Вокруг вышедшего в прокат фильма «Летучий корабль» возникли жаркие споры. Многие признали, что фильм плохой, но при этом констатировали, что он заработал уже 230 млн рублей.
Получается, вроде-как неплохой? Добавлю от себя: плохой-плохой, но его сильно оправдывают некоторые. Их довод такой: дети советские мультфильмы не смотрят, благодаря таким фильмам они узнают, что было раньше.
Насколько корректно прикрываться детьми, оправдывая плохие ремейки? Кто виноват в том, что мОлодежь и пОдростки перестали смотреть советские киносказки?
Выскажу на сей счет свое субъективно мнение.
О сборах и отзывах на фильм
По данным интернет-издания «Бюллетень кинопрокатчика», фильм сына режиссера Алексея Учителя, который снял «Матильду», является лидером отечественного кинопроката: «Летучий корабль» заработал 230 млн рублей.
Согласитесь, неплохо.
Если так, тогда почему на «Кинопоиске», «Отзовик», «Кинотеатр. ру» почти половина отзывов - отрицательные? Кино плохое, а люди его смотрят. Как так?
На мой взгляд, ответ лежит на поверхности. Чтобы понять это, достаточно посмотреть афишу отечественных кинотеатров на 26 марта:
Что из всего этого «многообразия» смотреть детям на весенних каникулах? Правильно, «Летучий корабль».
Для сравнения взглянем на афишу одного из кинотеатров в Костанае – в приграничном с РФ городе, где показывают американские, европейские фильмы.
Что бы выбрали ваши дети? «Летучий корабль» или «Кунг-фу Панда 4» (лидер мирового кинопроката) или «Охотники за привидениями»?
Кстати, история про пса также трогает душу.
Поскольку в большинстве российских кинотеатров Голливуд не пиратят, родители ведут своих детей на то, что есть и льют им медок в уши:
"Кино хорошее; оно наше; оно качественное; посмотри, какие костюмы, песни; посмотри, как играют актеры, какая графика".
Дети кивают покорно головой:
зачем мам и пап расстраивать?
Есть и такие оправдания:
"Современные дети не смотрят советские киносказки. Они им неинтересны. Хорошо, что переснимают. Дети узнают про песни, про «Летучий корабль». Пусть хоть так".
Читая такой отзыв под материалом,
невольно вспомнил документальный фильм, в котором создатели фильмов ужасов камня на камне не оставили от ремейков на хоррор-классику.
Один из режиссеров (к своему стыду, не запомнил фамилию) ругал снятый в цвете фильм «Психо»: молодежь не воспринимает черно-белые киноленты.
«В ж***у молодежь!», - коротко и емко прокомментировал режиссер ситуацию вокруг ремейков.
Я детей отправить по этому маршруту не могу. Почему? Виноваты не они, а взрослые, которые сегодня прикрываются ими. Кто виноват в том, что мальчишки и девчонки не смотрят советскую киноклассику? Ответ очевиден - родители.
Уверен: в таких семьях не было семейного просмотра старых новогодних мультфильмов. Мамы, папы давали детям в руки планшет, те шли в YouTube, где популярны анимэ, «Футурама», «Симпсоны», «Южный парк» - контент отличный от советских киносказок, который, кстати, предназначен для детей старше 18 лет. Но кого этого из родителей волнует?
На американских поучительных для взрослых историях мальчики и девочки формировали свой киновкус, пока их родители были заняты другими делами.
Кстати, в США молодежь охотно смотрит старые киноленты и ругает ремейки. Это хорошо показано во второй части «Крика», это хорошо описано в различных статьях, посвященных ремейкам на старые диснеевские мультфильмы, некоторых из которых уже за 70 лет, и которые до сих пор охотно смотрят американские дети.
У нас по умолчанию все западное - плохое. Наше плохое не трогать. Это другое! Пусть дети закусят ремейком перед сном.
Инна Чурикова в 2016 году мне сказала:
«Не понимаю эту страсть к ремейкам. У нас есть достаточно много немного пугающих историй из русского фольклора: залезла в одно ушко, вылезла в другое. Почему бы не экранизировать эти сказки? Зачем переснимать то, что уже было ранее снято?».
Кинокритики ответили на этот вопрос актрисы.
Когда продюсеры снимают фильм, они хотят не только отбить бюджет, но и заработать. Медиабоссы не знают как люди воспримут новую киносказку - проще снять ремейк. Это стопроцентная гарантия того, что зрители разных возрастов придут в кинотеатр, посмотрят фильм, который сорвет куш в прокате из-за отсутствия голливудских фильмов.
Зачем что-то снимать новое, когда народ поддерживает обновленное старое?
Прочитав это, мне захотелось написать:
«Почему вы детей по умолчанию считаете недалекими, неспособными отличать хорошее от плохого?».
Советский кинематограф хорош тем, что в нем к детям относились почти как ко взрослым. Поэтому выходили такие гениальные фильмы, мультфильмы, обожаемые не одним поколением зрителей: стар и млад находили в них что-то свое.
Чем старше ты становишься, тем интереснее кажется знакомый с детства мультфильм – с возрастом диалоги в нем воспринимаются совершенно иначе, через них познаешь житейскую мудрость.
Да, в СССР выходило много проходняка. А сейчас? Откройте любую отечественную стриминговую платформу и посмотрите, что там показывают.
Хотя, кому я это рассказываю - таких людей не переубедить: только потому, что это наше, они черное будут называть белым.
Главное, чтобы дети смотрели, а остальное вторично.
Как сказала Фрекен Хильдур Бок:
«Ох, какая же это мука воспитывать!»