Найти тему
STREET STYLE

Supreme. Стиль или антитренд?!

За 25 лет Supreme удалось пройти путь от обычного бутика в Сохо в бренд, новые коллекции которого покупают за несколько минут.

Скейтерская культура как вдохновение

Основатель Supreme Джеймс Джеббиа родился в Нью-Йорке, но сразу после рождения переехал с родителями в Англию. В подростковом возрасте он работал на заводе Duracell, чтобы заработать на билет в США.

В 19 лет Джеббиа вернулся в Нью-Йорк и заинтересовался скейт-культурой. В одном из своих интервью он говорил, что с собой у него было только $100. Позже Джеббиа устроился в магазин футуристичной моды Parachute, клиентами которого были Майкл Джексон и Гэри Ньюман.

Поработав там какое-то время и накопив денег, в 1989 году он открыл магазин одежды Union NYC, где продавал одежду из Англии. Но открытых данных, сколько именно Джеббиа потратил на открытие магазина, нет.

Джеймс Джеббиа в 1994 году
Джеймс Джеббиа в 1994 году

Благодаря прибыльности проекта Union NYC, Джеббиа накопил $12 тыс и в 1994 году открыл Supreme в центре Манхэттена, назвав его в честь альбома A Love Supreme Джона Колтрейна. Магазин был спроектирован так, чтобы вещи висели вдоль стен, а центральную зону для скейтеров застроили. Продавцы, которые также были и скейтерами, давали вещи рассмотреть клиентам или при желании давали примерить, но без примерки покупать одежду было запрещено. Это сразу привлекло внимание скейтеров. Девяностые годы стали эпохой популярности скейтбординга, а магазин Supreme стал местом для сбора молодежи города. Джеббиа утверждает, что никогда не рассматривал Supreme как бизнес.

Новый ассортимент и новые магазинов

Supreme начал производство собственной одежды с выпуска нескольких футболок. Вскоре после этого бренд решил расширить линейку и стал производить хлопковые толстовки с капюшоном. Новые толстовки хорошо продавались, как и последовавшие за ними кепки.

В 1996 году открылась первая торговая точка в Японии. Джеббиа не случайно выбрал именно эту страну — в интервью он рассказывал, что его всегда вдохновляли путешествия по Японии и стиль местных жителей.

В течение следующих лет Supreme расширил ассортимент и начал продавать оксфордские рубашки, куртки М-65, штаны и кардиганы.

Вплоть до 2004 года Supreme не открывал другие магазины в США. Второй торговой точкой в Америке стал магазин в Лос-Анджелесе. Он был в два раза больше магазина в Нью-Йорке и даже имел скейт-парк.

Шаг за шагом Supreme расширял свою географию: позже магазин американского бренда появился в Париже. Все новые магазины повторяли эстетику первой точки — они тоже были спроектированы так, чтобы в центре помещения было свободное пространство для скейтеров.

Сегодня у Supreme 11 магазинов: три в США, по одному Лондоне и Париже, а также шесть в Токио.

Маркетинг Supreme

Когда первый магазин Supreme только начал работать, места для хранения одежды не хватало, поэтому их пришлось выпускать небольшими партиями.

Бывало, что всю летнюю коллекцию покупали уже к концу марта, и в следующие месяцы нечего было продавать. Покупатели уходили и больше не возвращались. Тогда в Supreme решили выпускать вещи каждую неделю, но порционно.

-3

В итоге бренд стал представлять коллекции заранее, а затем разделять их на дропы, которые проходят каждый четверг в течение нескольких месяцев. Такой же системы Supreme придерживается и сейчас. Джеббиа объясняет небольшие тиражи тем, что он не хочет, чтобы вещи бренда залёживались на полках.

Такое решение оказалось подходящим не только для бренда Джеббии. В индустрии ходят слухи, что на подобный график поставок планирует перевести свою компанию креативный директор бренда Celine Эди Слиман.

Balenciaga, Moncler и Burberry уже используют эту модель. Таким образом модные дома пытаются завоевать молодую аудиторию и выиграть конкурентную борьбу в розничной торговле.

С 2013 года Supreme выпускает полноценные коллекции дважды в год: осень-зима и весна-лето. В них входят всё: от костюмов и пальто до аксессуаров и спортивного снаряжения.

Кроме того, Supreme продолжает продавать коллекции исключительно в своих магазинах. Так бренд выстраивает атмосферу культа вокруг себя. И это даёт свои плоды: чёрные футболки с рэпером Nas поклонники марки раскупили за 18 секунд, а все остальные цвета — за 53.

Также Supreme избегает того, чтобы работать на масс-маркет. Даже новый нью-йоркский магазин Supreme в 2017 году компания открыла, чтобы избавиться от очередей в день дропов.

Один из выпусков известного шоу на Netflix Patriot Act было как раз посвящено Supreme. Ведущий программы Хасан Минхадж отметил несколько причин популярности бренда — в том числе он указал, что компания не забывает заимствовать удачные идеи у конкурентов.

В программе участвовал также и эксперт по экономике брендов одежды Мэтт Пауэлл. Он считает, что спрос на вещи Supreme связан и с тем, что «люди всегда хотят то, что не могут получить другие, поэтому они готовы платить больше». Соответственно, если вещь в свободном доступе, она не вызывает такого же резонанса.

Как считает Хасан Минхадж эффект Supreme — это демонстративное потребление. Так описывают поведение людей, которые покупают что-то дорогое, чтобы показать показать окружающим своё превосходство.

Магазин Supreme в Нью-Йорке​ Hypebeast
Магазин Supreme в Нью-Йорке​ Hypebeast

Коллаборации как лучший способ продвижения

Почти сразу Supreme стал получать предложения о сотрудничестве от художников, создающих дизайны для скейтбордов и футболок. На протяжении 20 лет с брендом сотрудничали Кристофер Вул, Джефф Кунс, Марк Флад, Нате Лоуман, Джон Балдессари, Деймиен Хёрст и Нил Янг.

Supreme первым начал организовывать коллаборации с другими брендами и печатать работы художников на футболках с логотипом.

С точки зрения маркетинга, коллаборация — возможность Supreme, которая позволяет бренду выходить на более широкую аудиторию. В Supreme начали делать коллаборации с момента своего основания.

Первой стала коллаборация с фильмом «Таксист» Мартина Скорсезе — это были футболки с портретом Роберта Де Ниро, который сыграл главную роль в этом фильме.

Но в 2000-х годах Supreme и Louis Vuitton были далеки от сотрудничества — французский бренд подал в суд на Supreme за копирование рисунка с лого. Коллекцию даже пришлось отозвать из магазинов.

Кроме того, у Supreme были коллаборации с Lacoste, Nike, Stone Island, Vans, Trasher, BAPE, The North Face и другими. А сотрудничество с японским брендом Comme des Garçons, которое началось в 2012 и стало почти ежегодным.

Как говорил Джеббиа, это сотрудничество открыло много дверей для Supreme. Исполнительный директор Эйдриан Иоффе Comme des Garçons подтверждает, что коллаборации брендов помогли развитию Supreme и CDG.

​Supreme x The North Face
​Supreme x The North Face

Supreme создают коллаборации не только с брендами одежды и обуви, но и со знаменитостями вроде Леди Гаги и P. Diddy. Джеббиа успел поработать со всеми: от музыканта Дэниела Джонстона и до пива Budweiser. Логотип Supreme даже появлялся на проездных билетах метро Нью-Йорка.

Но есть в истории бренда и те, кто отказался с ним работать. Например, Джеймс Джеббиа предлагал немецкому производителю обуви Birkenstock объединиться с Supreme и Vetements для совместной коллекции. Но представили Birkenstock заявили о том, что они не хотят сотрудничать с Supreme.

Как рассказывал в интервью генеральный директор немецкой компании Оливер Райхарт, клиенты Supreme и Vetements и так знакомы с Birkenstock, поэтому коллаборация не принесёт результата.