А я опять пришла поболтать с вами про ТикТок, в котором у меня даже аккаунта никогда не было, просто нельзяграм всегда был привычнее. Но мне интересно смотреть видео, в которых блогеры рассуждают, так ли страшен БукТок, как его малюют.
(Справка для тех, кто вдруг не в теме. БукТок — это книжный сегмент ТикТока, то есть та часть ТикТок-блогеров, которые создают контент, посвящённый книгам. Некоторые произведения становятся настолько популярными в этой соцсети, что в книжных магазинах делают выкладки именно с ними)
В этот раз хочется разобрать видео от моего любимого книжного буктьюбера Джека Эдвардса под названием «Как ТикТок привёл чтение в упадок». (Если подберёте более удачный перевод слова ruined в данном контексте, дайте знать, мне интересно)
В своём видео Джек выступает больше адвокатом ТикТока, сам он очень любит эту платформу и приводит интересные и убедительные аргументы. В видео он, помимо прочего, упоминает статью, о которой я высказывалась год назад: «В поверхностном мире буктока быть „читателем“ намного важнее, чем читать на самом деле». Почитать мою публикацию можно тут:
Там я уже высказала своё мнение о том, что не считаю ни видео-, ни фото-, ни текстовых блогеров показушниками, которые только делают контент, а не читают на самом деле. Одно другому вообще-то не мешает.
А сейчас я хочу обсудить другое высказывание.
«Я никогда не прощу ТикТок за то, что он сделал с литературой»
Видео Джека начинается с анализа публикации пользовательницы ТикТока, которая жалуется на то, что эта соцсеть испортила литературу. По её мнению, каждая книга теперь — это сюжет про хорошую девочку и плохого парня, босса мафии и пр. Она скучает по книгам, которые критикуют общество и заставляют чувствовать злость. Она скучает по поэзии, которую надо по-настоящему анализировать, чтобы понять её. Она скучает по выворачивающим наизнанку душу историческим романам. Она скучает по временам, когда литература действительно что-то значила.
Моё мнение
Не знаю, какие книжные новинки попадаются этой девушке, но мне вот, например, вообще не попадаются истории про хороших девочек и плохих парней. Я как раз вижу, что выходит много очень и очень разнообразной литературы на самые разные глубокие темы. Тут вам и выворачивающие наизнанку душу исторические произведения, и поэтические сборники, и романы, в которых столько культурных отсылок, что без бутылки анализа не разберёшься. Если даже этой девушке действительно в ленте попадаются только простенькие янг-эдалт любовные романчики, которые ей не нравятся и она не хочет их больше видеть, то, во-первых, возникает вопрос, почему ей попадаются только они, ведь лента персонализированная, каждый может со временем настроить её в соответствии со своими вкусами, подписаться на интересных именно ему людей, искать по соответствующим хэштегам, в конце концов. А я уверена, что там полно блогеров, которые читают что-то другое. И во вторых, можно же всегда уйти, например, в Ютуб, и смотреть блогеров, чьи читательские вкусы больше совпадают с твоими. К тому же Ютуб даёт, например, возможность представить развёрнутый анализ персонажа на 2 часа, и этой девушке, которая скучает по сильным текстам и глубоким смыслам, такое может больше понравиться. Короче, какая-то странная проблема на ровном месте из разряда «Вы мне не нравитесь, но ваше видео я все равно досмотрю до конца, чтобы написать потом гневный комментарий».
Джек, в свою очередь вспоминает книжные клубы, которые существуют уже очень давно и в разных форматах. Одно из самых первых упоминаний о книжном клубе датируется 1634 годом. Люди всегда хотели обсуждать идеи, всегда хотели состоять в каком-то сообществе по интересам. Просто теперь одно из таких сообществ, и, вероятно, самое крупное, — это БукТок. К тому же любовь к книгам часто как раз выражается не только в желании читать их, но ещё и в желании любоваться красивыми изданиями, рассматривать чужие книжные полки, рисовать свои арты с персонажами и гуглить чужие.
Ещё мне нравится его идея о том, что если раньше издательства и маркетинг имели бОльшую власть решать, какая книга взлетит, то теперь сарафанное радио стало таким громким, как никогда раньше. Можно наткнуться на малоизвестную, задвинутую в дальний угол книжного магазина книгу, которая сильно впечатлит, и поделиться своим мнением о ней в блоге, благодаря чему о ней могут узнать тысячи, а то и миллион других читателей. И такое ведь происходит не только в янг-эдалт сегменте, на который чаще всего и «катят бочку» хейтеры, просто опять же, всегда можно найти тех создателей контента, чьи вкусы тебе ближе, вместо того чтобы ругаться на неинтересных тебе блогеров, в чью аудиторию ты просто не входишь.
Хочу также отметить один момент, о котором напоминает Джек и который я уже не раз слышала в одном подкасте, где одна из ведущих — сотрудница издательства АСТ. Популярность некоторых книг, которая не в последнюю очередь обеспечивается их постоянным упоминанием в ТикТоке и других соцсетях, помогает издательствам держаться на плаву и получать прибыль, которую они могут направить на выпуск менее популярных, более специфических, экспериментальных произведений, которые нравятся меньшему кругу читателей, а также на новых авторов, чьи имена ещё неизвестны и пока непонятно, взлетят ли их книги или станут убыточными для бизнеса.
А вот обвинение, с которым автор видео согласен, касается того, что короткий формат ТикТока подразумевает упрощение. Мы часто видим, что несколько книг описывается всего одной общей фразой, которая характеризует главный использующийся троп в этих произведениях, хотя за каждым наименованием скрывается своя уникальная история, которую можно описать хотя бы парой уникальных предложений. Ну почти за каждым. Но с другой стороны, такие краткие описания просто помогают находить «свои» книги и вызывать первоначальный интерес, а там уже читатель дальше изучит и решит, надо ли ему это. Что лично мне не нравится из современных трендов, направленных на упрощение, так это когда блогер на видео «описывает» свои впечатления от нескольких книг, выражая их мимикой за несколько секунд. Я про это слышала и видела один ролик в книжном Телеграм-канале. Выглядит странно, как думаете? Мне всё же привычнее текстовый формат отзывов.
В видео поднимаются и другие темы, и вообще вокруг ТикТока можно развивать бесконечные дискуссии, но я остановлюсь тут и предлагаю вам высказаться по теме в комментариях.
P.S.: в Ютубе ещё всегда интересно читать комментарии, и вот этот мне особенно понравился: