Специалист по развитию персонала непосредственно занимается обучением и адаптацией кадров. К основным полномочиям специалиста относятся организация и проведения процессов обучения, развитие и повышение квалификации сотрудников компании. Для этого ответственное лицо должно иметь соответствующее образование, навыки и опыт работы в указанной сфере. Полномочиями по развитию персонала может наделяться сотрудник кадровой службы или иные специалисты, подготовленные для такой деятельности.
Читайте, каким компаниям нужен специалист по развитию персонала, каким требованиям он должен отвечать, что будет входить в полномочия, как построить процесс обучения в системе «Добыто. Знания».
Кто такой специалист по развитию персонала
В том или ином виде, в развитии персонала заинтересовано любое предприятие. Даже если в компании числится всего несколько сотрудников, работодатель будет стараться повышать их квалификацию, помогать в освоении новых программ и технологий. Для крупной фирмы это может стать одним из основных направлений кадровой политики. Для реализации указанных задач можно:
- подобрать и оформить на работу специалиста (менеджера) по развитию персонала, который будет заниматься только этой деятельностью;
- обучить действующего сотрудника, наделить его соответствующими полномочиями;
- распределить компетенции по развитию персонала между несколькими специалистами (например, из кадровой службы).
В идеале, процесс развития персонала должен быть регулярным, охватывать всех сотрудников фирмы. Для организации работы руководитель будет ставить соответствующие задачи, утверждать план мероприятий. Общие регламент обучения персонала можно утвердить в виде локальных актов (положения, инструкции и т.д.).
Для развития сотрудников предприятия можно использовать следующие направления:
- организация (заказ) курсов, обучающих программ и тренингов в сторонних компаниях;
- проведение теоретических и практических занятий силами собственных специалистов;
- организация самообучения без отрыва от работы (например, это можно сделать в системе «Добыто. Знания»).
К дополнительным задачам специалиста может относиться планирование расходов на обучение и развитие персонала, координирование действий разных подразделений, методическая работа. Чтобы подтвердить эффективность указанной деятельности, будут проводиться тесты и иные аналогичные мероприятия, оформляться отчеты и другие документы.
Комментарий эксперта. Не менее важно проводить обучение и повышать квалификацию самого специалиста по развитию персонала. В этой сфере постоянно появляются новые методики, который повышают эффективность процессов работы с кадрами. Хорошим решением этого вопроса является использование модуля «Добыто. Знания». Там можно организовать самообучение непосредственно в ходе текущей деятельности, дать другие возможности для развития.
Для каких компаний актуальна должность специалиста по развитию персонала
Можно выделить несколько ситуаций, когда для компании будет оправдано введение отдельной должности специалиста по развитию персонала:
- большое количество сотрудников с разным уровнем квалификации, знаний и навыков;
- низкие показатели эффективности работы (эти данные можно собрать и проанализировать в ходе внутренних проверок);
- значительная текучесть кадров, одной из причин которой может являться ненадлежащее исполнение сотрудниками своих обязанностей;
- переход на использование новых технологий и программных комплексов, поэтапная модернизация производства.
Не имеет смысла вводить отдельную должность специалиста по развитию персонала, если его численность составляет несколько человек. Соответствующими полномочиями лучше наделить работника кадровой службы, либо оставить их за руководителем. В этом случае выгоднее оплачивать периодическое обучение методикам развития персонала, чем содержать полноценную штатную единицу.
Как определяются компетенции и функции специалиста по развитию персонала
Чтобы работа специалиста по развитию персонала была эффективной и приносила пользу компании, необходимо:
- убедиться в наличии квалификации соискателя или сотрудника, который принимается на указанную должность;
- четко определить полномочия, обязанности и ответственность за результаты работы;
- обеспечить специалиста необходимыми программами, методическими материалами, оргтехникой;
- создать условия труда, позволяющего организовать процесс обучения и развития персонала.
Рекомендуем обратить внимание на возможности, которые дает система «Добыто. Знания». Это современный сервис, который включают базу данных и методических материалов для развития и обучения сотрудников. Функционал системы позволяет оптимизировать и автоматизировать кадровые процессы, проводить проверку знаний в различных формах. Помимо этого, у сервиса есть и другие преимущества для ведения делопроизводства по кадрам.
Требования к должности
Подбирая кандидатуру специалиста по развитию персонала, нужно обратить внимание:
- на наличие профильного образования (например, кадровое дело);
- на опыт и специфику работы по профилю (желательно, чтобы у соискателя были рекомендации от предыдущих работодателей);
- на наличие документов, подтверждающие дополнительную квалификацию и знания (например, сертификаты, свидетельства и т.д.).
В Приказе Минтруда РФ № 109н указаны основные требования к должности специалиста по развитию персонала:
- среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы с персоналом;
- либо высшее образование (бакалавриат);
- либо высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы с персоналом
Нормативный акт содержит стандарт к указанной профессии, которым можно руководствоваться при подборе и найме сотрудника, оформлении трудового договора и должностной инструкции. В частности, для занятия должности у соискателя должно быть высшее образование по специальности «Управление персоналом», либо по ряду иных профильных специализаций.
Комментарий эксперта. Вместо приема на работу постоянного сотрудника компания может заключить гражданский договор со сторонним специалистом по развитию персонала. В нем нужно указать точный объем услуг, требования к результату (например, проведение курса обучения для группы работников). Для оформления гражданско-правовых и трудовых договоров можно воспользоваться системой «Добыто. КЭДО».
Обязанности и полномочия
Исходя из направлений кадровой политики компании, в обязанности и полномочия специалиста по развитию персонала может входить:
- мероприятия по планированию деятельности (например, разработка плана обучения на предстоящий год);
- участие в разработке локальных актов, связанных с развитием сотрудников;
- оформление документов и расчетов с обоснованием сметы на финансирование обучения, оснащение необходимыми материалами и программами;
- непосредственно процессы обучения и развития работников (например, проведение практических занятий, тестирование и т.д.);
- методическая деятельность (например, разработка материалов для обучения в разных подразделениях фирмы);
- подведение итогов обучения, оценка их эффективности;
- контроль за проведением стажировок, наставничеством и соблюдение правил прохождения испытаний;
- разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности обучающих мероприятий.
Не менее важно взаимодействие специалиста по развитию персонала с другими подразделениями и сотрудниками. Например, для планирования работы можно собрать информацию от руководителей разных служб, учесть их рекомендации и предложения. При разработке плана можно согласовать сроки и порядок проведения обучения, чтобы не создать проблемы для текущей деятельности подразделений и компании в целом.
Чтобы контролировать исполнение обязанностей, руководитель организации может:
- изучать отчеты по итогам обучения и развития персонала;
- отслеживать проводимые мероприятия в системе электронного делопроизводства;
- организовать проверку или аудит текущей деятельности по кадрам.
Эффективность мероприятий, проводимых специалистом по развитию персонала, должна подтверждаться общими результатами работы компании. Если отдачи нет, можно скорректировать положения кадровой политики, изменить подход к реализации процессов обучения.
Ответственность специалиста
Наделение любыми обязанностями сопровождается возложением определенной ответственности за результат работы. Учитывая специфику функций специалиста по развитию персонала, он может отвечать:
- за неисполнение плана мероприятий, нарушение сроков их проведения;
- за низкие показатели эффективности процесса обучения;
- за непредставление отчетности, которая входит в его обязанности;
- за нарушение регламента взаимодействия с руководителем, подразделениями компании и отдельными сотрудниками.
Руководителю фирмы нужно отслеживать расходы на реализацию программ развития персонала. Например, необходимо обращать внимание на необоснованное финансирование, которое никак не сказывается на результатах деятельности компании.
Комментарий эксперта. Согласно профессиональному стандарту, специалист должен повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет. Подтверждением этому будет свидетельство или сертификат. Дополнительные варианты обучения можно использовать с иной периодичностью, по мере необходимости.
Особенности работы специалиста по развитию персонала
Чтобы создать надлежащие условия для развития персонала, специалиста нужно обеспечить:
- методическими материалами (например, комплект документов для проведения тренинга);
- программами, доступом к различным сервисам (большинство задач по этому направлению можно решить внедрением систем «Добыто. КЭДО» и «Добыто. Знания»);
- современной техникой для работы с документами, проведения курсов и иных мероприятий.
Необходим регулярный анализ потребностей специалиста по развитию персонала. Например, это может быть связано с принятием новых нормативных актов и стандартов под определенные профессии, виды деятельности.
В каких процессах принимает участие специалист
Что касается непосредственно обучения и развития персонала, то специалист занимается организацией и проведением:
- курсов, семинаров, лекций и иных теоретических занятий;
- онлайн-программ обучения (вебинары, видеоконференции и т.д.);
- курсов и программам с отрывом от основной трудовой деятельности (например, подбор образовательного центра, оформление договора и т.д.);
- практических занятий, тренингов, испытаний;
- проверкой знаний, умений и квалификации работников (например, в формате регулярного тестирования).
Так как специалист по развитию персонала не может досконально знать специфику всех профессий, он руководствуется методической литературой, нормативными документами, стандартами.
В ходе исполнения обязанностей специалист постоянно или периодически взаимодействует:
- с руководством предприятия (например, путем дачи рекомендаций по обучению новых сотрудников);
- с подразделениями и работниками компании (например, для организации обучения непосредственно в отделе);
- со службой занятости населения (например, если компания заключила договор на предоставление квоты по направлению ЦЗН);
- с представителями интернет-ресурсов и рекрутинговых агентств, которые занимаются подбором кадров;
- с образовательными центрами.
Для взаимодействия внутри компании можно использовать систему кадрового учета «Добыто. КЭДО». Ее можно интегрировать с другими программными комплексами и сервисами.
Какие преимущества дает использование системы кадрового делопроизводства «Добыто. КЭДО»
Так как процесс развития персонала подпадает под делопроизводство по кадрам, упростить все задачи помогут системы «Добыто. КЭДО» и «Добыто. Знания». Помимо прочего, специалист сможет:
- вести все документы, связанные с обучением сотрудников;
- формировать различные виды отчетности;
- организовать проведение обучения и проверки знаний непосредственно в системе;
- взаимодействовать с разными службами организации;
- вести учет и хранение документации;
- пользоваться базой данных, нормативными и методическими материалами.
Чтобы оценить все преимущества и функционал системы “Добыто. КЭДО”, закажите бесплатную демоверсию.
Выводы
- Специалист по развитию персонала занимается обучением кадров, проверкой квалификации и знаний, ведением документов по профилю работы.
- Полномочия и обязанности специалиста определяются исходя из требований локальных актов, профессионального стандарта. Вместо штатного сотрудника компания может заключить гражданский договор на оказание аналогичных услуг.
- Для организации процесса обучения специалиста нужно профильными программами и доступом к интернет-ресурсам, методическими материалами.
FAQ
Чем занимается специалист по развитию персонала?
В перечень обязанность входит помощь в подборе и обучении кадров, сопровождению адаптации и стажировках, организация различных курсов, иных программ.
Какие требования предусмотрены для специалиста по развитию персонала?
Согласно профессиональному стандарту, сотрудник должен иметь высшее образование по направлению «Управление персоналом», либо по иным профильным программам. Не режеь 1 раза в 5 лет специалист должен пройти курсы повышения квалификации.
Как определяются обязанности специалиста?
Перечень полномочий определяется исходя из положений кадровой политики фирмы, локальных и нормативных актов. Задачи для текущей деятельности ставит непосредственно руководитель или иное уполномоченное лицо.