Наш президент о новом фильме Игоря Угольникова сказал так: «Тема шикарная, нужная и для сегодняшних поколений, и для будущих. Я со своей стороны буду делать всё для того, чтобы Вас поддержать. И неслучайно, что Ваш фильм о Подольских курсантах изучается в училищах, в школах. Уверен, что и новый ваш проект о народном ополчении будет столь же ярким и востребованным».
Сказал, как в воду смотрел. Новый, только что вышедший 4-х серийный фильм «По зову сердца» превзошел и мои ожидания. Я уже выражала свой восторг картинами режиссера "Учености плоды" и "Позывной "Журавли" и с тех пор у меня есть собственное убеждение, что если о ВОВ снимает Угольников, то это будет максимально достойно.
Мы же привыкли, что большинство новинок о том времени, наспех слепленных и дешево снятых за несколько месяцев, и рядом не стоят с советскими фильмами о Великой Отечественной. За современные военные фильмы бывает стыдно. Поэтому всякий раз, даже в случае с неоднократно проверенным на этой теме режиссером, есть опасение разочарования. Было оно у меня и перед просмотром военной драмы «По зову сердца». Но выдохнула я уже в середине 1-й серии. Затяжной, медленной, насколько это вообще возможно, без динамики, без кровавых баталий, без всей этой современной тридэшности, уводящей от темы и имеющей одну цель - коммерческую.
Угольников снова на высоте. И как режиссер, и как один из сценаристов, и как актер. Он - снова для тех, кто предпочитает думать, а не наслаждаться эффектными стрелялками и всем, что им предшествует и что за ними следует. У него такая несерьезная, я бы сказала, внешность, но на сегодняшний день он один из лучших режиссеров, кто пытается снимать кино о войне. Напомню, что это мое видение, мой взгляд, мой отзыв (а то сейчас начнется).
- Осень 1941-го, немцы на подступах к Москве. Простые люди записываются в ряды ополченцев, чтобы задержать наступление самой беспощадной армии мира. Несколько судеб ополченцев сплетены в фильме в общую канву: добровольная запись, боевая подготовка, многокилометровые переходы, которые оказались не всем под силу, тысячи кубов вырытой земли, присяга, ожидание первого боя, гибель товарищей, потеря командования, хаос, неразбериха, отчаянный прорыв из окружения. Ценой, которую невозможно измерить. С которой невозможно смириться.
Снято, повторюсь, максимально медленно и затянуто. Но в этом кино только так и надо. И говорят герои здесь медленно и понятно, словно стараются быть услышанными не только там, внутри фильма, друг другом, но и нами, невнимательными телезрителями. Они проговаривают каждое слово. С чувством, с толком, с расстановкой. Если закрыть глаза и просто слушать, может показаться, что кто-то с прекрасной дикцией и выражением разжевывает Вам текущий момент в мироздании. Вы вроде и так уже все поняли, но тут еще раз - с подачей на уровне старших классов в средней школе. Правильно, грамотно. Как основу. Как фундамент. Как семя. Из которого чуть позже должно взрасти умное, вдумчивое, патриотическое поколение.
Коротко об исполнителях главных ролей.
Светлана Антонова, Анна Большова, Екатерина Олькина - смотришь любуешься и веришь.
Кристина Бродская - сцены с ней вызывали у меня слезы. Настолько честно, трогательно сыграно. В который раз порадовалась за Игоря Петренко, какая приятная у него супруга.
Елена Дубровская - абсолютное врастание в роль Раи. Не самый главный персонаж в фильме, но важный для полной картины военно-полевой жизни, к которой не каждый мужчина-то был готов, а тут - женщина, которая пошла в ополчение за мужем, просто потому что "я с ним, одного не пущу". И тоже исполнение актрисой роли - до слез.
Мужские роли: Андрей Некрасов, Константин Милованов, Андрей Барило, Александр Андриенко, сам Угольников, Сергей Маховиков, Сергей Пускепалис, Игорь Фурманюк, Евгений Миллер, Алексей Коряков. Отмечу прекрасную работу Александра Семчева.
Отдельное спасибо Алексею Колгану и Александру Коршунову - асам актерского мастерства.
Два слова о любовных линиях в фильме. Их будет несколько. Продолжительностью от одной до нескольких минут. И представьте себе, в этих линиях, без единого раздевания и далее, как мы привыкли (привет персонажам Андрея Фролова в его последних сериалах), Вы тоже прослезитесь. От "настоящести" чувства на экране, которое зовется словом любовь. Оказывается, любовь и страсть можно снять почти без слов и порывистых движений по отношению к женскому телу. Кому будет надо - спросите у Угольникова, и он подскажет, как просто это делается.
Вы обязательно оцените операторскую работу. Она не нуждается в комментариях.
И - музыку. Солировать будут струнные. Те самые, под которые льются слезы и щемит сердце. Но это так надо, это естественно. Зрительские слезы при просмотре "По зову сердца" - как дополнительная, и может быть, неотъемлемая партия ко всей музыке в целом. Если у Вас не будет слез, то, вероятно, Вы бросите смотреть фильм в первые 5 минут 1-й серии, даже не дослушав речь Сталина до конца. Ничего страшного, просто наши с Вами мнения об этом кино не совпали. Не более того.
Не могу не украсить свой отзыв стихами персонажа Максима Битюкова:
Мы победим. Мои – слова, моя – над миром синева,
Мои – деревья и кусты, мои – сомненья и мечты.
Пусть на дыбы встает земля. Вопит, и злобствует, и гонит –
Меня к своим ногам не склонит как в бурю – мачты корабля.
Я буду жить, как я хочу: свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту, в ногах травою прорасту,
В пустынях разольюсь водой, в морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу. Я – человек, я все могу! (автор - Леонид Вульфович Вилкомир, погиб в 1942г. под Новочеркасском).
И еще - один небольшой диалог. Литературоведа (Колган) и писателя (Некрасов). Чтобы Вы понимали глубину текстов в фильме, который я так усердно рекомендую посмотреть.
- Знаете, я здесь приобрел уникальный, ни с чем не сравнимый доселе, недоступный для себя навык. Подчиняться. Подчиняться без раздумий. Кому и зачем? Видимо, в этом таится смысл существования. В подчинении чужой воле. Тем самым мы снимаем со своей души ответственность за свои поступки, желания, действия. Как говорят, живи пока живется. Закон сохранения души. Разве не так?
- Нет. Это безответственность. Это философия стада. Коров, овец, других парнокопытных. Человек как раз и отличается от животных волеизъявлением. И уж тем более это никак не искупит Ваши грехи.
Как же приятно совпадать с героями, с режиссером, который вложил в их уста эти размышления. Спасибо, Игорь Станиславович.
Не знаю, как у одних режиссеров получается сделать кино, что в нем всё правдоподобно и все естественны, а у других - нет. Фильм "По зову сердца" по уровню, качеству, по степени уважения к теме, к памяти павших, к зрителю, наконец, - близок к советскому. И за это - моя большая благодарность и аплодисменты Игорю Угольникову. От всего сердца. По зову сердца. 💓