Найти в Дзене
Сказы Истории

Иерусалимский храм разрушили не римляне, а сами иудеи

Известно, что Стена плача это самое святое место для евреев, куда они стремятся попасть с разных уголков планеты, чтобы помолиться у своей святыни. Стена представляет собой остаток от ограждения построенного в правление царя Ирода Великого вокруг второго Иерусалимского храма.

В 70-м году нашей эры во время Иудейской войны второй Иерусалимский храм был разрушен, а евреи изгнаны из Иерусалима и рассеяны по всему миру. Сейчас на месте Иерусалимского храма стоит мечеть Купол Скалы.

Считается что второй храм разрушили римляне, однако это не совсем так, попробуем разобраться.

Предыстория вопроса

Иудея стала провинцией Римской империи в 63 году до н.э., когда Помпей занял Иерусалим, в итоге Средиземное море стало внутренним озером империи. Помпей посетил храм, не тронул обнаруженные там сокровища и приказал возобновить богослужения. Это подтверждают историки Тацит в «Истории» и Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».

Римские владыки практически не вмешивались в жизнь своих провинций, за исключением налоговых сборов, терпимо относились к местным верованиям, но требовали соблюдать только одно условие – уважение к культу императора. Во многих провинциях жители легко добавляли к своим богам фигурку императора и жили благополучно.

-2

Однако в Иудее, где евреи признавали теперь только Бога Яхве, они отказались поклоняться идолам, но поддерживали определённый компромисс. Но вскоре появились сторонники радикальных методов борьбы – зелоты, которые подняли восстание против идолов, так они называли статуи императоров.

Зелоты – религиозные фанатики

В 66 году, когда римский наместник приказал за неоказание почтения изъять часть храмовых сокровищ, зелоты оказали открытое вооружённое сопротивление. Выяснилось, что они уже давно вели подготовительную борьбу, вербуя сторонников и вооружая их. В итоге они сформировали целую армию религиозных фанатиков, готовых умереть за веру и расправлялись даже со своими соотечественниками, не желавшими кровопролития.

Повстанцы изгнали назначенного Нероном правителя Иудеи Гессия Флора, разгромили не только римское войско, но и войско сирийского наместника Цестия Гала.

После изгнания римлян, казалось бы, евреи должны были радоваться независимости и свободе, но не тут-то было, теперь они начали воевать между собой. Зелоты или как их назвали ревнители «истинного следования» заветам Торы выискивали отступников среди евреев и тысячами их уничтожали.

В Риме было собрано 60-тысячное войско, которое под командованием Веспасиана двинулось на Иудею. К началу осады Иерусалима в нём собралось от шестисот до миллиона беженцев. Город окружали неприступные стены и высокие башни, а вот запасов продовольствия на такое количество народа не было.

Осада Иерусалима и сожжение храма

Началась осада города, поскольку Веспасиан не планировал разрушать город, то выжидал, что жители сами откроют ворота.

Реконструкция второго храма
Реконструкция второго храма

Однако в городе, несмотря на осаду продолжалась бойня за власть, шли уличные бои между двумя группировками: умеренными идумеями во главе с Йохананом и зелотами во главе с Шимоном, причем и т, и другие грабили жителей города и бдительно следили, чтобы никто не смел покинуть Иерусалим.

Эти ужасные события описывает в своей книге «Иудейская война» историк Иосиф Флавий, современник этих событий, правда в таких подробностях, особенно пытки горожан зелотами, что в данной статье это не подлежит описанию.

В это время Веспасиан был избран императором и отбыл в Рим, оставив вместо себя сына Тита, который продолжил осаду и насыпал валы, готовясь к штурму.

Зелоты засели в Иерусалимском храме. Это о них Иосиф Флавий напишет: «Они-то и ниспровергли город, хотя и принудили римлян против их воли поставить своё имя под этой безрадостной победой, и это они почти что втащили в храм медливший ещё огонь».

Тит был в ужасе от того, что творится в городе, как головорезы-зелоты расправляются с жителями города как люди начали поедать друг друга. И тогда Тит сказал: «Я предложил евреям мир, самоуправление и прощение всех их преступлений. Но они предпочли раздор согласию, войну – миру, голод – довольству и благополучию. Собственными руками они начали поджигать святилище, которое мы хотели для них же сберечь, и они поистине достойны подобной пищи» (Иосиф Флавий «Иудейская война»).

Когда римляне всё же ворвались в город, то храм уже горел снаружи, и они начали тушить пожар. Однако завязался бой между тушившими огонь римлянами и зелотами, охранявшими храм. Когда римляне обратили зелотов в бегство, то один из них, убегая, бросил горящую головню в святилище.

По факту получается, что иудейские террористы-зелоты сначала внесли огонь в храм, потом мешали римским воинам его тушить. Можно предположить, что огонь и сам перекинулся в святилище, но это не снимает вины с террористов, которые ввергли собственный народ в кровопролитие, лишили свой народ храма, а впоследствии и родины.

Можно понять горе и скорбь еврейского народа, но вот только зачем обвинять в этом римлян.

Окончательное падение и разрушение Иерусалима

Город горел, пламя уничтожало целые улицы, заполненные трупами умерших от голода. Вслед за огнём шли римляне и забирали горожан в плен, хотя большую часть совсем ослабевших, которые не были годны ни для каких работ отпустили на все четыре стороны.

Через день Иерусалим представлял пепелище. Тит приказал сравнять торчащие обугленные головешки домов и остатки храма с землёй. Правда от храма осталась часть ограждения, которая сегодня является святыней для евреев и местом поклонения.