26 марта – день памяти народной артистки СССР Клары Лучко. Она скончалась 19 лет назад. Так уж сложилось, что мое интервью с Кларой Степановной было в её жизни последним.
Публикация планировалась к 80-летию актрисы, до которого Лучко не дожила три месяца. Она не успела прочитать наш материал… А в тот февральский день 2005 года я бежал к знаменитой высотке на Котельнической набережной. С букетом цветов бежал, волнуясь. Еще бы, встреча с красавицей, любимицей миллионов, легендой! Клара Степановна, когда я звонил ей по телефону, на интервью согласилась не сразу: «Мне кажется, уже все о себе рассказала!» Но сдалась на десятой минуте уговоров. Женщина есть женщина! Встретив в прихожей, воскликнула:
- Ой, я думала вы брюнет. Таким показался голос по телефону. А вы блондин!
- Клара Степановна, разочарованы?! Любите брюнетов?
Актриса засмеялась:
- Главное, чтобы мужик был мужиком. А уж, кто он по масти, неважно.
К моим ногам начал ластиться мительшнауцер Тимка. Актриса довольна:
- Он вообще-то не ко всем подходит!
Потом показала на стоящий в углу прихожей чемодан:
-Только приехала из Питера, где снимаюсь в фильме «Разведенные мосты». Уже полтора года живу на два города. Пришлось чемоданчик приобрести для поездок.
Пройдя через кабинет супруга, журналиста Дмитрия Мамлеева, мы расположились в гостиной. Как потом оказалось, в это время Дмитрий Федорович, перенёсший недавно инсульт, отдыхал в спальне. Клара Степановна показала выставленные в шкафах и повешенные на стенах почетные грамоты, фестивальные дипломы, фотографии с коллегами и семейные снимки с мужем, дочерью Оксаной, внуком Сашей. А еще подарки, например: шашку от кубанских казаков, или овальное блюдо, подаренное актрисе самим Пабло Пикассо. Он назвал это произведение - "Иисус Христос". На тарелке угадывались черты лица.
- Видите: черточками изображены глаза, рот… Смотрю на это лицо, и мне кажется, что за мной наблюдает сам Иисус, - сказала актриса.
Стол в гостиной уже накрыт: чай, сыр, конфеты. Сделал комплимент внешнему виду актрисы. Клара Степановна посетовала:
- Представляете, недавно зашла в аптеку, чтобы купить крем для лица. Посоветовалась с провизорами, они и предложили тот крем. Я купила и на ночь нанесла его на лицо. Но через час заболели и воспалились глаза. Так больно было, как будто мне насыпали в глаза горящие угли. Рожать ребенка легче, чем терпеть эту боль! Я всю ночь не спала и утром вызвала врачей. Оказалось, что у меня ожог второй степени. Очевидно, это был поддельный крем. Меня положили в больницу. А поскольку мест там не было, то определили вначале в мужскую палату, где все пациенты на ночь ушли домой. Проснулась я днем, открыла глаза и увидела, что на соседней кровати сидел мужчина в майке и удивленно так на меня смотрел. Сначала вроде хотел наорать, а потом узнал, засмеялся.
В тот день с Кларой Степановной мы говорили о многом: о детстве, о фильмах, о коллегах. Но сквозь всю беседу красной нитью – тема любви. Конечно же, начали с рассказа о самой первой:
- Даже вспоминать смешно сейчас. Было это еще в школе, звали мальчика Слава. Я так его любила, так страдала по нему! А он меня не замечал вовсе. Однажды, чтобы привлечь его внимание, решила прыгнуть с парашютом. Забралась на парашютную вышку, надела парашют, смотрю вниз, а Славка с товарищами болтает и не смотрит в мою сторону. Так мне обидно стало, решила не прыгать: все-таки страшно. Но слезть по крутой лестнице еще страшнее. И тут дядька меня толкнул, и я полетела. Такое чудное состояние, когда медленно опускаешься на парашюте. Однако повторить это я бы не хотела. Славку того так и не удивила тогда… Кстати, по иронии судьбы, внук того мальчика Славы сыграл в фильме «Карнавал» моего сына. Вот такие бывают совпадения.
О личной жизни Клары Степановны сложено много легенд. Озвучил ей некоторые: мол, и чиновник высокопоставленный был, и молодой поклонник. Лучко засмеялась:
- Как-то дочь позвонила: «Мама, правда, что у тебя было десять любовников?! В Интернете прочитала». Я говорю: «А чего так мало?! Намного больше!» Шучу, конечно. По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний.
Первого супруга – артиста Сергея Лукьяненко, с которым познакомилась на съемках фильма «Кубанские казаки», Клара Степановна вспоминала с горечью в голосе и с большими паузами:
- Как только он увидел меня на съемочной площадке, воскликнул: «Я пропал!» Эти же слова он говорил и в фильме. Сергей буквально носил меня на руках, ухаживал, во всем старался угодить. Был надежным и любящим мужем. В большой любви родилась Оксана… Для меня до сих пор это больная тема: он ведь рано ушел из жизни - в 54 года.
После смерти первого мужа Клара Лучко одна прожила четыре года. Призналась, что в этот период были влюбленности, но…
- Помню, в Праге я случайно увидела в трамвае очень красивого парня, с черными волосами, выразительными глазами. Он на меня так смотрел! – рассказывала Лучко. - Но я вышла, он поехал дальше. Позднее встретила его в своей гостинице, мы познакомились. Парень оказался поляком. Понравился мне очень. Пригласил меня к себе в номер, мы поужинали. Я села у камина и… уснула. Позже он меня разбудил, и я убежала к себе в номер. А утром улетела домой. Наш роман, не начавшись, и закончился. Примерно так у меня всегда и происходило. Но не жалею об этом. Зачем?! Я объездила полмира, побывала на всех кинофестивалях, многим нравилась.. Ну и что, всех надо любить?!
Клара Степановна была уверена, что к партнеру, с кем играешь любовь, обязательно должна быть хотя бы симпатия. Иначе роль не получится.
– Как-то меня назначили на роль доярки в одном спектакле Театра киноактера, - вспоминала Клара Степановна. - Был партнер, которого по роли любила. Репетировали сцену нашей встречи. Я должна была выглядеть такой счастливой, оттого, что его вижу. Повернулась и… Не смогла! Видела его прыщи, слышала его запах, он мне был неприятен. Ничего с собой поделать не смогла. Пробовали ещё и ещё - не получалось. Слава богу, из спектакля я ушла, меня позвали сниматься в фильме.
Всю творческую жизнь популярность Клары Лучко не угасала. Каждая роль поднимала ее выше на ступеньку славы. Хотя сама она к этой славе относилась спокойно.
- В Англии меня признали «женщиной тысячелетия». Но я ко всем наградам и званиям относилась с юмором, - делилась актриса. - Меня во многих странах считали своей. В Индии - индианкой, в Англии за мои наряды называли знатной английской дамой. Им даже невдомек было, что я просто копила свои маленькие суточные, чтобы купить себе платьице. В Монголии из-за того, что я щурилась на солнце, меня принимали тоже за свою. Да и цыгане, и казаки считали своей. Вот такое народное признание для меня намного важней.
Когда мы прощались с Кларой Степановной, она попросила меня: «Не указывайте в статье, сколько мне лет! Обещайте!» И подписала свою книгу: «Олегу! Будем правдивы и честны!»
Когда работал над материалом, пару раз звонил Лучко, чтобы кое-что уточнить. И уже должен был отнести ей распечатку интервью, чтобы завизировать. Но… Утром 26 марта по телевидению сообщили: «Скоропостижно скончалась Клара Лучко». Как мне тогда рассказала актриса Людмила Шагалова, с которой всю жизнь дружила с Лучко, по слухам, незадолго до смерти Клара Степановна сделала операцию, вставила "золотые нити", подтянула лицо, чтобы выглядеть еще моложе... Возможно, это и повлияло на ее скорый уход из жизни?!
Через пять лет, в июне я снова оказался в квартире актрисы. На этот раз для интервью с ее мужем Дмитрием Мамлеевым к 85-летию Клары Степановны. Остановился у мемориальной доски на доме - барельефа Лучко в шляпке. Она их так любила! Прикрепил рядом две гвоздики.
В прихожей встретил меня сам Дмитрий Федорович. Передвигался он с трудом. Спросил я про собаку Тимку.
- Он умер вскоре после смерти Клары, на прогулке отравился крысиным ядом, – вздохнул Дмитрий Федорович.
В квартире все так же, как было пять лет назад. Даже бумаги жены со стола Мамлеев не убрал. Все осталось нетронутым. Признался, что ему кажется, будто бы она уехала на съемки и вот-вот вернется. Стал перебирать фотографии. На миг лицо его посветлело - вспомнил, как они познакомились:
- Это случилось в гостях у журналиста Александра Менделеева и его супруги диктора Центрального телевидения Азы Лихитченко. Был чудесный вечер, а когда он закончился, оказалось, что все собравшиеся жили в этом доме... Ну а мы с Кларой жили в других районах. Пошли гулять по вечерней Москве и ловить такси. Как-то сразу почувствовали единение родственных душ. И это продолжалось вплоть до ее кончины.
Рассказывал Дмитрий Федорович о том, как Лучко помогала людям. Например, узнав, что Михай Волонтир – Будулай из фильма «Цыган» - болен, собрала деньги на операцию. Могла помочь и вовсе не знакомым людям: звонила, выбивала, заступалась.
Провожая меня, Дмитрий Федорович подарил мне свою книгу и произнес:
- Будете сейчас проходить мимо Клары, поклонитесь. Я, когда изредка выхожу на улицу, стараюсь к мемориальной доске не приближаться. Не могу! Боюсь заплакать.
Дмитрия Мамлеева не стало через полтора года после нашей встречи.
Олег Перанов