Публикация дарвиновской "Происхождение видов", буквально "взорвало" западно-богословскую мысль. Наибольший интеллектуальный удар пришелся по четырём основам христианской религии: 1) авторитету священного Писания, 2) представлению о божественном замысле мира и человека, 3) представлению о статусе человека, 4) этике и социальной организации незыблемости иерархически-организованному обществу. Рассмотрим как реагировала западная богословская мысль на этот вызов науки.
На самом деле, ещё задолго да Дарвина - от астрономии Коперника и "Основ геологии" Ч. Лайеля, буквальное толкование Библии было поставлено под сомнение. Вообще традиция аллегорического и символического толкования Св. Писания, заложенного ещё Филоном и Оригеном, была творчески реализована Александрийской богословской школой. Но этот, если лезть в дебри христианской истории, аспект меня сейчас не интересует. Я просто хочу обратить ваше внимание на то, что такая традиция существовала и в этом отношении не стоит "ломиться в открытые ворота". Но как-бы то ни было, во времена Дарвина и чуть раньше, наиболее распространенным представлением в геологической науки была - теория катастроф. Если коротко, суть её сводилась к тому, что в промежутках между глобальными катастрофами (поздним считался Ноев потоп), Бог создавал новые биологические виды.
Эта околонаучная богословская традиция тогда позволяла не только провести параллели с библейским повествованием, но и объяснить, почему в разных слоях земной коры содержатся различные ископаемые. Ярким примером этого, является реконструкция останков костей (около 23 исчезнувших видов, включая и древнего мастодонта) Жоржем Кювье (в 1801 г.). Кювье, вполне в рамках тогдашней традиции полагал, что подобные существа создавались божественным вмешательством, в ходе глобальных катаклизм и которые невозможно сравнить ни с какими событиями в современном мире. Однако, удар по таким основным положениям христианской доктрины как: наличие у мира ЦЕЛИ, библейская драма творения и грехопадения, человеческое превосходство над всеми видами и его исключительная уникальность, был настолько очевиден, что требовал незамедлительного ответа. Кроме того, поскольку для некоторых ученных эволюционная теория была связана с атеистическим мировоззрением, идеологическая борьба перешла в область совершенно далекую от сугубо научных вопросов. Проблема заключалась в том, что обе враждующие стороны не смогли провести демаркационную линию, между эволюцией как научной теорией и эволюционным натурализмом как философской интерпретацией.
ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ
Дело в том, что для многих людей того времени, доказательство непогрешимости Библии было единственным способом защиты своих религиозных убеждений. Для консервативных церковников (как тогда, так и сейчас), никаких компромиссов с эволюционной теорией принципиально быть не могло. Поскольку Библия говорит о том, что все виды существующие на земле, в их теперешней форме, сотворены единовременно. Например, как писал в то время Филипп Госсе (английский натуралист и популяризатор естествознания, практически изобретатель морского аквариума. Современная аквариумистика многим обязана его трудам), Бог создавший единовременно всех ископаемых, вид которых вводит нас в заблуждение, именно для того чтобы испытать нашу веру. Сейчас, кроме улыбки это убеждение ничего вызвать не может.
Зачастую сторонники буквального толкования Библии, в пылу спора и полемики, прибегали к сатире и остракизму, как, например, епископ Уилберфорс, спросивший как-то у Гексли, считает ли он себя потомком обезьяны по отцовской линии или материнской. Однако, в период понтификатов Льва XIII (1878-1903) и, позднее, Пия XII (1939-1958), Рим стал благокслоннее относиться к библейским исследованиям. В энциклике, выпущенной в 1943 г., говорилось, что в Библии используются "способы выражения, свойственные древним народам", и что современный переводчик должен "проникнуться духом этих отдаленных столетий и с помощью истории, археологии, этнологии и других наук тщательно определить, как ... в действительности писали авторы". В 1996 г. Иоанн Павел II заявил, что эволюция - это "более чем гипотеза", поскольку она доказывается многими смежными научными исследованиями в отраслевых направлениях науки. Официальное мнение утверждает, что человеческое тело прошло путь органической эволюции от более ранних животных форм. Однако, человеческую душу Бог непосредственно вдохнул в тело.
ЛИБЕРАЛЫ
В то время были и другие богословски-образованные люди, как правило протестантского толка, которым их религиозные взгляды на св. Писание не мешали принять эволюционную теорию. Не стоит забывать и о том, что в это время возник и стремительно развивался научный анализ библейских текстов - исторические и сравнительно-литературные исследования, ставившие под серьёзное сомнение безошибочность и буквалистику св. Писания. Сторонники этого направления полагали, что нужно проводить различие между религиозными идеями Библии и древними представлениями, в области истории и космологии, с помощью которых эти идеи выражались её конкретными авторами.
Действительно, есть определенное различие между тем, чему учили библейские авторы и на что они были вдохновлены Богом и тем во что они "могли верить", разделяя все заблуждения о происхождение и устройстве мира своих современников. В конце-то концов, не Бог же самолично писал эту книгу. Таким образом, библейское повествование обретало символическое и поэтическое значение, скорее говорящее о зависимости мира от Бога, что в целом, не мешало принять эволюционную теорию - как божественном способе творения мира.
Таким образом, антагонизм между религиозным верованием в Бога, как Творцом всего сущего и научными представлениями, нашедшими свое выражение в эволюционной модели динамическо-развивающегося мира (в отличие от консервированной статики), для них не стоял так остро. Правда некоторые либеральные богословы, и это приближало их к представителям модернистского течения, уверяли, что откровение Бога состоит не в написании и продиктовке непогрешимого св. Писания, а в жизни конкретного народа (в данном случаи Израиля), пророков, праведников и самого Иисуса Христа. Таким образом, св. Писание не акт Откровения, а скорее человеческое свидетельство человеческого же опыта этого Откровения.
МОДЕРНИСТЫ
Модернисты шли гораздо дальше своих более осторожных коллег. Для представителей этого направления Библия была человеческим документом, отражавшим те или иные развивающиеся религиозные представления её автором. Бог, скорее сокрытая от нас СИЛА, постоянно действующая в природе и одухотворяющая (Дух) творческое продвижение (эволюция) жизни на все более совершенные ступени развития. Вот почему творение человека, как акт непосредственного божественного творчества отвергался, поскольку Дух Божий и так присутствует в самом жизненном процессе. Будучи сторонниками направления - согласования религиозной веры и современного достижения науки, модернисты считали, что там где это необходимо, можно и должно отвергнуть архаические религиозные предрассудки древних, чтобы поддержать современную религиозную жизнь.
После Дарвина божественная деятельность, стала рассматриваться в рамках динамического процесса и признана непрерывной. Божественное приобрело более имманентную характеристику, что естественно привело к переосмыслению взаимоотношений между Богом и миром. Не греховность и человеческое противостояние Богу стало основным богословским лейтмотивом, а нравственное возрастание и единение человека с Богом. Человеческие усилия, а не особый эсхатологический акт божественного вмешательства, приведут к наступлению Царства Божьего. Религия укоренена в человеческом опыте, поскольку человек - искра Божия и следовательно, богословские интерпретации не являются важными. Они исторически проходяще в силу нашей ограниченности. Иисус Христос был не божественным Спасителем рода человеческого, а одним из homo sapiens и великим учителем возвестившим человечеству высшие ценности. Божественное Спасение человечества произойдет в результате увеличения человеческого знания и достижения высоких целей, а не благодаря сверхъестественной помощи. Как видим, взгляд настолько же утопичен, как и мега оптимистичен. Классическое богословие, по словам Лаймана Эббота (см. книгу "Богословие эволюциониста"), признает, что Бог находится вне вселенной, управляет ей и иногда (акт чуда) вмешивается.
Однако, эволюция свидетельствует о том, что Бог действует изнутри и непрерывно. Вся жизнь - божественна, поскольку существует лишь одна космическая сила - безграничная и вечная Энергия, от которой и происходят все существующие вещи. Как считал Пьер Тейяр де Шарден: "эволюция, как и всё сущее, есть божественное становление материи, в истоках которого лежат божественные сила и мысль - логос (λόγος). Человек, наделённый сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы, с появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер". (Подробнее:
По ТЕМЕ:
Видеоролик