Достопочтенный ПроФессор Преображенский к статье: В защиту разума, написал интересный комментарий:
- Что для человека естественнее – верить в Бога или же не верить в Него?! Если заглянуть за горизонты истории, на сколько позволяет историческая наука, то мы увидим, что человечество всегда было «верующим», другой вопрос в кого верили, там да! Вариантов была масса, веры были очень разнообразны, да и сейчас еще множество людей (народов) верят в разное и порой не понятное и противоречивое друг для друга, богинь, всякого рода божеств-животных, человека-птиц ну и т.д. И вопрос поставленный автором об отношении веры и разума сейчас становится очевидным . Религия же всегда опирается на веру, а поверить можно во что угодно, тут такой простор для фантазий :))))) Нужно просто быть убедительным и обладать красноречием и порой не нужны даже доказательства. И как следствие, колоссальное множество всяких разных религий, противоречащих друг другу в основных вера-учительных положениях, которые-то как раз и принимаются на веру. Ведь и сам факт что Истину можно доказать мы принимаем на Веру, продолжая спорить с друг другом и доказывая что прав именно Я, приводя при этом доказательства, как нам кажется убедительные (для нас), но не всегда для нашего собеседника. У всех конечно это получается в меру своих интеллектуальных способностей. И тем не менее каждый, я думаю доказывал свою правоту! Известный богослов Тертуллиан например сказал всем известный парадокс: «Верую, ибо абсурдно». Кант вообще утверждал, что он доказал что Бога нет! Я вот с ним не согласен! А вот как доказать обратное?!"
Конец цитаты.
Как известно, Фома Аквинский открыл пять причин существования Бога, а что можно добавить? Хотя я и осознаю, что все "доказательства" спорны. И все же.
- Первое доказательство, которое можно назвать "экзистенциальным" (то есть "доказательством от существования"), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?
- "Антропный принцип Вселенной" как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной.
- "Трансцендентальное" доказательство существования идеального мира и Бога, отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли.
- "Креационистское" - оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно органическое целое.
- Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта – большинство людей встречалось в своей жизни со "странными" проявлениями божественного и сверхчеловеческого.
- Доказательство от существования у всех наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме.
- Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества.
- Доказательством бытия Бога является регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.
- Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов.
- "Этическое доказательство" бытия Бога, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.
- Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием "эстетический аргумент", которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа - человека - потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.
В отличие от Тертуллиановского: "Достойно веры, ибо нелепо", блаженный Августин видит не врага в разуме, а скорее "союзника".
Можно назвать это "гармонией", хотя я бы говорил об определённом синтезе.
"Веруй, чтобы познавать; познавай, чтобы веровать".
Согласно блаженному, следует "познать в свете разума то, что уже прежде принято верой".
Но есть и одно, но: "Будем же верить, если не можем уразуметь".
И ещё:
"Вера вопрошает, разум обнаруживает".
"Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим".