- Савва, вот тебе в подарок трансформер, – Лёва вручил детсадовскому другу большую коробку.
- У меня такой уже есть, – немного разочарованно протянул Савва. – Красный.
- Ну, значит, будет ещё один. Зелёный.
Стопка коробок уже стала выше, чем сам Савва. А я, глядя на этот Эверест подарков, думала, что имениннику пора открывать магазин игрушек. Ну или хотя бы точку на маркетплейсе.
В детских подарках я исповедую теорию намеренного ограничения. То есть не покупаю всё, что дитятке хочется. Даже на день рождения. Даже если могу это себе позволить.
Нет, я не плюсую за советское прошлое, когда выбор игрушек был невелик. Я просто стараюсь соблюсти баланс, чтоб не вырастить очередного потребителя – гонщика за новой моделью смартфона.
Дети завалены игрушками. Удовлетворять детские хотелки несложно. До некоторых пор. Потому что через какое-то время ребёнок уже сам не знает, чего ему ещё хотеть. И родители мучаются не меньше, не зная, чем дитё порадовать.
Поэтому я выработала себе некоторые критерии, которыми руководствуюсь при выборе подарка ребёнку на день рождения и прочие праздники.
Критерии выбора подарка
- Оцениваю, насколько часто будет использовать (играть): не всегда это можно предсказать, но обычно всё-таки можно. Например, мой деть увидел у друга вездеход на пульте, теперь тоже хочет. Дома в шкафу уже пылится гоночная машина на пульте, которой играл ровно один вечер. Велик шанс, что вездеход постигнет та же участь. Поэтому вездеход не покупаем.
- Учитываю, насколько долго ребенок мечтал об игрушке, то есть прикидываю, это разовая хотелка или нет. Обычно выбираю то, о чём просит уже некоторое время, а не просто вчера услышал.
- Если есть 2 и более желанных подарка, предлагаю выбрать самому, что больше хочется. Даже если есть возможность купить и то, и то. Учу выбирать, ведь вся наша жизнь – это череда выборов.
Как раз на днях сын думал, что же он больше хочет на день рождения (др уже скоро): собаку на радиоуправлении, чтоб команды выполняла (при живой-то собаке дома), или настольный хоккей. Я, конечно, за хоккей была, но по-партизански молчала. Твой выбор, сын. Думал 3 дня, выбрал хоккей. Приехал уже заказ – ждёт своего часа.
Интересный момент. Родители часто дарят детям то, что недополучили в детстве. Встречали же пап, которые не наигрались в машинки, и теперь тащат транспорт пачками своему сыну? Или моя подруга, которая покупала коллекционных куколок «для дочки» (в кавычках, потому что дочке эти куклы, как вы понимаете, нафиг не нужны были, это мамина детская мечта). Я тоже как-то купила племяшке, милой девочке-одуванчику, выжигатель по дереву, потому что у меня был подобный в детстве, и руки сами потянулись к кошельку за «приятными воспоминаниями» (племяшка выжигатель даже не включала, по-моему). Короче, не надо так делать. Ваше желание – себе и покупайте. Или не покупайте, а просто ностальгируйте.
Чего мы добиваемся, если не покупаем ребёнку всё подряд.
- Развиваем фантазию. Психолог Людмила Петрановская приводила такой пример: один игрушечный грузовик может выполнять роль и пожарной, и скорой, и любой другой машины. А если у ребенка есть все виды машин по отдельности, нет никакой необходимости фантазировать. И играть меньше охота. Купить и владеть – хочется, а играть не особо.
- Экономим деньги. Банально, но так. Вместо не очень-то нужных игрушек деньги можно отправить на ваш совместный отдых и новые впечатления.
- Экономим место дома. Некоторые желания вообще просто дань моде. Мода проходит, а забитый хламом дом остаётся. Если у вас 3 кладовки и чердак, вычёркивайте)
- Учим ребёнка мечтать, отделять сиюминутные желания от важных. Ведь предвкушать, как ты это получишь, как будешь играть, что с этим сделаешь – это радость зачастую не меньше, чем от самого подарка.
- Учим отложенной выгоде, перефразируя «синица сейчас или журавль потом». Вместо того чтобы каждый день покупать какую-то мелочь, лучше подождать важного события и получить более значимое. В дальнейшем это поможет легче достигать долгосрочных целей, потому что нет привычки получать всё и сразу.
- Тренируем креативность: ищем способ, как ещё можно получить желаемое (попросить у бабушки-дедушки, обменяться с другом, найти аналог из имеющегося).
- Заботимся о природе (моя боль прямо). Большое количество игрушек за ненадобностью просто мешками уносятся на мусорку. Их даже не пытаются пристроить другим детям, т.к. либо игрушки сломаны, либо у других и так всё есть. И ещё часто игрушки делаются из некачественного пластика, который служит мало (не доживёт до продажи на авито) и не подлежит переработке.
Подписывайтесь, если хотите поспорить. Так и к истине придём)