После фильма «Учёности плоды» (2021г) к творчеству режиссера Игоря Угольникова я стала относиться крайне внимательно и серьезно. На мой взгляд, кино на военную тему он снял максимально бережно, аккуратно, дотошно. Я не чувствовала, что проект коммерческий. А вот личное отношение режиссера к теме вызвало у меня большое уважение.
В статье (во второй её половине) по ссылке ниже я коротко делюсь впечатлениями о фильме «Учёности плоды» и рекомендую его к просмотру.
И вот новый проект Игоря Станиславовича Угольникова - 4-х серийная картина «Позывной «Журавли», в основу которой легли военные события 1943 года, происходившие на Смоленском направлении фронта.
Премьеру НТВ анонсировал на 8 мая в 17:00, но я не вытерпела и посмотрела вчера. Не отрываясь.
- Главные герои – фронтовые разведчики - штрафники и спортсмены, крестьяне и городские жители. Храбрые, смекалистые, доверяющие друг другу среди кромешного ужаса войны, бесконечно гордые своей причастностью к армейской элите. Их позывной – «Журавли». Их кодекс - «своих не бросаем».
- Словно заговоренные, «Журавушки» раз за разом умудряются возвращаться живыми из самых гибельных ситуаций, хотя каждое задание – это игра со смертью. Фильм состоит из череды таких героических ситуаций и кратких часов отдыха разведчиков.
Как максимально высоко мы оцениваем качества человека, на которого можно положиться? Фразой «Я бы пошел с ним в разведку». Вот только за время, прошедшее с войны, исходный её смысл не просто стерся - он обесценился. Угольников же возвращает суть на своё место, и я начинаю думать, а вот случись сейчас, то с кем бы пошла в разведку? Пожалуй, одна.
После просмотра фильма при сильном желании Вы найдете причины его раскритиковать - местами так точно. Но я всегда задаю вопрос - зачем?Создатели и исполнители абсолютно точно чувствуют тему. Не знаю, уместно ли здесь слово благородно, но мне очень хочется его произнести. В фильме нет ярких красок, красивых локаций, постельных сцен (хотя романтические линии имеются) и прочей современной искусственности для привлечения зрительского внимания. Угольников "берет" другим. Повторюсь - своим особым, некоммерческим отношением к теме. Которое проявляется в том числе в приглушенной тональности и некой "сдержанности" едва слышимого, но очень точного музыкального сопровождения. Музыка здесь не прошибает на мурашки или слезу - у нее другое предназначение. Она тихая, почти неслышная, как и само искусство разведки.
Два слова об актёрском составе (Владимир Верёвочкин, Александр Бухаров, Игорь Угольников, Михаил Евланов, Алексей Шевченков, Дмитрий Белоцерковский, Сергей Чирков, Марк Вдовин, Бесо Гатаев, Александр Обласов, Глеб Бочков, Сергей Пускепалис (последняя роль, последний кадр...), Мария Звонарёва и др). Он разноплановый, но подобран очень грамотно - герои слишком разные, как внешне, так и внутренне, но смотришь на них и понимаешь, что абсолютно каждый персонаж с его характером и "закидонами" является неотъемлемой частью одного целого - нашей будущей победы.
И последнее. Возможно, я и перебарщиваю в своём видении, но в картине чётко увидела отсыл к нашему настоящему. Кажется, что 80 лет спустя уже не может оставаться ничего общего между той окопной правдой и нынешней (в отношении самой войны, её ведения, обеспечения и быта). Однако, мне показалось, что это общее - налицо.
О других новинках российского кино можно прочитать здесь ⏬