Эта чудесная книжка попала мне в руки через буккроссинг. Когда я ее брала, я даже не подозревала, насколько легко она читается и как буквально несколькими штрихами и парой диалогов Авдотья Панаева создает характеры людей, которых мы знаем как классиков отечественной литературы.
Балериной не стала, стала писательницей
Авдотья Панаева (1820 – 1893) — удивительная женщина. Она была дочерью Якова и Анны Брянских, актеров Императорского театра в Петербурге. Ее, как и других актерских детей, с детства готовили к сцене, но не угадали с наклонностями. Родители видели в ней балерину, а ей была более интересна драма. Свое пристрастие Авдотья Яковлевна успешно реализовала в литературе.
Она была женой писателя Панаева и музой поэта Некрасова. Панаев и Некрасов создали журнал «Современник», который объединил весь цвет литературы. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Островский — все они бывали в редакции и дома у Панаевых (и редакция, и дом находились под одной крышей).
И, конечно, Авдотья Панаева были со всеми знакома. Когда читаешь ее воспоминания, возникает ощущение чего-то домашнего и уютного.
Но это в том случае, если писатель или критик был симпатичен Авдотье Панаевой. Большинство, кстати, ей действительно были симпатичны, за исключением одного из классиков — Ивана Тургенева.
Белинский сравнивал Тургенева с Хлестаковым
Так, Авдотья Панаева подробно описывает страсть Тургенева импровизировать и сочинять небылицы. Настолько явную, что даже Белинский порой сравнивал автора «Отцов и детей» с Хлестаковым.
Панаева приводит пример, как однажды Тургенев занимал ее разговором о пожаре на пароходе, на котором он ехал из Штеттина, как он, «не потеряв присутствия духа», успокаивал плачущих женщин и ободрял их мужей, обезумевших от паники».
Но один знакомый Панаевой тоже был на этом пароходе, и рассказывал ей, как один молодой человек был наказан капитаном за то, что первым, расталкивая женщин с детьми, рвался в спущенную лодку и восклицал: «Умереть таким молодым!»
И этот самый знакомый на одном из музыкальных вечеров узнал в Тургеневе того самого молодого человека. Панаева усомнилась: может, знакомый ошибся? Но знакомый настаивал, что узнал того юношу по высокому голосу, несоразмерному крупной фигуре и плотному телосложению.
- Если вы хотите узнать всю подноготную о Тургеневе, то стоит прочитать эту книгу. Если же вы любите Тургенева и не хотите развенчивать свое восприятие — то лучше не надо.
Панаева с большим юмором описывает еще одну манеру Тургенева — он не любил выполнять обещания.
Коллеги-писатели обижались на него за такой номер: Тургенев мог пригласить кого-то к себе на обед и на это время уйти из дома. В ответ на упреки Иван Сергеевич однажды пригласил литераторов на обед к себе на дачу в Парголове и пообещал удивить их отменным обедом.
В назначенный день и час шестеро приглашенных, включая чету Панаевых и Белинского, прибыли в Парголово. И… не застали Тургенева дома.
Нервный Достоевский, трудяга Белинский
Достоевского периода «Бедных людей» Панаева описывает как очень нервного, впечатлительного и самолюбивого молодого человека. Ранний успех сделал его высокомерным, а присущие ему желчность и раздражительность затрудняли общение с ним.
С огромной симпатией и сочувствием пишет она о Белинском, называя его невероятным тружеником. Если многие писатели, будучи помещиками, рассматривали литературу как миссию или как источник дополнительного дохода, то для Белинского его работа была источником заработка. Именно поэтому мы и никогда не узнали Белинского-писателя. Весь свой дар и пыл он растратил на критику, журнальную деятельность, обзоры книг.
Очень деликатно и в то же время тепло Панаева пишет о Некрасове. По ее «Воспоминаниям» ни за что не догадаться об их непростых отношениях и «жизни втроем». Если кого-то интересует именно эта сторона жизни, то в книге ее нет. Известно, что дети Авдотьи Яковлевны, рожденные и от Панаева (дочь), и от Некрасова (два сына), умерли во младенчестве.
После расставания с Некрасовым она вышла замуж за публициста Головачева, одного из сотрудников журнала «Современник». Их дочь Евдокия Нагродская тоже стала писательницей.
«Желудок Дюма переварит и мухоморы»
Самые юмористические страницы «Воспоминаний» посвящены Дюма, который, путешествуя по России, полюбил бывать на даче у Панаевых под Ораниенбаумом. Дюма был страшным обжорой, к тому же он постоянно приезжал со свитой и без предупреждения.
«Раз я нарочно сделала для Дюма такой обед, что была в полном убеждении, что, по крайней мере, на неделю избавлюсь от его посещений. Я накормила его щами, пирогом с кашей и рыбой, поросенком с хреном, утками, свежепросольными огурцами, жареными грибами и сладким слоеным пирогом с вареньем и упрашивала поесть побольше… Через три дня Дюма явился, как ни в чем не бывало… Я думаю, что желудок Дюма мог бы переварить мухоморы».
О приметах, которым Некрасов следовал, чтобы его игра в карты была удачной и о том, как он однажды потерял рукопись романа Чернышевского.
Как Добролюбов заботился о своих младших братьях.
Как родилось знаменитое письмо Белинского к Гоголю...
Книга содержит немало удивительных историй, но главная ее ценность — что в ней писатели, знакомые нам со школьной скамьи, словно оживают, становятся простыми и понятными людьми.
Читали, будете?
О Панаеве на канале уже была публикация:
А вот еще о книгах, написанных на основании дневников и мемуаров:
Дочитали до конца? Не забудьте поставить👍