Приветствую всех!
Сегодня разбираем, какие действия может осуществлять правообладатель исключительного права на исполнение.
🔹 Для начала еще раз вспомним, кому могут первоначально принадлежать права на исполнение:
- - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера),
- - дирижер,
- - режиссер-постановщик спектакля.
💬 Помним, что исключительное право можете перейти и иному лицу по договору или иным способом, поэтому в отношении лица, который обладает "правом на действия" используется общее слово "правообладатель".
Переходим к способам использования исполнения, которые указаны в законе (ст. 1317 ГК РФ).
🔹 Я напомню, что это не все возможные – правообладатель имеет право использовать свой объект и иным способом. Главное, чтобы его действия не противоречили закону.
⚠️ Важно, что данные способы использования аналогичны способам в авторском праве, по каждому из которых были ранее отдельные статьи. Я буду кратко отмечать главное и оставлять ссылку на такой же способ в авторском праве.
📌 Сообщение "живого" исполнения в эфир или по кабелю, ретрансляция
🔹 Это право исполнителя разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир.
🔹 Под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.
- Сообщение в эфир - передача исполнения для всеобщего сведения по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
- Сообщение по кабелю технически отличается от предыдущего способа использования тем, что передача осуществляется с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств.
- Ретрансляция - прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.
В авторском праве – ТЫК
📌 Запись исполнения
🔹 Запись - фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.
🔹 Записи на материальный носитель - запись на диктофон, камеру, электронный носитель, в том числе память ЭВМ, и др. Право на запись исполнения осуществляется один раз, последующая перезапись представляется собой воспроизведение записи (это отдельный способ использования).
🔹 Если исполнение записывается для аудиовизуального произведения (фильм, сериал, видео и т.п.), то согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. А вот если такое исполнение используется отдельно (не в составе, например, фильма, а просто по радио), то необходимо отдельное разрешение исполнителя.
📌 Доведение исполнения до всеобщего сведения
🔹 Так же, как и в авторском праве, данный способ связан с использованием исполнения в сети Интернет.
🔹 Это действия, направленные на размещение исполнения на сайтах, музыкальных ресурсах, форумах или иных источниках в Интернете.
В авторском праве – ТЫК
📌 Воспроизведение записи исполнения
🔹 Воспроизведения - это изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме.
🔹 Запись исполнения на электронном носителе (например, CD или DVD диски, флешки, жесткие диски и т.п.), в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением.
В авторском праве – ТЫК
📌 Распространение записи исполнения
Осуществляется путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе.
В авторском праве – ТЫК
📌 Публичное исполнение записи исполнения
🔹 Сообщение, демонстрация записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.
🔹 Перечень таких мест весьма многообразен и включает в себя дискотеки, рестораны, кафе, парки, клубы, вокзалы и т.д.
В авторском праве – ТЫК
⚠️ Исключение.
Согласие правообладателя на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения не требуется, есть запись была произведена с согласия исполнителя, а действия осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (личные или коммерческие).
📌 Прокат оригинала или экземпляров записи исполнения
Это передача оригинала или экземпляра записи исполнения во временное владение и пользование за плату.
В авторском праве – ТЫК
📌 Публичное исполнение постановки спектакля
🔹 Представление постановки в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается исполнение постановки спектакля в месте ее представления или в другом месте одновременно с представлением постановки.
🔹 Это особое полномочие, которое было предоставлено только режиссерам-постановщикам спектаклей в 2017 г. До этого момента данное право не фигурировало в ГК РФ, а по поводу его введения были жаркие споры.
Считаю, что данная тема заслуживает отдельной короткой статьи, которая будет следующей.
А на сегодня все. До новых статей!
Есть какие-то вопросы, предложения, уточнения? Пишите в комментариях! 💫
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: