Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Traffic - Mr. Fantasy, 1967 (история альбома)

Оглавление
https://dzen.ru/media/id/60f4057b3bf6b332378b4b1e/bob-marley--the-wailers-catch-a-fire-1973-istoriia-alboma-iz-arhivov-fonoteki-v-karmane-65336df1900e124de9c242ad
https://dzen.ru/media/id/60f4057b3bf6b332378b4b1e/bob-marley--the-wailers-catch-a-fire-1973-istoriia-alboma-iz-arhivov-fonoteki-v-karmane-65336df1900e124de9c242ad

Так сложилось, что я долгое время обходил стороной первые альбомы Traffic, отдавай предпочтение их "прогрессивному" периоду с John Barleycorn Must Die (1970), Shoot Out at the Fantasy Factory (1973) и концертником On The Road (1973). Все эти игры в психоделику, "лето любви" и прочее не интересовали меня в контексте этой группы, и, как позже я сам убедился, зря.

Дебют Traffic, вышедший в декабре 1967 года штука удивительно странная, впрочем сам коллектив, его записавший тоже не из обыкновенных. Даже если просто взглянуть на состав: все поют, все пишут песни, играют на множестве разных инструментов, при этом в составе нет бас-гитариста. И сейчас каждый из участников Traffic не менее известен сам по себе.

Увы, такой состав из индивидуальностей не просуществовал даже до даты выхода своего дебюта.

Зарождение Traffic началось в 1965 году, когда Дэйв Мэйсон начал периодически заманивать Стива Уинвуда поджемовать в клуб Elbow Bow Room в Бирмингеме, туда же подтягивались Джим Капальди и бывший саксофонист группы Locomotive Крис Вуд. Взаимодействие музыкантов на сцене было впечатляющим, будто они отыграли вместе не один десяток шоу. Позже даже появились слухи, что Капальди, Вуд и Мэйсон неофициально принимали участие в сингле The Spencer Davis Group - I’m A Man (1967).

-2

Уинвуд тогда был официальным членом группы Спенсера Дэвиса, но к весне 1967 года ему стало ясно, что он хочет играть более свободную и авантюрную музыку. И для создания этой музыке у него уже были партнёры, так что в апреле 1967 году публике официально был представлен новый коллектив – Traffic.

Дэйв Мэйсон:

Конечно, мы были поклонниками группы Спенсера Дэвиса и этого пятнадцатилетнего парня Уинвуда, но именно в Elbow Room мы создали что-то уникальное. Крис Вуд был студентом факультета искусств, и мы вчетвером в основном тусовались, накуривались и слушали музыку. В конце концов Стиву надоело быть «молодым Рэем Чарльзом» у Спенсера Дэвиса, и именно так появился Traffic.

Ещё в 1964 году Стив Уинвуд познакомился с Крисом Блэкуэллом, который продюсировал первые записи The Spencer Davis Group, именно Блэкуэлл познакомил английскую публику с музыкой регги, выпустив на своём лейбле Island Records международный дебют Боба Марли.

Об этом на канале есть отдельный материал:

Крису импонировал энтузиазм Уинвуда и он не только подписал Traffic на свой лейбл, но и арендовал загородный коттедж в деревне Aston Tirrold в Беркшире, в котором музыканты могли спокойно заниматься творчеством. "Творческий процесс" в коттедже был запечатлён на обложке британского издания Mr. Fantasy. Журналист Малкольм Доум считает, что тогда зародился один из устойчивых паттернов рок-музыки 60-х-70-х - «музыканты, собирающиеся вместе в деревне».

-3

Позже выяснилось, что не все музыканты жили в коттедже постоянно, а период, когда в одних стенах находились все четверо участников Traffic был достаточно скоротечным.

Дэйв Мэйсон вспоминает о тех временах с теплом и грустью:

Да, это было здорово. Мы просто хотели изолироваться и разобраться во всем, потому что мы действительно не знали, что, черт возьми, мы собираемся делать. Traffic, вероятно, были одним из первых альтернативщиков. Видит Бог, мы были джем-группой еще до того, как появилась эта фраза. Я был тем, кто сказал: «Давайте начнем писать и посмотрим, что у нас получится».

Дольше всех в сельской идиллии находился Уинвуд, и именно здесь была сочинена большая часть альбома Mr. Fantasy, в том числе первый сингл – Paper Sun.

Бескомпромиссная газетная реклама «кричала» в лицо читающему, что Paper Sun – пластинка № 1, хотя тогда ещё никаких чартовых итогов не было. Номером 1 песня не стала, но представить себе то самое «лето 1967» без неё сложно. Таблы, ситар и ненавязчивая флейта – основа этой достаточно экспериментальной для своего времени композиции, демонстрируют чем же хотел заниматься Уинвуд.

На второй стороне сингла поместили Giving to You, куда более «типичную» композицию, но, лично моё мнение, совсем не уступающую заглавной. Крис Вуд здесь великолепен. Кстати, Giving to You, в отличие от Paper Sun попадёт в трек лист британской версии альбома Mr. Fantasy, но в виде инструментала. Причина игнорирования первого сингла конечно не в его качественных характеристиках, а в политике британских лейблов тех времён – не выпускать синглы на альбомах. Собственно, из-за этого многие альбомы 60-х существуют в двух версиях (UK и US), а у тех же The Rolling Stones американских альбомов в дискографии оказалось даже больше, чем британских.

А вот дальше (к концу лета 1968г.) в группе начались первые проблемы. Заметьте, до выхода альбома ещё чуть менее полугода. Камнем преткновения стал второй сингл, ставший водоразделом внутри квартета Traffic. С одной стороны этого водораздела был Дэйв Мэйсон, с другой – Капальди, Уинвуд и Вуд.

Дэйв Мэйсон
Дэйв Мэйсон

Дэйв Мэйсон:

Раньше я никогда не писал песни. Оглядываясь назад на большинство своих ранних попыток, я понимаю, что они немного банальны и очень наивны. Но самое странное заключалось в том, что первой песней, которую я написал, была Hole In My Shoe, и она стала самым большим хитом Traffic. В этом и были заложены семена распада группы.

Группа хотела выпустить вторым синглом Coloured Rain (автором которой указаны все участники группы, кроме Мэйсона), сам же Дэйв, как и лейбл хотели выпустить причудливую Hole In My Shoe (спетую Мэйсоном). Мэйсон и лейбл победили, и эта победа принесла группе самый успешный сингл в их истории (№ 2 в Британии).

И если сравнить эти две композиции, конкурирующие за звание второго сингла группы, то, как мне кажется, можно точно проследить эту возникшую разделительную линию. Hole In My Shoe забавная приятная песенка, в которой вновь есть ситар, есть мелотрон, а также распевные бэки. Эта композиция даже более типична для лета 1967 года чем Puper Sun, не зря Hole In My Shoe вышла в августе, ну и плюс лирика, которая была забавно-дурашливой и, как считал большая часть коллектива не соответствовала настроению и стилю Traffic.

По другую сторону у нас Coloured Rain, не скажу что песня разительно отличается от композиции Мэйсона, но в ней куда больше внутреннего напряжения. Здесь и партии Капальди куда выразительней, да и Вуд развернулся. Сейчас я немного уйду в сторону разговора о стилях, но опираться буду на позицию Уинвуда. Ему очень нравилось, что в США и в континентальной Европе Traffic воспринимают, как рок-группу, но при этом его отталкивала ориентированная на чарты политика британских лейблов и позиционирование Traffic в Британии, как поп-группы. Вот Coloured Rain это рок-сторона Traffic, а Shoe – поп (учитывая конечно толкование этих терминов в 1967 году).

Но всё же Coloured Rain попала на сингл, правда на сторону Б и не на второй, а на третий, которым стала выпущенная в ноябре 1967 года Here We Go Round the Mulberry Bush. Песня была написана группой для одноимённого фильма и уникальна для творчества Traffic тем, что в ней поёт весь квартет.

И вроде бы она должна была стать предвестницей того самого рок-направления, к которому стремился Уинвуд, но…..нет. Так почему же уже не раз упомянутая Coloured Rain была вновь отодвинута? Возможно причины две: 1. Here We Go….была саундтреком к фильму, а фильм мог придать песне дополнительную популярность (читай – дополнительные продажи), хотя это вроде и не коррелирует с пренебрежением Уинвуда к ориентированности на чарты, но лейбл тоже мог сказать своё слово. 2. Группа The Beatles, которая попросила Traffic предоставить им видео исполнения этой композиции для включения в фильм Magical Mystery Tour. А мы понимаем, что в 1967 году The Beatles отказать не мог никто. Увы, песня в фильм битлов не попала, а фильм, для которого была написана вышел в прокат только в 1968, когда у Traffic уже был дебютный альбом и готовился второй.

Traffic далеко не самая последовательная в своих творческих исканиях группа, они менялись и менялась их музыка, но если Traffic можно назвать белой вороной среди рок-групп 1967 года, то их дебютный альбом белая ворона в дискографии этой группы. Это пёстрое, интересное, пусть и не особо цельное, но не утрачивающее своей притягательности музыкальное полотно.

-5

Heaven Is in Your Mind песня своей эпохи, особенно это ощущается в вокальных партиях, окрашенных эффектом реверберации. Именно по заголовку этого трека была названа американская версия дебюта Traffic, на обложке которого группа представлена уже в составе трио, а в трек листе, вместо двух песен ушедшего Мейсона (Hope I Never Find Me There и Utterly Simple) размещены Paper Sun и Hole in My Shoe.

Обложка американского варианта дебютного альбома
Обложка американского варианта дебютного альбома

В Berkshire Poppies музыканты веселятся во всю, а помогают им в этом друзья из The Small Faces. Наверное самая «дурацкая» (в хорошем смысле) песня на альбоме.

House for Everyone – психоделия от Мэйсона. Мне очень нравится эта песня, особенно ведущая мелодия в исполнении Вуда. Не менее прекрасна и поп-баллада No Face, No Name, No Number.

Полузаглавная Dear Mr. Fantasy зерно будущих Traffic эпохи 70-х и единственная композиция дебютника, попавшая на их первый концертник - Welcome to the Canteen (1971). Правит здесь блюз-рок, хоть и не без психоделического налёта и бас-гитара Уинвуда.

Вот и получается, что на первой стороне пять абсолютно разных композиций, что великолепно отображает творческий поиск коллектива, хотя, как я уже говорил, несколько вредит цельности пластинки.

Среди песен со второй стороны альбома, помимо упомянутых ранее, обращу внимание на ситарную Utterly Simple авторства Мэйсона. Явно написанная под влиянием недавних экспериментов Джорджа Харрисона эта композиция единственное связующее звено с двумя первыми синглами Traffic, поскольку больше в британском издании Mr. Fantasy ситар не звучит.

В Великобритании альбом добрался до 16-го места (третий по успеху результат среди британских релизов группы), но стабильность первых дней совместного музицирования было потеряна. Мэйсон ещё возвращался в группу и внёс немалый вклад в создание второго альбома, на которым музыкальный путь группы стал более отчётливым, хотя ещё далеко не демонстрировал тех далей, в которые забредут музыканты.

Поддержать канал:

Подписывайтесь на канал, будет интересно.