Найти тему

"Таланты и поклонники", или Нужна ли нам классика?

Школу я закончила с пятеркой по литературе и со стойким отвращением к классике XIX века. Кстати, я по сей день не уверена, что ее надо изучать детям, ибо и Пушкин, и Тургенев, и Толстой и иже с ними жили в другую эпоху. И чтобы понять их произведения надо иметь достаточно большой интеллектуальный багаж. Иначе дети условную Марьванну замучают вопросами типа "А почему Татьяна Ларина работать не пошла?". В общем, до классики я доросла лет так в тридцать с копейками. И вот тогда оказалось, что Островский весьма актуален и в наши дни. И в целом вполне возможно перенести действие его пьес в ХХI век, как уже делали в фильме "Гроза".

Сергей Векслер, поставив в Театре иллюзий спектакль "Таланты и поклонники", не использовал эту заманчивую идею. Но он не сделал и чисто классическую постановку в духе его же "Дачников", где, по-моему, даже пивные бутылки были аутентичные. Спектакль Векслера "Таланты и поклонники" по духу совершенно соответствует Островскому. Но его герои немного приближены к нам сегодняшним, потому что персонажи живут "в некотором царстве, некотором государстве", а не в 1880-х. Эту условность подчеркивают костюмы, которые намекают на прошлый и позапрошлый века, но лишь намекают. В какое время могла жить красавица Саша в платье с открытыми плечами и длинных перчатках? А ее мать в черном наряде с вязанной шалью? А антрепренер в попугайском костюме и ярких украшениях? Да, "когда-то".

-2

Сюжет пьесы все знают, но напомню в двух словах. Антрепренер Мигаев зажимает талантливую актрису Александру Негину, создавая ей невыносимые условия и не продлевая контракт. Но помещик Великатов выкупает бенефис Негиной, что приносит ей хорошие деньги. Девушка задумывается и перед ней встает проблема выбора: стать женой бывшего студента Петра Мелузова или содержанкой Великатова.

-3

А вот теперь скажите: разве сейчас девушки не выбирают иной раз между честной бедностью и богатством с оттенком греха? Еще как выбирают! Наверное поэтому так отчаянно жалко Сашу (Т. Волкову), такую талантливую, такую хрупкую и нежную. Она и Петя (А. Поваляев) так хорошо смотрятся вместе, но их любовь разобьется о суровую реальность. Кстати, обратите внимание, как постепенно Саша сходит вниз по лестнице (виртуально, конечно), как раз за разом уступает искушениям золотого тельца: с шиком покататься на лошадях по городу, получить в подарок новое платье к бенефису и пр. Шаг, шаг, еще шаг...

-4

Несмотря на то, что действие происходит "когда-то", спектакль поставлен крайне реалистично. Зрители слышат гудки паровоза, шипение пара, даже звук "летящих в потолок" пробок от бутылок шампанского. Мы испытали настоящее погружение в реальность, когда ты здесь и сейчас находишься вот в этом провинциальном театре, где бушуют страсти и плетутся интриги. Необычным было то, что Векслер нарушил линейное действе пьесы. Спектакль начинается на вокзале, где Саша и Домна Пантелеевна ждут прибытие поезда. А потом идут камбэки и герои вспоминают события недавних дней. Дополнен спектакль текстами пьес, в которых играет Саша (и это прекрасно, ибо мы видим ее не просто как бедную девушку, но и как актрису) и песнями.

-5

Очень хороши актерские работы, причем все без исключения. Татьяна Волкова - сама прелесть и само очарование. А как она поет! А. Серов-Останкинский так вкусно играет роль трагика Громилова, бонвивана и любителя выпить! Мария Монич воплотила образ Смельской, актрисы, которая давно махнула рукой на все условности, но не перестала быть очень привлекательной. Александру Поваляеву выпала сложная задача, но его скромный и благовоспитанный Петя не потерялся рядом с такими яркими персонажами, а оттенил их.

-6

Честно признаюсь: весь первый акт я пыталась понять концепцию художника по костюмам А. Селяниной поскольку, как я писала выше, они не относятся к одной эпохе, но зато отлично показывают характер персонажей. Вот, к примеру, Великатов (О. Жуков), носит высокие сапоги, белые жокейские брюки и, похоже, кожаный стетсон. И все это напоминает нам, что он - владелец конезавода. Вот Домна Пантеевна (Г. Чигасова) предпочитает темные неброские платья с брошью на груди. Да, молодость прошла, выпендриваться незачем. Смельская первый раз появляется на сцене в брюках, которые, как вы понимаете, женщины в 1880-х не носили, тем самым сразу заявляя о пренебрежении к обычаям.

-7

В любопытном ключе сделаны декорации. По сути они представляют собой возвышение с двумя лестницами по бокам. Этот помост временами становится театральной сценой, а пространство под ним, то закрытое занавесками, то открытое - квартирой Саши и Домны Пантелеевны.

Минусы. Я бы предложила шаль заменить на другую. Потому что это серо-буро-зеленое нечто очень дешево выглядит, тогда как в пьесе это дорогой подарок: "Домна Пантелевна (развернув бумагу). Да какой платочек, помилуйте - скажите, это целая шаль, я сроду такой и не нашивала. Да сколько ж она стоит-то?".

За приглашение спасибо
Наталия Кочановская, Московские блогеры МоскваЛюблю и Сцена на Перовской Московский Театр Иллюзии.
Фотографии с сайта театра (
https://teatrmagic.ru/performance/talanty-i-poklonniki/) плюс мои снимки с поклонов.

#moskva_lublu #moskvalublu #театриллюзии #сценанаперовской #талантыипоклонники