Сегодня в рамках возрожденной рубрики “Вопрос от подписчика” будем отвечать сразу на пул похожих друг на друга вопросов, касаемо преимуществ полнокадровой оптики над кропнутой, и наоборот:
- “Почему полнокадровая оптика раскрывается именно на полном кадре?”,
- “Почему свежееприобретённый полнокадровый объектив по резкости оказался хуже предыдущего кропнутого?”,
- и “Зачем вообще существует кропнутая оптика, когда есть столько потрясающих полнокадровых объективов?”,
… которым по смысловой нагрузке полагается один и тот же ответ - “Всё дело в разрешающей способности объектива!”.
Сперва наглядный пример, который уже однажды мелькал у нас в блоге примерно по тому же поводу:
Перед вами две фотографии, снятые на один и тот же Sony A6500 на одних и тех же настройках, в одних и тех же условиях. Только первая на полнокадровый FE 24-70mm f/2.8 GM стоимостью ~134.000, а вторая на кропнутый E 16-55mm f/2.8 G стоимостью ~ 99.000.
В формате соцсетей и общего взгляда, по сути, разницы никакой, но если сделать 300% увеличение, то детализация и резкость картинки окажется лучше на втором кадре (обратите внимание на текст).
А знаете, как так получилось, что более дешевый кропнутый объектив по резкости и детализации уделал более дорогой полнокадровый аналог?
Всё дело в разрешающей способности объектива - чем она больше, тем более детализированную картинку можно с него получить, а, так уж получилось, что у матрицы большего формата требования к разрешающей способности объектива несколько ниже.
Разрешающей способности полнокадровых объективов на кропе более чем хватало до тех пор, пока разрешение кропнутых матриц не перевалило за двадцать с лишним Mpx. При одном и тот же разрешении матрицы, плотность пикселей на кропе гораздо выше плотности пикселей на полном кадре, соответственно кроп, чтобы сохранить тот же уровень детализации, будет требовать от оптики более высокого разрешения, и кропнутые стёкла разрабатываются именно с учётом этого требования.
Собственно, именно поэтому, производители, у которых есть и полнокадровые, и кропнутые камеры стараются развивать обе линейки объективов, а не только полнокадровую, чтобы фотографы смогли получить картинку высочайшего качества независимо от того, на какой формат они в данный момент снимают.
Практические выводы из этого факта можно сделать следующие:
1) Если снимаете на кроп, и вот-вот, или в скором будущем, но обязательно собираетесь переходить на полный кадр - то при выборе набора оптики логично присматриваться сразу к полнокадровым стеклам, ибо это просто вопрос перспективы. Но!
2) Если переходить на полный кадр вообще не планируете (например, заинтересованы в съёмке исключительно видео), то в полнокадровом объективе (особенно доступном) на кропе нет никакого смысла.
Как-то так…