-А что не так? - подняла бровь дочь.
Мать схватилась за сердце и слабым голосом попросила принести воды.
-Прекрати немедленно! Ты огорчаешь маму! - немедленно полез в бутылку отец.
-Свадьба - это событие, главными на котором является жених и невеста, - хладнокровно отбрила дочь. - Как хотим, так и делаем.
-Нет, моя дорогая. Это прежде всего событие для родственников. Главным образом, для родителей, которые тебя, кобылу вырастили, во всём себе отказывая. Это благодаря нам ты пойдёшь в следующем месяце в ЗАГС.
-Хорошо, родители причастны, но зачем вы кучу родственников хотите пригласить. Я их сто лет не видела, и дальше собираюсь не видеть.
-Люди должны знать свои корни, историю своего рода, и предков, которыми можно и нужно гордиться. Сейчас ты этого не понимаешь, но когда поумнеешь.... - начала мать.
-Вот тогда и поговорим, - отрезала дочь. - Свадьбу мы делаем на свои деньги, имеем право приглашать кого считаем нужным. Хотите толпу неприятных мне людей? Пожалуйста, но без меня.
Матери опять стало плохо. В последнее время у немолодой уже женщины начались серьёзные проблемы с сердцем. Неделю назад она выписалась из больницы, и доктора посоветовали ограждать её от стресса.
-Хорошо, можете пригласить десять человек, - пошла на компромисс дочь. - Только сразу предупреждаю. Никакого дресс кода не будет, каждый может одеть то, что считает нужным. Сейчас я покажу свадебное платье. Мама, приготовься ужасаться.
Только умение владеть собой удержало мать от гневных воплей. Соблазнительный корсет (в дни прабабушкиной молодости эдакие корсеты приличные женщины прятали под одеждой, а сейчас выставляют на всеобщее обозрение). Длинная многослойная кружевная юбка. И всё бы ничего, даже корсет ещё можно будет вытерпеть, но...
-Ты спятила? Почему свадебное платье чёрное? Это похороны?
-Потому что я так хочу. Наши друзья тоже придут в чёрной одежде. Поэтому мы и не хотим родственников. Они ж начнут возмущаться.
-И правильно начнут. Это очень плохая примета, одевать чёрное платье. Ты уже купила?
-Да, с большой скидкой, - довольно сказала дочь.
Как хорошо, что прабабушка, наиболее уважаемая родственница, основательница семейной династии учителей, давно умерла, и этого позора не увидит! Портрет строгой дамы висел на почётном месте в гостиной, строго взирая на присутствующих. Прабабушка ещё до революции закончила институт благородных девиц имени поручика Ржевского, да там же и осталась в качестве учительницы. Замуж вышла поздно, за преподавателя мужской гимназии.
Мать выросла достойной продолжательницей дела предков, и была известной в городе учительницей. За право отдать ребёнка в её класс родители буквально дрались. На следующей неделе женщину будут чествовать в администрации города, где сам мэр вручит медаль и толкнёт прочувственную речь о её вкладе в нелёгкое дело воспитания неокрепших умов.
У неё миллион знакомых, и все захотят посмотреть на фотографии свадьбы дочери. И что после этого они подумают? Вот именно. Ничего хорошего. Как можно доверить своих детей женщине, дочь которой выглядит так, будто у неё фляга свистит?
Где они её упустили. Хотя, возможно, Ангелина - наглядный пример "сапожника без сапог"? Они воспитывали дочь правильно, здесь им не в чем себя упрекнуть. Трудный подростковый возраст начался поздно, когда родители уже были уверены, что он вообще не наступит.
Ага. Не наступит. Наивные!
Дочь начала с того, что заявила, что учителем не станет ни при каких обстоятельствах. Дальше - больше. Начала грубить, своевольничать и, как сейчас все дети, считать, что родители ей недодали внимания, и самое главное, материального благополучия.
И невдомёк дуре, что учителя в провинциальном городе получают немного. Спасала дача и длительный отпуск. Девочка злилась, что подруги отдыхают за границей, а она - на грядках.
Родители считали, что безделье порождает плохие мысли, а плохие мысли ведут к ужасным поступкам, поэтому нагружали дочь по полной. До пятнадцати лет, потом девочка наотрез отказалась помогать на даче.
Что ж, грамотный учитель всегда знает как правильно реагировать. Кто не работает, тот не ест. Родители уехали на дачу, оставив пустой холодильник. К их удивлению, дочь не приехала ни на следующий день, ни спустя неделю. Соседка, которую они попросили приглядывать за подростком, сообщила, что видела её на остановке, где та раздавала листовки.
Вот же дрянь непослушная!
Пришлось забрать у неё ноутбук и запретить пользоваться интернетом. Родители попеременно ночевали дома, благо дача была недалеко. Дочь требовала оставить её одну, она прекрасно справится и без них.
Пришлось объяснить, что ответственные родители обязаны следить за своим ребёнком. Неужели сама не видишь, насколько ты нам усложнила жизнь?
-На дачу больше -ни ногой, - не поддалась на манипуляции Ангелина.
-То есть мать с больным сердцем пусть вкалывает, а здоровая кобыла валяется на диване?
-Я не валяюсь на диване. Листовки раздаю, чем не заработок?
Вот что с ней делать?
Дальше - больше. В выпускном классе познакомилась с неподходящим парнем. Старше её на год, учился на первом курсе университета. Это ладно, но вот его хобби родителям не нравилось. Он играл в студенческой рок группе, одевался и выглядел соответствующе. Татухи, чёрная одежда, волосья до пояса.
Маятник дрогнул и начал свой путь в противоположную сторону, стремительно ускоряясь. Сразу после выпускного дочь побрилась налысо, подала документы на отделение, где учился приятель, и стала петь в его группе. Пригодилась музыкальная школа, которую девочка закончила с отличием. Хобби не приносило ни копейки, наоборот, от него были одни расходы. Да, они выступали в малоизвестных клубах, но фанатами практически не обзавелись. Парочка не унывала, и подрабатывала где придётся.
Разумеется, Ангелина ушла из дома и стала жить с волосатиком сразу после школы.
Тогда мать впервые попала в больницу с сердечным приступом.
-Это ты виновата, - орал отец,- Если мать не спасут, то живи потом с мыслью, что ты её довела!
Всё обошлось, если не считать того, что дочь стала видеться с родителями крайне редко.
После получения диплома она пришла похвастаться тем, что во-первых, нашла работу по специальности. Во - вторых, выходит замуж. К счастью, волосы давно отросли, и дочь выглядела почти прилично. Если не считать её манеры краситься. Мать и сама пользовалась помадой, но не чёрной же! А жутко подведённые глаза смотрелись ужасно, придавая сходство с вампиром.
-Ты и на свадьбу такой макияж сделаешь?
Дочь кивнула.
Всё-таки она любила родителей, которые дали ей всё что могли. Да, она не получила того, что её сверстники. Ну вот такие они у неё, несовременные. Других-то не будет.
Она смутно надеялась восстановить отношения. Не полностью, уж слишком у них разный взгляд на жизнь, но постараться сгладить противоречия. К тому же родители у Ильи - замечательные люди, общение с которыми пойдёт им на пользу. На свадьбе как раз и увидятся.
-Нам надо познакомиться с твоим будущим мужем, - бросил отец.
Возможно, парень будет более вменяемым, чем дочь.
-Пусть приедет на дачу. Там и поговорим обо всём.
-Только не на дачу, вы же припашете нас по полной, - взмолилась дочь.
-Можешь вообще нас не знакомить с ним. И на свадьбу не зови. Мы всего-то твои родители, у которых ты - единственная дочь.
-Хорошо, приедем, - покорилась неизбежному Ангелина. - Но только работать не будем, сразу говорю. И не просите....
-Как? Ещё и забор, - прошептал Илья, закончив вскапывать очередную грядку.
Поясница болела, руки тряслись, тело заливал пот...И не откажешь, всё таки родители супруги, неловко.
-Да, мне понадобится твоя помощь, забор перекосило за зиму. А потом - банька, - неумолимо сказал отец.
-Если хочешь, давай уедем, - прошептала Ангелина.
-Нехорошо это, - борясь с желанием бросить лопату и помчаться к выходу, - простонал Илья. - Они баню растопили, пиво я привёз, ещё даже не приступали. А так хочется!
-Ладно, всё равно стемнело, работы вести нельзя при всём желании, - смирилась с неизбежным Ангелина.
После бани, наконец, родственники постарались познакомиться поближе.
-Ну хоть ты скажи ей, чтобы платье другое купила, - просил отец.
-Да нормальное платье, потом можно одевать, к примеру, на концерт, - мягко отмахнулся Илья.
-Чёрное платье на свадьбе - не к добру. Люди вас посчитают за психов, и правильно сделают. Я уже договорилась с салоном свадебных платьев, там работает мама моего ученика, она вам скидку сделает. Дальше. Что касается тебя. Волосы необходимо подстричь. Коротко, чтобы тебя со спины не приняли за девушку. Это не обсуждается.
-Да вы что? - прошептал Илья. - Я их всю жизнь отращивал. Они - моя гордость.
Родители схватились за голову.
Волосы доходили парню до пояса. Смотрелось это ужасно, поскольку такими пустяками, как мытьё головы, он не заморачивался. Просто собирал их в хвост, чтобы не мешались.
-Хорошо, подумай вот о чём. Сейчас ты молодой и уверен, что выглядишь круто. Но когда повзрослеешь, посмотришь на свадебные фотографии, и тебе станет за них стыдно.
-Не станет. Я с грустью вспомню, каким был долбоклювом и скупая мужская слезинка скатится по моей небритой щеке, - не согласился зять.
-Спать будете раздельно, - сухо сказала мать. - У себя живите как хотите, а здесь извольте уважать наши порядки.
-Ты сколько пива выпил? - шепнула Ангелина.
-Немного, но за руль всё равно нельзя, - грустно ответил приятель, устраиваясь на неудобном лежаке.
Мать привычно встала в шесть утра и отправилась будить молодых. Сегодня займёмся теплицей. Илья мирно спал, вырубившись на свежем воздухе. Она недовольно посмотрела на длиннющие волосы, так и оставшиеся забранными в хвост.
Муж прав. Фотографии получатся отвратительными. Как же перед родственниками будет неудобно за волосатого зятя! Некоторые ведь не станут молчать, и обязательно выскажутся.
Действуя как во сне, женщина взяла острые ножницы, и отрезала хвост, благо парень лежал к ней спиной.
А через минуту дачный домик огласил дикий рёв...
-Я никогда вас не прощу, - орала дочь, пока Илья, с трудом держа себя в руках, трясущимися руками заводил двигатель.
-Психи оба, - заключил отец. - У меня и самого руки чесались, не представляешь, как меня его волосы немытые раздражали!
-У твоей матери всю ночь болело сердце, вызывали скорую. А ведь завтра у неё приём в городской администрации, - сухо сказал отец. - Она держится только из чувства долга.
-Хорошо, я приеду, - согласилась дочь.
Как оказалось - не для того, чтобы поддержать.
-Ты должна извиниться перед Ильёй. Или мы вас не пригласим на свадьбу.
-За что извиняться? За то, что он нас настолько не уважает, что припёрся в таком виде, что перед соседями было стыдно?
-Как хотите, -дочь пожала плечами и ушла, хлопнув дверью.
Женщине было очень обидно.
Она всю ночь не спала, что сказалось на ней не лучшим образом.
Мать расстроенно разглядывала в зеркале своё осунувшееся лицо и тёмные круги под глазами. Спасибо тебе, дочь, что в важный для меня день ты так поддержала, что я на зомби стала похожа.
Женщина приняла ванну. Нанесла на свои роскошные волосы маску, которой пользовалась всегда. Завернула, как требовала инструкция в горячее полотенце. А через пятнадцать минут сняла. Вместе с волосами.
На крик прибежал муж и ужаснулся лысой жене, лежащей в глубоком обмороке.
-Через час мне надо быть в администрации, - плакала мать. - Что же делать?
-Заедем по дороге за париком, неподалёку точно есть магазинчик, где их продают, -утешил супруг, подумывая, что он скажет дочери гадине.
Они зашли в салон под названием "Парикнахерская" и потребовали показать всё что есть.
-У нас только для косплеев, - блеяла продавщица, принося ярко зелёные парики. - Это вам в салон специализированный.
-А других нет? Мы не успеваем в салон.
-Были ещё с волосами в виде рогов, но их раскупили вчера.
Фоторепортёры сделали множество снимков, оператор снимал видео, которое потом покажут на местном телевидении, присутствующие перешёптывались глядя на расстроенную женщину с ярко зелёными волосами, которой озадаченный мэр вручал награду "За вклад в воспитание неокрепших умов".
Супруги с трудом высидели банкет, и ушли как только это стало возможным.
-Не переживай, милая, - утешал муж. - Отрастут ещё.
-Не отрастут, - безразлично сказала жена. - Мне скоро шестьдесят, и они уже никогда вырастут как было.
Действительно, женщина по праву гордилась своими волосами, время над которыми, казалось было не властно. Они ещё только начали седеть, и ни разу не были окрашены. А зачем портить красоту? Красивый тёмно каштановый цвет и так выглядел прекрасно. Раньше.
Ни разу Ангелина не пожалела, что налила средство для депиляции во флакон с маской для волос, которой пользовалась мать.
Она заблокировала родителей везде, поэтому и не знала, что мать в очередной раз попала в больницу. А если бы знала - сделала то же самое.
А как ещё донести до родителей, что они не имели права так поступать?
Конфликт отцов и детей всегда был, есть и будет. Люди старшего поколения хотят, чтобы молодежь следовала их советам и жила по их правилам. Молодёжь, естественно, будет стремиться к новому. Чтобы потом стать такими же ретроградами для своих детей.
Можно ли избежать конфликтов поколений?
Да запросто! Просто почаще вспоминать, каким ты был в молодости. Ах, у тебя не было молодости, и ты сразу родился старым?
Бывает и такое. И не так уж редко.
НОМЕР КАРТЫ ЕСЛИ БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ДОНАТ 2202 2005 4423 2786 Надежда Ш.