Найти в Дзене
Рисую в 50

Последний рубеж комедии. Интеллектуальный комикс Гарри Блисса

Оглавление

Синдицированный однопанельный комикс «Bliss» американского карикатуриста Гарри Блисса распространяется по всему миру через Tribune Media Services и печатается более чем сотне газет США, Японии и Канады. Гарри не только художник и ярый защитник животных, но ещё и писатель. Он является автором двух десятков книг для детей, которые сам же и проиллюстрировал.

Потомственный художник

Гарри Блисс родился 9 марта 1964 года в Рочестере (штат Нью-Йорк) в семье успешных художников-иллюстраторов. То, что он в раннем детстве попал в мир красок и карандашей, и предопределило всю его дальнейшую жизнь. В юности он изучал живопись в Пенсильванской академии изящных искусств и иллюстрацию в Филадельфийском университете искусств. После окончания Сиракузского университета в 1994 году получил степень магистра.

В 1997 году Блисс стал штатным художником журнала «The New Yorker», для которого рисовал карикатуры и успел сделать в общей сложности 25 обложек. Кроме того, его работы регулярно публиковались в «The New York Times», «Time», «Philadelphia Inquirer» и других американских изданиях в США.

С 2004 года Гарри Блисс успел объездить США, побывать в Перу, Бухаресте, Москве, Санкт-Петербурге, Сингапуре и Дубае с одной целью — встречаться со школьниками и показывать им, как здорово развивается мышление человека, когда он занимается рисованием. Специально для того, чтобы найти с детьми общий язык, он придумал весёлую интерактивную игру «Каракули».

Кроме того, Блисс тесно сотрудничает с Центром исследований карикатуры (CCS), расположенным в штате Вермонт. Это учебное учреждение предлагает уникальную двухгодичную программу, которая включает в себя обучение созданию комиксов и графических романов. В 2016 году совместно CCS Гарри Блисс учредил ежемесячную стипендию «Cornish CCS Residency Fellowship» для художников-карикатуристов.

Люди, кошки и собаки

Но широкую известность Гарри Блиссу принёс ежедневный однопанельный комикс «Bliss», который оказался очень востребован читателями. Из пяти тысяч созданных им рисунков пятая часть посвящена животным. И здесь с большим отрывом лидируют кошки и собаки. К слову, последних Гарри просто обожает за ум и преданность. Далее идут отношения между людьми и семейные ситуации, а почётное третье место делят между собой дети, сюрреалистичные рисунки и всё, что касается еды.

Словом, известная с древности фраза «Хлеба и зрелищ» не устарела и сейчас. Люди постоянно жаждут развлечений, и Гарри Блисс предоставляет им эту возможность. Но надо отдать ему должное: в его комиксе аудиторию в первую очередь покоряет ненавязчивый, спокойный и интеллектуальный юмор.

Кроме того, у художника есть свой запоминающийся стиль. В своих работах Гарри практически не применяет цвет (исключение составляют журнальные обложки). В каком-то смысле он очень консервативен: не использует новомодные графические планшеты, которые значительно облегчают работу современному иллюстратору и карикатуристу. Но, в отличие от многих коллег, Гарри считает, что любую идею можно воплотить с помощью простого чернографитного карандаша.

Ты не Рембрандт

В 2019 году неугомонный Гарри объединился в тандем со знаменитым актёром и мастером стендапа Стивом Мартином. Это дало новый импульс творчеству Гарри.

Их взаимодействие строилось на обмене идеями. И хотя Мартин, по его собственному признанию, не умеет рисовать, зато у него в запасе всегда найдётся пара шуток. Для него придумывание сюжетов для однопанельных комиксов стало совершенно новым опытом. В каком-то смысле это оказалось даже сложнее, чем выступать перед аудиторией.

«Я всегда считал комиксы последним рубежом комедии, — признаётся Стив Мартин. — Я делал стендапы, скетчи, фильмы, монологи, вступления к церемониям награждений, звуковые фрагменты, рекламные ролики, ток-шоу, но идея однопанельного изображения с подписью или без меня озадачивала… Такое нельзя заранее на ком-то опробовать. Когда ты выходишь на сцену, то быстро понимаешь, сработала твоя шутка или нет. И потом появляется возможность что-то к ней добавить, потому что всегда есть реакция зрителей. Здесь же практически нет обратной связи».

Стив присылал Гарри какой-нибудь набросок и писал о том, что из этого могло бы получиться. Блисс, в свою очередь, соглашался или нет, предлагал свои варианты, а после того, как идея получала обоюдное одобрение, делал готовую работу. За шесть месяцев такого плодотворного соавторства родилось около 200 рисунков!

«Художественный музей, мать и ребёнок смотрят на картину. Мать говорит: «Такое мог бы сделать и мой ребёнок!» А этот ребёнок — крошечный Пикассо в халате и с палитрой в руках. Они могут смотреть на Рембрандта, а ребёнок будет выглядеть, как крошечный Рембрандт, или будут стоять перед абстрактной картиной, а мальчик будет похож на Поллока?» — такое сообщение отправил Мартин своему напарнику. Блиссу эта идея понравилась, и он ответил: «Итак… Стильная мама из Нью-Йорка говорит эту фразу своей подруге… Она держит за руку крошечного лысого Джексона Поллока в его фирменной чёрной футболке?»

В нескольких рисунках Блисс и Мартин показали за работой самих себя. В одном из них они изображены спорящими о том, смешной они сделали комикс или нет. Блисс говорит Мартину: «Ты не Чарли Чаплин!», а Мартин тут же парирует: «Да и ты не Рембрандт».

Стив Мартин и Гарри Блисс знают толк в хорошей шутке
Стив Мартин и Гарри Блисс знают толк в хорошей шутке

В результате такого весёлого и оригинального сотворчества в 2020 году родился сборник комиксов «Богатство голубей», который по версии газеты «New York Times» стал главным бестселлером. В ноябре 2022 года Блисс и Мартин опубликовали свою вторую совместную книгу «Номер один идёт: моя жизнь в кино и других развлечениях», повествующая о комичных ситуациях из жизни Стива Мартина, случаях на съёмочной площадке и его встречах с мировыми знаменитостями. Разумеется, проиллюстрировал эти мемуары Гарри Блисс. Неудивительно, что данная книга тоже мгновенно возглавила списки продаж.

«Поразительно, насколько уважительным является их сотрудничество, — говорит Франсуаза Мули, художественный редактор «The New Yorker». — Это не Гарри рисует идеи Стива или Стив подписывает карикатуры Гарри, нет. Это два человека, которые постоянно пытаются рассмешить друг друга».

В настоящее время Блисс работает над собственной автобиографией «Ты никогда не умрёшь», которую также намерен собственноручно проиллюстрировать. Как ожидается, она будет выпущена издательством Celadon уже в этом году.