«Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» — кажется, Гоголь изучен с макушки и до пят. Он — один из главных наших писателей, основатель одной из двух ветвей русской прозы, за вторую ветвь отвечает сам Пушкин. Но при этом, парадоксальным образом, в творчестве Гоголя остается много белых пятен. Один из самых крупных пробелов — цикл «Миргород», о котором мы сегодня и поговорим.
В круге первом
Главная особенность Гоголя — это циклы, круги. Кроме поэмы в прозе «Мертвые души», у него больше нет крупных форм. Классик мыслил повестями, рассказами, которые со временем вырастали в циклы. Да даже те же самые «Мертвые души» цикличны по своей природе: Чичиков постоянно кружит на своей «птице тройке», заезжая то к одному помещику, то к другому. И каждый помещик мог бы стать героем своей собственной повести со сквозным персонажем в лице ушлого чиновника Чичикова. Короче, «Мертвые души» — это гоголевская версия «Ада» Данте.
Да, и еще: «Мертвые души» задумывались как первая часть трилогии. Но, к сожалению, трилогия не была завершена. Поэтому перед нами все равно цикл, только не дописанный.
Все мы вышли из гоголевской шинели
Ну, не сказать, что прям все, но добрая половина русских авторов — точно. Например, Достоевский, которого называли новым Гоголем. Гоголь подарил русской литературе деталь, интерьер, сложную и узорчатую фразу. Без его длинных предложений не было бы толстовского слога. Взгляд Гоголя — весь в мелочах, конкретике.
Это диаметрально отличает его от Пушкина, у которого был совершенно иной подход к прозе. Обратитесь к «Повестям Белкина» и вы увидите короткие простые предложения. Минимум метафор, эпитетов и прочих украшений. Минимум эмоций — сухое и предельно ясное изложение событий — без сентиментальных вздохов и испуганных восклицаний.
«Миргород» — затонувшая Атлантида
Не будем придирчивы к критикам и издателям. Они быстро смекнули циклический талант Гоголя. И все мы хорошо знаем цикл «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель». Здесь перед нами городская мистика, столичные пейзажи.
И еще знаем «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Тут перед нами уже природа и деревня. Вместо городской мистики — фольклор и байки.
А вот, что вы читали из «Миргорода». Да и вообще что за Миргород: это город или какое-то утопическое государство?
Да, вы читали «Миргород». Ведь вы проходили в школе повесть «Тарас Бульба» и, возможно, еще «Вий». И то, и то — часть «Миргорода» — самого сложного и разнообразного цикла Гоголя.
Миргород — город-мир
Да, Миргород — это реально существовавший и существующий город. Но это также и утопия, ведь перед нами не просто история о городе, а целый сборник жанров. И сам город Миргород, как таковой, в данном случае особой роли не играет. Скорее всего, Гоголя привлекло само название: мир + город — то, что надо для замысла автора.
Мир жанров
«Миргород» состоит из четырех повестей и каждая — это отдельный жанр. От первой до последней повести можно проследить вкратце, как развивалась мировая литература и к чему пришла. Сразу предупредим — выводы неутешительные. И темы, и язык мельчают.
«СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ» — миф о любви. Сюжет прост и незатейлив. Перед нами пожилая супружеская пара, которая до смерти пронесла любовь друг к другу. Мир этой повести замкнут на двух персонажах и их быте. Афанасй Иванович и Пульхерия Ивановна — словно Адам и Ева в саду, только пожилые. У них одинаковые отчества, что подчеркивает их духовное родство. Вспомните, что и в древнегреческом пантеоне, о котором Гоголь не мог не знать, главная пара — Зевс и Гера — брат и сестра. Так что перед нами — старый свет — золотой век — лучшее время.
«ТАРАС БУЛЬБА» — эпос о героизме. Любовь уступает войне и подвигу. Здесь уже есть сюжет, есть конфликт, есть борьба. Гоголь вводит идею противостояния среди людей, деления на своих и чужих. Здесь есть казаки, а есть ляхи, которых надо побороть. «Тарас Бульба» все еще выдерживает высокий пафос, заданный в первой повести, но характеры совсем другие, более реалистичные. Это уже не Эдем, а действительность, история.
«ВИЙ» — страшная сказка. Пафос уходит, остается только ощущение чего-то загадочного и необъяснимого. Грубо говоря, древнегреческих прекрасных богов заменяют местные фольклорные существа. Многие называют «Вий» — первым нашим ужастиком, однако жанр ужаса так и не развился. Виной тому, скорее всего, влияние критика Белинского, который требовал реализма от писателей.
«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ» — социальная сатира. Любовь, героизм, страх уступают наконец место смеху. Здесь идет полное разоблачение всех высоких чувств, герои окончательно мельчают. Это уже не вражда Тараса Бульбы с ляхами, у нас теперь — ссора двух соседей. «Скучно на этом свете, господа!»
Мир Малороссии
Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими…
— это первое предложение первой повести. А вот последнее предложение последней, четвертой повести: «Скучно на этом свете, господа!» Так мы совершаем вместе с Гоголем путешествие из прошлого в настоящее, знакомясь с эпосом и фольклором, от любви к скуке.
Итог:
Главная беда «Миргорода» в том, что одни его повести очень известны («Тарас Бульба», «Вий»), а о двух других мало кто слышал. В результате «Тараса Бульбу» часто норовят напечатать отдельно под обложкой с «Вием» или «Шинелью», чем рубят авторский замысел на корню. Но каков спрос, таково и предложение — здесь уже ничего не попишешь.
______________________________________________________
Но можно подписаться на этот канал, написать комментарий или поставить лайк
Спасибо за внимание!
Страницы автора в книжных магазинах:
Литрес: https://www.litres.ru/book/r-r-naydenova/docheri-persefony-69850234/?ysclid=ltty90ryll462728711
Литгид: https://litgid.com/catalog/sovremennaya_proza/docheri_persefony_proza/
Wildberries: https://www.wildberries.ru/catalog/151478876/detail.aspx
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/938623/?ysclid=lttyarby1v467903280