Мелодрама "Евдокия" снята на основе одноименной повести Веры Пановой, и основа ее совпадает с литературным первоисточником. Но есть одно значительное различие, которое возможно не замечают.
Начнем с того, что у зрителей часто создается впечатление, что главный герой здесь не одна Евдокия, а фильм хочется назвать «Евдоким и Евдокия». И правда глава семьи и ее движущая сила – муж главной героини, Евдоким.
Это его мечты о понимающей жене, большом доме и ласковых детях воплощаются в реальность. Во время жизни с ним даже девушка с неоднозначной репутацией становится мудрой надежной спутницей. Ему удается отвадить ее от измен. Причем он делает это с помощью силы убеждения.
Отношения в семье Чернышёвых доверительные, добрые. Дети не просто слушаются отца, но любят и уважают. Всякий конфликт разрешается по-доброму. Глядя на эту семью, понимаешь, насколько важно влияние мудрого лидера, такого как Евдоким.
Одна из основных тем, что проходят через весь фильм, – религиозное перевоспитание главной героини. Вернее, ее отречение от веры. И если в повести набожность Евдокии или ее отца незаметно вписано в повествование, то для экранизации Вера Панова добавила четкую линию трансформации героини.
Сначала Евдокия совсем темная и неграмотная, и проходит обучение в школе. В повести этого нет.
Евдоким в мягкой форме укоряет жену за организацию панихиды по отцу. Потом за держание в доме икон. Говорит даже, что Бога нет. Евдокия, конечно, с ним не согласна.
В повести подобного эпизода тоже нет. Есть просто упоминание их разных мировоззрений в одной из критических ситуаций (во время разбирательства с Анной Шкапидар в суде):
«Евдокия знала, что муж у нее умный и о жизни судит правильно, – если б еще он верил в бога и святых угодников, она во всем решительно была бы с ним согласна. И тут на суде он говорил так складно и дельно, что, не будь кругом чужих людей, она обняла бы его от всего своего благодарного сердца»
То есть супруги хоть и разных взглядов, но принимают друг друга и не пытаются переделать. Да и как бы мог Евдоким переделать жену, мне совершенно непонятно. В то время вера составляла основу представлений о мире, человеческих законах и морали. Базовая прошивка так сказать, тем более для простых людей, не получавших образования.
Даже сам Евдоким вряд ли смог бы легко «перестроится-перековаться» в атеиста. Ну, допустим. Но он не стал бы переделывать свою жену, ее молитвы и речи о боге не резали бы ему слух, как показано в фильме. Он и сам рос в традиционной патриархальной семье. А значит православной. Более того, он и свою семью создал по патриархальной модели.
После потери сына Паши на войне, Евдокия и вовсе отказывается верить в Бога. Говорит Марьюшке: «Кому легче? Брехня все это». В повести опять же такого нет. Там во время войны Евдокия только молится за освобождение земли от врагов. Да и Паша по первоисточнику не погиб. Евдокия потеряла старшего, Андрея, до войны.
К тому же она не работала на заводе, а также держала дом и огород, следила за внуками (детьми Натальи, пока Наталья без выходных работала). Еще в их доме поселили эвакуированных ленинградцев. За ними Евдокии тоже приходилось убирать. То есть к финалу она осталась такой же домохозяйкой, как в начале. Повесть заканчивается на ожидании победы.
Получается, что в экранизации Панова изменила, доработала образ Евдокии. Героиня существенно поменялась. От чего фильм выиграл: наблюдать развитие персонажа всегда интересно.
А еще в сценарии добавлены сцены послевоенной жизни семьи. Мы видим новоселье у Чернышёвых уже в 50-х. В квартире полно народа, они лепят пельмени, которыми заставлено все кругом, на столах, на кроватях, на подоконниках. Эпизод закольцовывается с начальными мечтами Евдокима. Очень удачный прием: Евдоким как основоположник придумал и создал идеальную семью, дал ей правильное направление, а Евдокия сохранила.
Она – классическая хранительница очага, но с поправками на социалистическую реальность. Видимо, женщина не должна была выглядеть совсем уж «темной» в советском кино.
Есть в экранизации еще один любопытный момент: любимая картинка Евдокии с полуголой восточной красавицей постоянно мелькает в кадре. Евдокия даже перевозит ее в новую благоустроенную квартиру. Это символично: маленькая слабость матери (ее история до замужества, скорее всего подарок другого мужчины, Ахмета) больше не осуждается даже строгой Катей.
Личные вкусы, хоть даже выраженные не в ее религиозности, (ведь советскому человеку не пристало придерживаться таких «отсталых» взглядов), все-таки принимались в семье. Отражением ее личности стала эта картинка.
Но лучше всего о любви в семье говорят эмоциональные эпизоды, игра актеров. Особенно мне нравится великая сцена в прихожей, когда Чернышёвы смотрят друг на друга с любовью и благодарность, совсем без слов. Они не ошиблись сделав свой выбор. Когда-то Евдоким не смог развестись, узнав об «испорченности» молодой жены и рискуя остаться без детей. Так и Евдокия потом выбрала его и детей вместо Ахметки.
Почитать еще: