(С) Богачев А.В., 2015
Продолжаю свой короткий рассказ, об азах археологии, начатый в 1 части.
Полевые археологические исследования включают в себя археологические разведки и раскопки. Они могут преследовать специальные научные цели (когда археолог в поисках подтверждения своей научной гипотезы пытается отыскать необходимые ему памятники), а могут быть вызваны производственной необходимостью, и в частности, охранно-спасательными задачами (когда в результате хозяйственных и строительных работ предполагается снос земельных участков).
В настоящее время еще не созданы высокоточные приборы для отыскания археологических объектов. Пока что ни аэрофотосъемка, ни съемки из космоса не дают однозначного ответа на традиционный вопрос: что это древний курган или просто естественная возвышенность? А потому и сегодня, в начале третьего тысячелетия, основным «прибором» для обнаружения древних памятников является выехавший в поле археолог с лопатой.
Как же найти древний памятник? Методике обнаружения археологических объектов обучаются не один год, и, большей частью, не в университетских аудиториях, а в поле. Там и только там опытный исследователь учит будущих специалистов отличать естественные природные всхолмления от рукотворных насыпей курганов и земляных валов древних городищ. Однако, далеко не все древние памятники возвышаются над земной поверхностью в виде разного рода руин, развалин и сооружений типа Стоун-Хенджа. Большинство их «спрятано» под абсолютно ровным слоем почвы. Как же обнаружить их? Не секрет, что многие такого рода объекты люди находят случайно в результате строительных работ – прокладки метро, рытья котлованов под фундаменты зданий. Однако, и целенаправленный поиск зачастую приносит желаемые результаты. Очень часто бывает так, что речные или весенние паводковые воды смывают берега или размывают края оврагов. И вот тогда, внимательно изучая обнаженные участки почвы, археолог может найти остатки культурного слоя.
Культурный слой – одно из важнейших научных понятий. Под культурным слоем в археологии понимаются почвенные напластования, образовавшиеся в результате жизнедеятельности человеческих коллективов. Чем дольше и интенсивнее человек жил в том или ином месте, тем мощнее (толще) и богаче будет культурный слой.
Как и почему «растет» культурный слой? Чтобы понять это достаточно на секунду представить, что по каким-то причинам на улицы наших городов вдруг перестали выходить мусороуборочные команды. В первый день такого происшествия мы, возможно, не заметим ничего особенного - разве что окурков, да рваных пакетов под ногами поприбавится. Однако, уже неделю спустя мы будем буквально спотыкаться о горы мусора – целые и битые бутылки, картофельные очистки и прочие бытовые отходы. Через какое-то время органический мусор перемешается с пылью и сгниет, обратившись в почву. А вот битые бутылки, потерянные монетки, использованные зажигалки, выставленные за порог дома сломанные велосипеды, став неотъемлемой частью культурного слоя, пролежат в этой земле многие тысячи лет.
Так же было и в древности, с той только разницей, что тогда за порог жилища выкидывались разбитая глиняная посуда, сломанные наконечники стрел и сточенные кресала. К слову сказать, и сейчас, и тогда из гигиенических и иных соображений большинство бытовых отходов все же выносилось за пределы жилой зоны на помойки. И именно по причине того, что культурные остатки в этих местах наиболее многочисленны - нахождение древней помойки в археологии считается большой удачей.
Заметим, что следы жилищных котлованов (даже если в них пусто), хозяйственные постройки, разного рода очаги, прокалы, зольные пятна – все это тоже неотъемлемая часть культурного слоя.
Однако, культурный слой можно обнаружить не только путем изучения обнаженных участков почвы. В археологии есть метод шурфовки. Опытный исследователь, зная излюбленные места поселений человека, скажем, каменного века или эпохи бронзы, может забить в том месте квадратный в плане размера 1х1 или 2х2 метра шурф и обнаружить остатки культурного слоя. Такого рода шурфы ориентируются сторонами строго по сторонам света, поскольку в случае удачи они могут стать частью большого раскопа.
Как уже было отмечено, научные раскопки производятся по определенным правилам, именуемым методикой полевых археологических исследований. Прежде чем лопата прорежет слой древнего поселения или могильника, вся площадь памятника покрывается условной сеткой координат. Для поселения или грунтового могильника базовой ячейкой этой сетки является квадрат размерами 2х2 метра (иногда 1х1 м). В углы квадрата вбиваются вертикальные колышки. Площадь отмеченного колышками раскопа может составлять десятки, сотни, а то и тысячи квадратных метров. В плане раскоп может быть квадратной, прямоугольной или иной сложной (как, скажем, кроссворд) формы. Но базовой ячейкой его всегда должен оставаться квадрат, одной или несколькими сторонами состыкованный с другими квадратами. Как правило, стороны раскопа сориентированы по сторонам света. Однако, бывают случаи, когда его ориентировку целесообразно соотнести с особенностями местности и спецификой памятника. В этих случаях квадраты раскопа могут быть сориентированы параллельно берегу реки или краю оврага.
Для чего раскоп разбивается на квадраты? Дело в том, что такие же квадраты, но в соотношении 1:10 (или в ином масштабе) вычерчиваются археологом на специальной миллиметровой бумаге. И все находки (артефакты, сооружения и проч.) наносятся на этот чертеж. Он сравним с чертежом архитектора, с той лишь поправкой, что у архитектора чертеж предшествует сооружению дома, а у археологов наоборот - остатки древних сооружений переносятся на чертеж.
После окончания раскопок все рабочие чертежи «отбеливаются», т.е. при помощи пера и туши они переносятся с выгоревшей на солнце «миллиметровки» на белую бумагу. Современные компьютерные технологии позволяют «отбеливать» полевой чертеж при помощи сканнера, «мыши» и монитора.
Все эти чертежи являются важнейшим, но далеко не единственным документом, делающим раскапываемый археологический объект полноценным историческим источником. Обязательным элементом раскопок является фотофиксация всех найденных сооружений и их отдельных деталей. Кроме того, руководитель раскопок обязан вести полевой дневник, в котором должен описывать как процесс полевых работ в целом, так и отдельные найденные комплексы (погребения, хозяйственные постройки и т.д.).
В результате, по итогам раскопок в посылаемом в Институт археологии отчете о полевых исследованиях должна содержаться графическая (чертежи планов и рисунки вещей), вербальная (текст) и визуальная (фотографии) информация об исследованном памятнике. Лишь в этом случае знакомящийся с отчетом исследователь получит объемную максимально полную информацию об археологическом объекте.
Но помимо толстого отчета в результате раскопок остается несколько коллекций: антропологическая (в которой собраны остатки человеческого скелета), остеологическая (найденные на памятнике кости животных) и коллекция собственно археологических артефактов. Все эти коллекции по описи передаются в местные историко-краеведческие музеи или в фонды научно-исследовательских учреждений (институтов, университетов), проводивших раскопки. Именно там найденные вещи подвергаются консервации, реставрации, реконструкции, а также разного рода лабораторным анализам.
Продолжение следует.