Найти тему
SEA L'AMORЯ

КАМЕИ ЕКАТЕРИНЫ II | ВОЗРОЖДЕНИЕ ГЛИПТИКИ | ВЕЛИКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ

Постеры и обложки, логотипы и заставки для Вашего блога - предоставляю услуги графического дизайнера marusyajermi@gmail.com
Постеры и обложки, логотипы и заставки для Вашего блога - предоставляю услуги графического дизайнера marusyajermi@gmail.com

Друзья, привет! Продолжаю знакомить вас с искусством глиптикии, теперь вы уже знаете, что к чему, благодаря моей вводной статье:

В прошлый раз я упомянула о том, что искусству глиптики, угасшему вместе с античными временами, канувшему в лету и практически забытому, предстояло возродиться и триумфально вернуться, достигнув невероятных высот и филигранного мастерства в XVIII веке. Сегодня я расскажу вам, как это было.

Век XVIII стал веком величайшего расцвета науки, искусства и литературы. Начавшиеся еще при Петре I реформы и открывшееся благодаря ему окно в Европу, принесут свои плоды. Именно Петр Алексеевич привез из Голландии небольшую коллекцию гемм для Кунсткамеры. При нем же появляются и первые коллекционеры, увлекающиеся «АНТИКАМИ» -так в то время называли геммы. Во времена правления его дочери -Елизаветы Петровны зарождается ТРЕНД НА АНТИЧНОСТЬ, как мы бы сегодня это назвали.

Фаворит Елизаветы Петровны и большой друг Михайло Ломоносова- Иван Шувалов-покровительствовал и всячески поощрял развитие науки и искусства. При нем на Урале и в Сибири открывают новые месторождения самоцветов. Создаются Колывановская и Екатеринбургская императорские гранильные фабрики. До наших дней дошли документы, где упоминается о поставках ко двору драгоценных камней из Нерчинского края и уральских самоцветов. На Екатеринбургской фабрике чуть позже будет освоено производство «РЕЗНОГО ХУДОЖЕСТВА» для высочайшего двора.

Ну а ЗОЛОТОЙ ВЕК ГЛИПТИКИ наступит, конечно, уже при Екатерине II. Это будет великая эпоха искусств и просвещения. Расцвет моды на античность. Появятся и первые модные "инфлюенсеры", такие как Княгиня Екатерина Романовна Дашкова- подруга и верная соратница Екатерины II. Обе были блестяще образованы, состояли в переписке с Вольтером и разбирались во многих науках. Но науки науками, а девочки-такие девочки. Обе были невероятно хороши собой и обе обожали наряды и украшения. Особенную страсть подруги питали к ГЕММАМ.

Я рискну предположить, что это был тот редкий случай, когда мода пришла не из Европы к нам, а наоборот. Во времена правления Екатерины Великой художники и поэты, воспевающие ее красоту, начинают сравнивать ее с античными богинями. Итальянский портретист Стефано Торелли, преподававший в Академии художеств, пишет императрицу в образе богини мудрости Минервы (в греческой мифологии Афины-Паллады) в античном шлеме с перьями. Женские фигуры, олицетворяют муз – покровительниц искусств. В центре -муза истории Клио, а рядом с ней – Сатурн, олицетворяющей время, не властное над деяниями императрицы.

-5

Аллегория, изображающая императрицу в образе античной богини становится мейнстримом в искусстве XVIII столетия. Этот образ был главным на великолепном уличном маскараде «Торжествующая Минерва», завершившем коронационные торжества в Москве зимой 1762–1763 годов. Весь цвет русской культуры того времени принимал участие в подготовке этого грандиозного зрелища. В шествии-представлении участвовало свыше четырех тысяч человек и двухсот колесниц. Мода на античность приникает во все сферы жизни. Начинается повальное увлечение мифологией и проникновение ее в искусство и моду того времени. В Европу этот тренд "докатится" чуть позднее и об этом я обязательно расскажу вам в одной из статей данного цикла.

-6

Изображение Екатерины II в образе античной богини было еще и политически важным, учитывая историю ее восшествия на престол. Аллегория с Минервой подчеркивала преемственность и законность ее власти.

КАМЕИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

-7

Сама Екатерина II была страстным коллекционером. И одним из важнейших направлений ее коллекционирования были как раз камеи. Настоящие античные камеи. Те самые, из первой части моего цикла о глиптике.

Ей привозят редчайшие и лучшие образцы из Европы, Италии и Греции, а параллельно, ювелиры и камнерезы, тонко чувствующие тренды, начинают возрождать искусство глиптики. Имея в своем арсенале уже современные инструменты и новые технологии, а главное, лучшие античные образчики, ювелиры создают камеи и инталии на драгоценных и полудрагоценных камнях, на морских раковинах и стекле. Мастерство камнерезов поражает, тонкость и качество исполнения не поддается описанию. Лучшие образцы выкупает Екатерина Алексеевна для своей коллекции. Сегодня эта коллекция составляет ЗОЛОТОЙ ФОНД ЭРМИТАЖА.

Зал резных камей в Эрмитаже
Зал резных камей в Эрмитаже

КОЛЛЕКЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

-9

Сейчас начинается самое интересное. Как все это было? Это поистине удивительная история.

Екатерина участвовала в аукционных торгах за наследие Герцога Орлеанского и, конечно, торги эти она выиграла. В итоге, в Петербург привезли почти полторы тысячи камей и инталий, изготовив для них специальные витрины. Помимо эстетического наслаждения Екатерина II рассматривала их как учебное пособие для русских ювелиров и камнерезов. Ведь тут были редчайшие античные образцы.

-10

В письме к своему другу, барону А. Гримму, императрица пишет о своих чувствах, рожденных созерцанием камей: «Одному Богу известно, сколько радости дается ежедневным общением со всем этим. Это неисчерпаемый источник познаний». А своему секретарю Храповицкому она однажды заметила, что интерес к антикам – это дело императорское.

КАМЕЙНАЯ БОЛЕЗНЬ ИМПЕРАТРИЦЫ

Императрица Екатерина Алексеевна была, пожалуй, самым страстным коллекционером своей эпохи. Обладая прекрасным чувством юмора, она иронично называла свою страсть «КАМЕЙНОЙ БОЛЕЗНЬЮ». Только представьте: коллекция Екатерины II насчитывала более 10 000 гемм. Все они были, великолепными образчиками ювелирного искусства. Увлечение императрицы было столь велико, что она сама и ее подруга Дашкова занимались изготовлением камей из папье-маше. Эти слепки из папье-маше потом отдавали ювелирам, которые их тонировали, оправляли в драгоценные металлы и затем готовые украшения преподносились придворным в качестве милых подарков. Некоторые из них дошли до наших дней и хранятся в Эрмитаже и Алмазном Фонде.

Камея- оттиск из папье-маше работы, сделанный собственноручно Екатериной II
Камея- оттиск из папье-маше работы, сделанный собственноручно Екатериной II

ДАКТИЛОТЕКА

Свою коллекцию гемм императрица очень метко и с любовью называла «Бездной». "Бездна" располагалась в пяти шкафах работы Д. Рентгена в каждом из которых было по 100 ящиков. Великая императрица была обладательницей величайшей ДАКТИЛОТЕКИ своего времени.

-12

СМАРАГД С ПОРТРЕТОМ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

В медальном классе Академии художеств было открыто отделение “резьбы по крепким камням” , которые привозились с новых месторождений. К таким камням относились аквамарины, сапфиры и изумруды. Руководил отделением немец И. К. Эгер. Золотая брошь его работы сегодня хранится в Алмазном фонде. Центром ее является камея с портретом императрицы на изумруде весом 36 карат.

-13

СТЕКЛЯННЫЕ РЕПЛИКИ ВЕЛИКИХ ШЕДЕВРОВ

Обладание огромной и очень ценной дактилотекой подсказало идею создания официальных реплик. В специально отведенной для этого комнате Эрмитажа по Высочайшему повелению Екатерины II художники приступают к изготовлению паст из специальной стеклянной массы. Такое копирование гемм из стекла помогал запечатлеть подлинные «антики», первоисточники, что позволяло ознакомиться с любой дактилиотекой мира. Первым этот способ описал химик Гомберг- он занимался изготовлением стеклянных реплик «антиков» у того самого герцога Орлеанского, чью коллекцию выкупила Екатерина Алексеевна. Для отливки стеклянных паст делали слепки из гипса с добавками «кастильского мыла». Позже данный способ был усовершенствован шотландцем Джеймсом Тасси. Он изобрел инновационную рецептуру стеклянной пасты, которая очень искусно имитировала натуральные камни. Тиражированные стеклянные камеи шотландца стали называть просто «тасси» по имени своего создателя, а состав их долго держался в тайне. В 1775 году Тасси издал каталог слепков античных и современных гемм, с которых были сделаны его реплики.

Екатерина II распорядилась приобрести «всеевропейскую коллекцию антиков» в стеклянных репликах Тасси. Параллельно императрица повелела изготовить реплики своей собственной коллекции. Это было поручено известному резчику-медальеру К. Леберехту и химику-художнику Г. Кенигу.

После ухода Екатерины Великой коллекционирование гемм не прекратилось и ее продолжателями стали наследники и потомки императрицы.

КАМЕЯ С ПОРТРЕТОМ ЕКАТЕРИНЫ II
КАМЕЯ С ПОРТРЕТОМ ЕКАТЕРИНЫ II

Собрание глиптики, величайшая коллекция нашей Великой императрицы, считается одним из лучших в мире. Сегодня каждый из нас может полюбоваться этими непревзойденными шедеврами, посетив Государственный Эрмитаж.

Хочу вам порекомендовать свои любимые, настольные буквально, прекрасные советские издания, которые нам демонстрируют часть коллекции Эрмитажа. Эти книги напечатаны на прекрасной бумаге и иллюстрированы фотографиями высокого качества. Приобрести их можно в магазинах Букинист или на наших любимых маркетплейсах. Кстати, именно эти книги помогли мне написать и проиллюстрировать эту статью.

Но если кто-то из вас подумал, что на этом тема глиптики исчерпана и мне нечем больше вас удивить, то спешу вам сказать, что ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ТРИ ЧАСТИ одна интереснее другой!

НАПИШИТЕ МНЕ КОММЕНТАРИЙ, ЕСЛИ ДАННАЯ СТАТЬЯ БЫЛА ДЛЯ ВАС ИНТЕРЕСНОЙ!

ПОДДЕРЖАТЬ ТРУД АВТОРА

Благодарю за Ваши донаты- они дают мне знать, что вы цените мой труд, дарят огромный стимул и позволяют уделять больше времени работе над красивым и интересным контентом для вас, мои дорогие подписчики! ❤

Не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться этой статьей с друзьями- это очень способствует его развитию и помогает алгоритмам Дзена рекомендовать мои статьи другим пользователям! ❤

-16