Словом ,,бардо" обозначается промежуток существования, во время которого характеристики нашего восприятия более или менее стабильны, более или менее одинаковы ото дня ко дню.
Возьмём, как пример, бардо этой жизни. Во время бардо этой жизни сознание воспринимает мир через пять органов чувств - глаза, нос, уши, язык и кожа. Органам чувств соответствуют шесть сознаний - тактильное сознание, слуховое сознание, сознание вкуса, обоняния и зрительное сознание. Плюс есть ещё ментальное сознание, воспринимающее собственные мысли, фантазии, образы, которые выдаёт сам ум.
Классический пример – это обезьяна, которая выглядывает из пяти или шести окон. Обезьяна одна и та же, сознание одно и то же, но она выглядывает через разные окна, через разные органы чувств.
Главная проблема обезьяны заключается в том, что она видит различные образы снаружи, но не видит саму себя. Весь буддизм направлен на то, чтобы обезьяна смогла увидеть саму себя. Иначе она находится в таком положении, в котором находится зрачок, который видит всё, но не видит сам себя. Или лезвие ножа, которое может резать абсолютно все, но не может резать само себя.
Когда обезьяна вдруг обнаруживает, что она обезьяна, и видит саму себя, постигает, кто она такая, то это называется состояние ригпа, состояние знания. Это состояние, к которому буддизм стремится всех привести.
Бардо этой жизни - это одно из бардо, через которое проходит сознание.
В этой жизни, когда ты сегодня видишь дом и дерево рядом с домом, то скорее всего, и завтра ты увидишь тот же самый дом и то же самое дерево. Вероятно, там будет расти трава. Всё будет несколько изменяться, но это будут те же самые вещи. И люди, окружающие тебя, будут видеть примерно то же самое. Это называется общее кармическое вИдение.
Бардо сна имеет совершенно другие характеристики. В бардо сна чувственные сознания спят, поскольку наше восприятие в этом мире плотно связано с деятельностью мозга, а мозг должен отдыхать. Поэтому многие его отделы находятся в спящем состоянии в течение ночи. Сознание как бы оттягивается от чувственного восприятия, от органов чувств и продолжает функционировать, только как ментальное сознание. То есть когда человек спит, когда ум находится в состоянии бардо сна, то ментальное сознание видит свои собственные проявления.
Эти проявления тоже не особо четкие, потому что многие отделы мозга в бардо сна спят. Всё видимое не имеет никакой стабильности. Вы можете видеть одну вещь в начале сна, совершенно другую - в следующей фазе сна, а в третьей фазе сна не будете помнить абсолютно ничего из того, что было до этого. То есть эти фазы сна между собой практически не связаны.
В бардо сна сознание не отождествляет себя с физическим организмом и личностью дневного состояния, которая прикреплена к физическому организму. Но оно отождествляет себя с ментальным образом и ментальным телом, которое само же проецирует в бардо сна.
При этом вы обычно воспринимаете всё, происходящее с вами во сне, как полностью реальное. Вы общаетесь с какими-то другими людьми, видите плотные непреодолимые препятствия в виде гор, домов или стен. Вы завязываете контакты. Вам может быть страшно, вам может быть весело и ваше сознание убеждено в том, что оно живет в мире, в котором его окружают другие реально существующие объекты.
В то же время, когда вы просыпаетесь, вы понимаете, что все, что вы видели, были всего лишь проекции вашего сна.
В отличие от бардо этой жизни, в бардо сна нет других.Там есть только проекции вашего сознания.
Когда во время сна ты понимаешь, что спишь и видишь сон, становится ясно - всё во сне является проекцией твоего сознания.
Всё выходит из твоего сознания. В осознанном сновидении ты можешь изменять вещи, которые в нём появляются и происходят.
Ты можешь поменять дерево на дом, или ты можешь лететь, или ты можешь садиться и делать практику во время сна. То есть ты начинаешь владеть проявлениями сознания в состоянии сна и это дает новую перспективу того, как, вообще, сознание может работать.
Знание этой перспективы может переноситься также на внешний мир, который тоже является сном, только более стабильным.
Существуют специальные практики, которые позволяют сознанию ночью распознать, что то, что он видит, является сном, является его проекцией. Такие практики помогают понять, как действует сознание не только во время сна, но также и то, как оно функционирует в дневное время.
Одной из таких практик является практика Милам.
Практика Милам относится к шести йогам Наропы. Эта практика, работающая с состоянием сновидения, тоже является буддийской практикой, которая хочет использовать ваше пребывание в состоянии сна, как возможность для достижения реализации природы ума.
Практика Милам начинается с того, что, когда вы ее практикуете, то в течение дня вам следует постоянно напоминать себе, что то место, где вы пребываете - это тоже сон.
То есть вы идёте и представляете себе, что идете во сне. Вы видите какие-то образы, разговариваете и всё время напоминаете себе, что всё, что вы видите - это происходит во сне.
Поскольку все буддийские практики направлены исключительно на достижение реализации природы ума - или состояния просветления, состояния ригпа - то и практика Милам нацелена на то же самое.
Практика Милам является чрезвычайно сложной.
Для того, чтобы её делать, ты должен
осуществить иллюзорное тело - тело, состоящее из тонких каналов.
Ты должен уметь двигать тонкие энергии, протекающие в этих каналах и совершать огромное количество очень сложных визуализаций.
Для иностранцев это практически невозможно. Если ты делаешь эту практику Милам, то, как правило, обречен на то, что не будешь спать всю ночь.
Доржонг Ринпоче дал нам одну упрощенную версию практики Милам и сказал, чтобы мы её никому не показывали и не давали, потому что на самом деле так сокращать практику не положено. Но, поскольку Вова сильно настаивал, то Ринпоче пришлось её дать.
На первых порах оказаться в осознанном сновидении для нас было очень воодушевляющим и воспринималось, как признак того, что ты хорошо двигаешься на пути.
Потом, в дальнейшем, когда ты начинаешь медитировать на природу ума, эта практика как-то теряет свое значение и главным становится только состояние медитации.
Сейчас мы предпочитаем ночью спать и видеть сны, потому что это прекрасно - спать и видеть сны. Спонтанные сновидения случаются время от времени сами собой. То, что происходит само собой - то происходит. Если оно не происходит - это не имеет большого значения.
Доржонг Ринпоче, вообще, никогда не ставил акцент на специальных практиках. И практику Милам тоже не акцентировал. Он подчёркивал : ,, главное, чтобы с утра, когда вы просыпаетесь, это сразу же распознать природу ума и вернуться к состоянию медитации".
Это подход Кагью.
В некоторых текстах Ниньгма можно прочитать, что нужно по 6 или 7 раз войти в состояние осознанного сна в то время, как ты спишь, для того, чтобы быть эффективным в практике.
Многие старые тексты традиции Ниньгма чрезвычайно требовательны. Они относятся к людям, жившим в то время в Тибете, практикующим в пещере, которые не делали ничего, кроме практики.
Среди великих Мастеров прошлого и настоящего до момента их бегства из Тибета, существовала большая проблема, состоящая в том, что они теряли состояние медитации в краткий период времени между сном и бодрствованием. Они не могли преодолеть эту проблему))). Им казалось, что это большая проблема.
Все буддийские практики запрограммированы на освобождение. Даже если вы делаете одну мантру ,,ом мани падме хум" в день, тем не менее, это уже притягивает вас к реализации состояния просветления.
Как правило, если до того, как ты приступил к этой практике, у тебя не было реализации природы ума, то с открытием осознанного сновидения реализация природы ума обычно не наступает. Ты продолжаешь отождествлять себя с ментальным образом, с ментальным телом, которое проецирует твой ум.Тем не менее потенциал такой реализации есть, как и в каждой буддийской практике.
Надо, чтобы путь, который ты практикуешь, ставил определенную цель, к которой он тебя ведёт.
Доржонг Ринпоче сравнивал состояние сна с состоянием опьянения, потому что во время сна многие отделы мозга не работают или работают очень с малой силой. Так же, как и в состоянии опьянения. В состоянии опьянения нам приятно, потому что мы сбрасываем с себя огромное количество обусловленности, которое связано с деятельностью мозга.
Нам становится все равно то, что раньше беспокоило нас. Если мы идем в трезвом состоянии с огромным масляным пятном на рубашке, то нам кажется, что все смотрят на нас и нам неприятно. Но, выпив пару стаканов портвейна, мы идём с тем же самым масляным пятном на рубашке и при этом мы совершенно счастливы. Нам нет никакого дела до своего внешнего вида.
Так же и с состоянием сна.
Был вопрос, ,,не попаду ли я в плохое состояние после своей смерти, если я вижу плохие сны?".
Это совсем не обязательно. Допустим, вы - прекрасный гениальный нейрохирург, который спас жизнь огромному количеству людей. Которого обожают пациенты и который обладает истинным состраданием. И вот гениальный нейрохирург напивается, приходит домой, матерится, разбивает сервиз и потом засыпает на полу - голова в комнате, ноги в коридоре.
Это совсем не значит, что поутру человек потеряет все свои качества великого врача, приносящего огромную пользу живым существам. Он будет идти на работу скромный и просветлевший, и будет работать с еще большим усердием.
Также и сознание, реально накопившее какое-то благо в дневной жизни, не теряет это благо из-за того, что во время сна это благо не проявляется.
Несомненно, состояние сна и состояние дневного очень тесно связаны. Например, когда мы спрашивали у Доржонга Ринпоче, почему всегда, когда ты видишь во сне сырое мясо или сырую рыбу, то обязательно заболеешь. Он сказал, что сон и явь – это одно и то же. То есть это тоже ваша жизнь, только она проходит немного в другой форме.
Во сне могут параллельно проходить те же самые процессы, которые проходят в дневной жизни. Например, когда Вова заболел тифом, то каждую ночь видел какого-то дикого зверя, который набрасывался на него, грыз и в конце концов побеждал. Температуру никто не мог сбить, несмотря на мощнейшие антибиотики. Это продолжалось долгое время. Потом один раз он увидел сон, в котором за ним прямо по берегу прыгала огромная акула. Он вывернулся, проколол ее каким-то копьем и в конце концов разрезал на куски. После этого днем температура стала спадать и болезнь ушла. Есть очень много таких примеров.
Также надо сказать, что люди, которые были много связаны с алкоголем и наркотиками, могут из-за этого потерять естественную защиту, которую имеют нормальные люди. Во сне к ним могут проникать негативные сущности из более низших сфер бытия, поэтому человек часто просыпается с дикими воплями. Например, так было с Вовой, который долгое время употреблял алкоголь и разные вещества.
Состояние кошмаров, когда ты просыпаешься с воплями, может дать приблизительное представление о том, что такое ад.
В кошмаре ты испытываешь очень интенсивный ужас, страдания, задыхаешься и так далее. Потом со страшным воплем ты, в конце концов, просыпаешься, с облегчением обнаруживая себя в своей кровати, под защитой своего плотного и надежного материального тела.
Но если ты попадаешь в низшие сферы, то попадаешь в такое же интенсивное страдание, точно так же кричишь и точно так же находишься в состоянии ужаса, но тебе уже некуда вернуться, ты не можешь вернуться в свое тело.
Если ты потом много практикуешь Ваджраяну, то это проходит.
Ум может проявить абсолютно все. От мира самого острого страдания, до мира самого наибольшего блаженства.
Тот, кто не верит в существование ада, не верит в способность ума творить миры.
Есть также много примеров снов, которые связаны с практикой Ваджраяны.
Бывают сны, которые приходят из состояния ясности. Из состояния, которое закрыто дневным и ночным обусловленным сознанием, но которое является сознанием основы. Состояние, которое знает, что будущее, прошлое и настоящее является одним и тем же. И, действительно, вам могут приходить сны о том, что произойдет с вами в будущем
Например, незадолго до встречи с Учителем, Вова видел во сне Далай-ламу. Он смеялся весело-весело и хлопал его по плечу. Потом отвел в другую комнату и посадил на пол. В этой комнате сидел Учитель. Тот, кто определенно был его Учителем.
Так оно и случилось очень скоро.
Было множество таких снов.
Йдамы, которых вы практикуете, могут проникать в ваши сны и давать вам определенные символические намеки в символической форме.
Например, Ваджрайогини почему-то любит проявляться во снах в виде незаметной маленькой старушки с острым носиком, которая тихонько сидит где-нибудь в углу либо в электричке, либо в какой-то комнате. Потом неожиданно подходит к вам близко, вы её ясно чувствуете. Она смотрит на вас своим пронзительным взглядом и вы ощущаете её яркую мощную энергию. Как правило, это связано с какими-то моментами вашей самайи.
Прислушиваться к некоторым вещам, которые вы видите в состоянии сна, стоит.
В то же время не стоит слишком прислушиваться к ним. Потому что когда что-то очевидно, оно очевидно. Но если вы начинаете притягивать это за уши и высасывать смысл из пальца, то это превращается в психоанализ Фрейда.
Когда анализирующий проецирует на содержание сна свои собственные идеи.
Доржонг Ринпоче не любил, и вообще, буддизм не любит, когда человек начинает очень большое внимание уделять чему-то такому, что не имеет непосредственного отношения к освобождению. Например, когда я каждый день видела сны, которые рассказывали о том, что будет завтра, то рассказала об этом Ринпоче. Он покивал головой и после этого эти сны прекратились.
В общем, бардо сна – это просто часть жизни, бесконечной жизни нашего сознания. Это просто одна из форм жизни нашего сознания.