группы Genesis под руководством бывшего участника The Yardbirds и уже опытного продюсера Пола Сэмвелла-Смита был записан.

The Jackson Tapes (исключительно важное недостающее эволюционное звено между первыми двумя альбомами группы) бесследно исчезли более чем на 30 лет, и считалось, что они исчезли навсегда, пока в 2001 году не была обнаружена копия, а в 2008 году эти записи вышли в качестве бонус-диска в бокс-сете Genesis 1970–1975.

Группа использовала возможность создания саундтрека для экспериментов с новым материалом и при прослушивании этих 15 минут, условно разделённых на четыре трека: Provocation, Frustration, Manipulation и Resignation, становится ясно, что эта сессия записи посеяла семена, из которых суждено было вырасти будущим трекам.

Например, в Provocation слышна последовательность аккордов, использованная позже в композиции The Fountain of Salmacis, а также элементы второй части Looking for Someone, из Frustration выросла композиция Avenue, ставшая частью альбома The Lamb Lies Down On Broadway (1974), из Manipulation появится замечательная The Musical Box, и только Resignation осталась полностью самостоятельной.

22 февраля 1970 года Genesis вернутся в студию BBC для участия в радиопрограмме Night Ride. В этот раз группа пришла с законченными новыми произведениями, и представила радиослушателям композиции Dusk, Shepherd, Pacidy, Let Us Now Make Love, Looking For Some, Stagnation. Три из них, а именно Shepherd, Pacidy, Let Us Now Make Love также были изданы в составе бокс-сета Genesis 1970-1975.

В том же феврале, благодаря поддержке промоутера Маркуса Бикнелла, группа начала замечать первые признаки реального интереса публики к их концертам. Интерес проявляли и представители рекорд-бизнеса, в том числе продюсер Island Records Гай Стивенс. В какой-то момент Genesis были на грани подписания контракта с Threshold Records, лейблом, основанным группой The Moody Blues, при этом интерес со стороны лейбла был таким, что клавишник The Moody Blues Майк Пиндер пригласил группу в студию для записи Looking For Something, но ссора между Бэнксом и Пиндером из-за неправильно взятой на органе ноты (Бэнкс хотел сделать ещё дубль, Пиндер же руководствовался принципом – и так сойдёт) отсекла эту возможность.

Trespass с логотипом Charisma на "яблоке".
Trespass с логотипом Charisma на "яблоке".

Ещё одним лейблом, намеревавшимся взять под крыло группы был Charisma, пусть небольшой, но уже подписавший контракты с Rare Bird, The Nice и Van der Graaf Generator. Руководитель Charisma Тони Стрэттон-Смит сразу влюбился в музыку коллектива и подписал контракт.

Дело пошло, осталось дождаться, когда лейбл предоставит студию и можно начать запись. Учитывая, что Genesis были новичками, а Стрэттон-Смит, хоть и импонировавшим группе, но рассудительным парнем, студийного времени было выделено мало, так что рассчитывать на всякие эксперименты не приходилось. Учитывая данный факт, группа выбрала для своего второго лонгплея музыку, которая в большинстве своём была написана и отрепетирована в коттедже и уже обкатана на сцене, дополнением стала композиция Vision of Angels, оставшаяся со времён дебютника.

Тони Бэнкс
Тони Бэнкс

В будущем участники коллектива вспоминали эту спешную запись скорее скептически, не столько с точки зрения качества материала, сколько его структуры.

Тони Бэнкс:

Мы вставали на ноги. Мы долго репетировали в этом коттедже, писали все эти песни, и некоторые из них не попали в альбом. Мы играли вживую, чего никогда не делали, узнавали, как это происходит, привыкали играть перед публикой, учились выстраивать сеты, но Trespass был всего лишь подборкой песен, которые у нас были на тот момент. Мы записывали его несколько хаотично поскольку было очень мало студийного времени.

По словам Энтони Филлипса инструментальная часть альбома записывалась практически вживую, но каждый музыкант находился в обособленном помещении, что не позволяло создать атмосферу совместного музицирования. Подобные ограничения также создавали сложность и с записью дублей.

Энтони Филлипс
Энтони Филлипс

Но кого все музыканты точно вспоминают с теплом, так это продюсера Джона Энтони, который будучи профессионалом своего ремесла не только ловко обращался с оборудованием, но и умел найти подход к ещё неопытным музыкантам. Он шутил, подбадривал, помогал и направлял.

Габриэл:

Trespass был действительно первой возможностью, которую мы получили, чтобы сделать настоящий альбом, в котором мы бы руководили процессом. Джон Энтони был там в качестве продюсера, и он был великолепным человеком, он позволял нам определять стиль нашей музыки и аранжировки, ни во что не вмешивался и только умело нас направлял.

Одной из ключевых проблем второго альбома группы Резерфорд называет отсутствие гибкости в музыкальном мышлении группы, потому что песни уже не единожды были отыграны на концертах и в студии группа просто повторила то, что уже играла на сцене, не используя имеющиеся, хоть и очень ограниченные, студийные возможности.

Если обратиться к выходным данным, то шесть композиций Trespass в основном создавались основным авторским костяком группы: Бэнкс-Филлипс-Гэбриэл-Резерфорд, но внутри этого авторского квартете были свои разделения.

Один дуэт состоял из Резерфорда и Филлипса, которые любили совместные музицирования с двенадцатиструнными гитарами, другой из Бэнкса и Гэбриэла. Но в процессе написания композиций оба дуэта развивали идеи друг друга. Так Тони и Питер заложили основы для The Knife и Looking for Someone, тогда как гитаристы - для Dusk и White Mountain.

Питер Гэбриэл
Питер Гэбриэл

Обогатился и список используемых инструментов, но основным дополняющим элементом к гитарно-органному музицированию стала флейта, на которой играл Гэбриэл.

Филлипс:

Флейта тогда была частью музыкальной сцены. Её использовали такие группы, как Traffic, а Ян Макдональд украшал ею тихие композиции King Crimson, которые оказали на нас огромное влияние.

Также Филлипс отмечает, что несмотря на инструментальное разнообразие Trespass в основе этих композиций лежит гитарный фолк, потому что и Гэбриэл с его флейтой и Бэнкс с органом только осваивали свои инструменты, тогда как у него и Резерфорда уже был опыт игры на акустических гитарах и именно переплетением звуков двенадцатиструнных гитар было отдана доминирующая роль на альбоме. В прессе в отношении музыки группы того времени мелькало обозначение «мистический фолк-блюз».

Майк Резерфорд
Майк Резерфорд

Альбом начинается с Looking for Someone построенной на контрастах между тихими акустическими эпизодами и разгоняющимся дуэтом Мэйхью и Филлипса. Нельзя не отметить флейту Гэбриэла. В композиции уже четко просматриваются как характер альбома в целом, так и черты, ставшие впоследствии архетипами творчества Genesis в новом десятилетии: симфо-роковые структуры, органично вплетенные в композиции балладного склада, эпический размах, эмоциональный и артистический вокал и ставка на групповое звучание, а не на солирование.

В White Mountain куда больше фолковых ноток, группа вновь использует приём с контрастными переходами между тихими акустическими частями и плотно-звучащими моментами. Играть контрастами Genesis продолжат и далее, в частности на Visions of Angels.

На прогрессивность замахивается Stagnation, в ней уже отчётливо видны симфо-роковые структуры, которые только вырисовывались в стартовой Looking for Someone. Я встречал достаточно скептические мнения о Dusk, мол самая она «простая» и «обычная» на альбоме, да, она коротка (всего 4:13), но идеально вписывается в трек-лист между величественной Stagnation и тяжёлой The Knife.

The Knife, на мой взгляд, стоит особняком не только в этот альбоме, но и во всём творчестве группы. Genesis здесь невероятно динамичны и ритмичны, подобное могли спокойно взять себе в репертуар ELP (правда навернули бы туда побольше инструментальных ходов). Звезда на The Knife конечно Энтони Филлипс с его режущей гитарой и отличным соло, в 1973 году только The Knife представляла альбом на первом концертном альбоме Genesis – Genesis Live.

Обложка сингла The Knife
Обложка сингла The Knife

Если говорить о влияниях, которые испытывали на себе музыканты Genesis, то мы столкнёмся с причудливым коктейлем из The Beatles, The Beach Boys и The Kinks, которые доминировали на первом альбоме и Procol Harum с Fairport Convention, чьи релизы тех лет добавили прогрессивности второму, связующим же звеном между первыми и вторыми были фолк-исполнители, в частности Джони Митчелл и трио Crosby, Stills and Nash.

Майкл Резерфорд считал ошибочным постановку Genesis в один ряд с такими группами, как например Yes или Emerson, Lake & Palmer:

Trespass это акустический альбом. Мы всегда были больше про песни чем про виртуозность, владение музыкальным инструментом было вторичным по отношению к хорошей песне.

Trespass стал пробой пера, заходом на новые музыкальные территории и началом нового пути, но не всем участникам квинтете было суждено двигаться этим путём дальше.

К октябрю 1970 года, когда альбом поступил в продажу, участниками коллектива было принята два важных решения, первое принимали Гэбриэл, Филлипс, Резерфорд и Бэнкс – Джон Мэйхью покидает группу, второе лично Филлипс – он тоже уходит из Genesis.

Джон Мэйхью
Джон Мэйхью

Уход Мэйхью был вопросом времени, музыканты очень хорошо отзывались о нём, как о барабанщике, но он так и не стал частью группы, чему немало способствовало то обстоятельство что четверо других членов Genesis практически выросли вместе и понимали друг друга интуитивно, они говорили на одном языке, который Джон не мог понять.

Уход же Филлипса никем не ощущался как рядовая кадровая перестановка, более того, оставшееся трио даже думало о завершении истории Genesis.

Энтони объясняет своё решение двумя обстоятельствами: страхом сцены и проблемами со здоровьем, которые начались ещё во времена полгугодового пребывания в коттедже и усугубились аскетичными гастролями.

Genesis 1970
Genesis 1970

Следующим ударом стала сразившая гитариста в апреле 1970 года пневмония, даже лечащий врач сказал Энтони, что дальнейшее пребывание в группе и гастроли могут свести его в могилу.

Филлипс:

Так сочетание неразрешенного страха перед сценой, о котором я никогда не говорил и физическая слабость сделали факт моего ухода неизбежным. Уже не будучи в группе я ходил на их концерты. Мне это нравилось, но потом, когда успех становился всё более ощутимым и масштабным, я перестал ощущать связь с группой. Было бы глупо говорить, что меня никогда не посещала мысль: «Было бы здорово быть частью этого», но в жизни есть много вещей, для которых ты просто не создан.

Уход Энтони Филлипса поставил Genesis в очень трудное положение, когда им пришлось решать, уйти или продолжать работу. Они выбрали последнее, хотя и с тяжелым сердцем, главным образом благодаря решительности Ричарда Макфейла.

Макфейл:

Энтони объявил о своем уходе летом 1970 года, тогда же Питер, Тони и Майк всерьёз подумывали о том чтобы завершить историю группы. Но я настоял на том чтобы они продолжали, Тони согласился, но сказал, что нам нужно найти другого барабанщика.

Тони Стрэттон-Смит вскоре после решения оставшегося трио продолжить работу разместил в Melody Maker объявление о поиске барабанщика и гитариста. Стив и Фил…мы ждём вас.

Внешний разворот пластинки Trespass
Внешний разворот пластинки Trespass

Спустя 50 лет в разговоре с журналом Prog создатели Trespass тепло, хоть и не без оговорок отзывались о втором альбоме Genesis.

Резерфорд был достаточно позитивен и отмечал такие композиции как The Knife за её тяжёлый звук и Stagnation, Dusk и White Mountain за атмосферность.

Бэнкс заявил, что большая часть альбома сейчас не вызывает в нём никаких эмоций, к примеру, Dusk он считает композицией подходящей максимум для би-сайда, а White Mountain вообще не стоило выпускать (ох, зря ты так Тони, отличная же песня). А вот что достойно внимания так это Stagnation и Looking for Someone.

Филлипс не столь категоричен, для него Trespass это хороший ранний альбом Genesis, который заложил основу для тех великих композиций, которые они написали и записали позже. И лично мне оценка Филлипса ближе всех.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.