Судя по фильму, разводили раньше неохотно, давали странные шансы для людей, у которых ужасные отношения. Народный судья довольно въедливо относится к своему делу, пытается докопаться до причин раздора. Решать судьбы. В итоге получается, что она учит взрослых людей, таких же, как она сама, жить. Это смешной момент. Но в целом фильм, наоборот, страшный. Начинается он с этого мрачного тихого коридора суда, где как в чистилище слышен каждый шаг.
А проблемы, по которым пары разводились актуальны и по сей день. Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Итак, начнем с начала. Беловы. Муж ненавидит жену, и открыто заявляет об этом, жить с ней не хочет, и скорее всего обитает уже у любовницы. Белова странным образом вцепилась в супруга, и возможно она даже садистка, не хочет отпустить человека, прямо с каким-то наслаждением смотрит на его мучения. Возможно, мстит таким образом за измену или за «потраченные годы». Но явно о любви со стороны Беловой речи быть не может (если только какой-то извращенный ее вид, зависимость или помешательство на человеке).
Развод ему не дают, оставляя два месяца на «примирение». Но как судья может разобраться в хитрых отношениях супругов. Тут скорее стоило их развести и пусть Белова быстрее смирилась бы с разрывом. Тем более и оснований для удержания такого «мужа» у суда нет (например, несовершеннолетний ребенок или болезнь, беременность, что там еще считают сейчас такими основаниями?).
Миронов – пьяница, шантажирует жену разводом, чтобы та давала ему деньги на алкоголь. Женщина же не хочет оставаться одна видимо из-за каких-то древних страхов.
Это ее право, оставаться в бессмысленном браке, и так она может мучится всю жизнь. Да и поможет ли тут развод? Миронов так и будет ходить к ней за деньгами даже после развода, а она будет его жалеть и давать деньги, лишь бы не таскался по знакомым, позоря ее саму и детей. Такая ситуация часто встречается. Потому ей даже выгодней видеть его большую часть времени перед глазами, совесть заест в противном случае. А так – страдает от креста, и дети страдают от пьянства отца, но осуждения будет меньше.
Это не мое личное отношение к проблеме, это я пытаюсь представить логику персонажей.
Никулины. Муж встретил бывшую любовь и хочет уйти от нелюбимой, но бывшей когда-то удобной жены. Причем судья не хочет их разводить, хотя понятно, что женщине сложно даже видеть своего неверного супруга.
Более того, судья как детей убеждает супругов, что у них все нормально и надо жить дальше, потерпеть и проверить чувства Никулина к старой знакомой на подлинность. Вот это уже совсем дикий случай. Оба дееспособных супруга хотят развестись, а им не дают. Еще и заставляют отчитываться. В итоге, как я понимаю, просьбу Никулиной все-таки удовлетворили.
Шумиловы. Муж в этой семье – агрессор, бьет жену дома и в общественных местах. Все это он оправдывает. Например, тем, что она неправильно воспитывает ребенка – она же не права, я ее и ударил в бедро. Рубаху на ней изодрал, потому что она меня упрекала. Пью, но не валялся. Вины своей он не видит и считает свое поведение нормальным. На жену ему плевать, даже не помнит, когда у нее день рождения, в которое он ее в очередной раз ударил. Видно, что женщина его боится.
Скорей всего их не развели, оставили вместе, мол, надо помириться. Возьмите, мол, Шумилов себя в руки. Проще говоря – когда убьют, тогда приходите. Женщину жалко, скоро по всей видимости она угодит в больницу или вообще на тот свет.
Кирилашвили. Самая непонятная ситуация для меня. Мать явно имеет воздействие на молодую. Но и муж ведет себя неадекватно. Не работает толком, оскорбляет и ревнует без причины. А речь какую про три сердца толкнул, наверное, любит создавать видимость своего благородства. Но дело даже не в том, что мама плохо влияет на молодую Кирилашвили, а в том, что девушка не чувствует любви супруга. Даже съехать от тещи ему лень.
Эта история иллюстрирует несхожесть супругов по части ценностей, это тоже может здорово отравить существование людей. Кому-то для жизни очень нужен кооператив, и работать на него без выходных, а кто-то предпочитает образ жизни свободного художника. Потому пары и распадаются, им просто не по пути.
Наконец, Лавровы - главная история, которая, мы знаем, чем закончилась после зала суда.
Митя Лавров (в исполнении Абдулова) взбеленился от того, что жена Катя (Ирина Алфёрова) общается с бывшим одноклассником и тот ее фотографировал. Подозревает измену. Катя во вред себе отказывается отвечать ни да ни нет на признание в измене, потому что оскорблена такими глупыми подозрениями. В итоге их разводят, хотя доказательств измены у Лаврова нет, а женщина против разрыва.
Как становится ясно позже Лавров приличный псих, может даже психопат, бегает и угрожает предполагаемому сопернику, фотографу Вадику, который имел неосторожность общаться с замужней однокашницей. Все заканчивается трагедией. Митя порезал «обидчика», а Катя угодила в больницу с нервным срывом или еще с чем похуже (психическим расстройством, пожалуй).
Вроде как и вывод напрашивается очевидный, Катя не изменяла, а любила Митю, судье не надо было разводить чету, и наверное, все было бы хорошо, зажили бы они счастливо, решив все недопонимания. Но, конечно, все не так просто. Митя бы не успокоился так просто, а ревновал бы Катю к каждому столбу и сводил ее с ума. Мог и придушить как Дездемону в итоге – если бы не получилось расправиться с очередным соперником, а агрессию применить куда-то надо было.
Ситуация безвыходная. Фильм хоть и имеет такое романтическое название «С любимыми не расставайтесь», взятое из очень популярного стихотворения Кочеткова, правдивый и безжалостный. Он как будто спорит с этой расхожей категоричной фразой, вынесенной в название. Приходиться расставаться и даже лучше это сделать иногда, ведь не всякая любовь одинаково полезна.