Обзор фильма режиссёра-постановщика Александры Лупашко от нашего постоянного автора
Жанр: Комедия, драма
Режиссёр-постановщик: Александра Лупашко
В ролях: Павел Майков, Александра Бортич, Илья Антоненко, Марианна Башкина, Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Данил Стеклов, Анна Михалкова, Павел Кузьмин.
Производство: Россия
Год: 2023
18+
На КиноПоиск HD вышла трагикомедия «Танцуй, Селёдка» — полнометражный дебют актрисы и теперь режиссёра Александры Лупашко. Фильм, снятый по пьесе Татьяны Загдай, завоевал главный приз на фестивале экранизаций «Читка», а также награду за лучший сценарий на фестивале «Зимний». Продюсером картины выступил Сергей Сельянов, который, выпустивший со своей кинокомпанией СТВ практически все фильмы Балабанова, Рогожкина, Буслова и многих других — кажется, знает толк в выборе материала.
Жанна (Бортич) возвращается из Москвы в родной городок. Но не из-за резкого приступа ностальгии по местам юности, а чтобы похоронить скоропостижно скончавшегося отца (Майков). Никакого трепета и тёплых эмоций героиня к отцу не испытывает: он бросил её с матерью двадцать лет назад и с тех пор на связь не выходил. Однако чувство долга не позволяет ей бросить одинокого покойника и не проводить его в последний путь.
Проводы эти оказываются не такими уж бесхлопотными — как и со всяким усопшим. А ещё требуется судмедэкспертиза, но специалист из ближайшего морга, единственный на всю округу — ах, водевиль, водевиль — в отпуске. Так что тело приходится везти за сотни километров. Помочь Жанне вызывается друг детства, сын соседки с верхнего этажа — Костик (Илья Антоненко). Жанна ему когда-то нравилась, да и подработать извозом человеку, утонувшему в долгах и условных сроках, никогда не будет лишним. Жанна и Костик грузят бездыханного отца на заднее сидение — и тут он оживает.
«Танцуй, Селёдка!» — вечная драма беспечных отцов и недолюбленных детей, получивших шанс выплеснуть застарелую боль.
Но нет. Это не хоррор про оживших мертвецов. Видит и слышит покойника только его ошеломлённая дочь, которой есть что высказать непутёвому папаше. Поднакопилось за двадцать-то лет. Так начинается весьма экзотическое роуд-муви под неизменные — и, откровенно говоря, поднадоевшие в русском кино — хиты 90-х и флешбэками из тех же времен. Путешествие Жанны внутрь собственных детских воспоминаний, как счастливых, так и горьких.
Папа, который был для маленькой Жанны воплощением крутизны и обладателем «самой романтичной на свете профессии» — торговец аудиокассетами на рынке. Папа, который подводил её бесчисленное количество раз, предавал, бросал, не воспринимал, оставив в душе девушки незаживающую рану. Папа, который теперь пытается заслужить прощение дочери аж с того света. Вернее, это Жанна пытается простить человека, любимого и ненавистного одновременно.
Как назло, сегодня у Жанны день рождения. Рядом — неунывающий раздолбай Костик, в телефоне — незримый московский Заяц, в голове — навязчивые голоса и невыносимая музыка из детства. Картинки из прошлого: мороженое, красные лаковые туфли — заветная мечта, прозвище Селёдка, «дебильный» магнитофон, подаренный вместо щенка. А на заднем сидении — оживший труп отца, который настаивает, что им вовсе не в морг нужно, а на аттракционы и в игровые автоматы. В те места, с которыми нужно попрощаться раз и навсегда. Отпустить. Чтобы идти дальше. Впрочем, катаясь на колесе обозрения и играя в автоматы в «прихалабке» местного банкетного зала, к Жанне приходит понимание, что она так и осталась той самой Селёдкой, стерев нахлынувшими воспоминаниями границу между прошлым и настоящим.
Так что «Танцуй, Селёдка!» это не только приключение с бандитскими разборками, побегом со свадьбы, полицейским участком, известными актёрами в «жирных» эпизодических ролях, но ещё и сеанс психотерапии. Кто скажет, что у него нет никаких незаконченных разговоров с навсегда ушедшими близкими — самонадеянный лгун.
Несмотря на все шутки и ситуации, словно перекатившиеся в фильм из шаблонных ситкомов — возня с покойником обыграна за историю кино миллиарды раз — настроение картины ближе к финалу становится печальным. Павел Майков, после затяжной паузы вдруг появившийся на киноэкранах, прекрасно отыгрывает образ типичного постсоветского «бати», который вышел как-то раз «за хлебом» и с концами. Да, с общими местами. Да, на понятных приёмах и без особой глубины. Для данной киноистории этого вполне достаточно: работа с ролью на полутонах смотрится гораздо точнее, нежели «на связках».
Жанна говорит о том, что её галлюцинации вызваны посттравматическим синдромом. От недолюбленности и оставленности. Поразительно, но Александра Бортич, не имеющая актёрского образования и не обладающая профессиональным набором из сотен приёмов-штампов, смотрится органично, уместно. Она работает с образом своей героини без выпячивания бессильной злобы на отца, добавляя эмоций лишь в кульминационных сценах. Потому что в жизни, в большинстве случаев, об этом никто не кричит, не афиширует собственной боли. В одной из сцен Костик говорит, что у него и вовсе отца никогда не было, поэтому он не понимает такой «смертельной» обиды Жанны на родителя. Ну, пил-гулял! И что? У кого не так?
Дебютные полные метры в жанре роуд-муви в российском кино уже словно поджанр. Только работали в нём до сих пор лишь мужчины (Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Александр Хант). Теперь же, в ряд к «Возвращению», «Коктебелю» и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» вклинилась чёрная комедия Александры Лупашко. По интонации, «Селёдка» ближе всего к «Витьке Чесноку» — с вырвиглазным цветокором кадра, разухабистостью характеров и «еду по России, не доеду до конца». А, вот, по смыслу кинокартина больше тяготеет к бандитско-ностальгической «Маше» Анастасии Пальчиковой с Сухановым, Гухман и Чиповской: драме, которая тоже всматривалась в лихие 90-е глазами маленькой девочки.
Иногда картина Лупашко слишком увлекается жонглированием артефактами времени. Особенно это сказывается на саундтреке, напичканным «Мумий Троллем», Шурой, «Отпетыми мошенниками», Татьяной Булановой, Ириной Салтыковой и прочими завсегдатаями кассетных сборников того времени. Но в нужные моменты «Танцуй, Селёдка!» дёргает за нужные струны. И вроде бы не фальшивит.
А ещё благодаря фильму выяснилось, что «Верхом на звезде» Найка Борзова — потрясающая музыка для похорон.
Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru