93,8K подписчиков

«Мы должны научиться оправдывать каждого человека»: Паисий Святогорец об осуждении ближнего

2K прочитали
Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни.

Первый случай вот такой:

Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит. И смотрит, а там сигареты у входа лежат.

Он подходит к старцу Паисию и говорит: «Слушай, Геронда, ты что, куришь что ли?».
А отец Паисий говорит: «В смысле? Нет, не курю. С чего ты взял?» - «Там у входа сигареты лежат» - «Так это же не мои. Кто-то забыл, видимо, передо мной. Ты чего?».

А второй случай вот какой:

Он рассказывал, что однажды выходил из своей кельи, к нему зашел мальчик и говорит:

«Мне бы старца Паисия увидеть».
И старец Паисий отвечает:
«Вообще, зачем тебе его видеть? Он за сигаретами вышел».
И этот маленький мальчик говорит: «Ладно, хорошо, я подожду его здесь».

Он нисколько не смутился.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-2

«Фабрика добрых помыслов» - что это такое?

И тогда старец Паисий сделал вывод, подводящий к одной из самых применимых его идей, которые мы сейчас называем «фабрика добрых помыслов». Вывод такой, что от наших помыслов зависит вся наша жизнь, и наше спасение тоже зависит очень часто от наших помыслов, от того, по-доброму или по-злому мы мыслим.

  • По-злому – это когда мы увидели сигареты, подумали, что, видимо, этот монах курит, и начали его осуждать.
  • А по-доброму – если мы услышали про сигареты, и нас не интересует. Может, он кому-то пошел купить, может, и сам курит, не может справиться, но мы все равно его любим.

Совершенно два разных помысла, хотя обе ситуации, по сути, об одном.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-3

Старец Паисий говорил, что один добрый помысел равен по своей духовной силе целому всенощному бдению. Всенощное бдение на Афоне – это совсем не те два вечерних часа в наших приходских храма, это целая ночь. Ты пьешь кофе и целую ночь потом молишься, падаешь на стасидию, но снова встаешь и дальше молишься.

И вот ту благодать, которую ты можешь получить, помолившись на всенощном бдении, ты получаешь после одного доброго помысла.

Почему так важно оправдывать ближнего?

Старец Паисий говорил, что мы должны научиться оправдывать каждого человека, когда нам хочется его осудить.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-4

Если у нас нет пока такого чистого сердца, как у мальчика, который даже и не думал не оправдывать, нам нужно замечать себе эти плохие помыслы и превращать их в хорошие, принудительно брать и превращать.

Например, ты видишь, что твой священник как будто бы выходит из магазина и у него гремят бутылки в пакетах.
И первый твой помысел, может быть, будет плохой:
«Ничего себе, вот это у нас батюшка!».
А что нужно сделать?
Нужно себя остановить и можно придумать, что, например, он купил хорошего дорогого вина для совершения литургии, потратил, может быть, свои деньги, и сейчас понесет их в храм, на целый месяц.

Мы даже в школе воскресной делали такое упражнение. Была какая-то ситуация неоднозначная, в которой хочется осудить, и дети по очереди придумывают добрый помысел. Поверьте, этому можно научиться и этому надо научиться, придумывать добрый помысел для всего плохого, что ты видишь.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-5

Вот так работает фабрика добрых помыслов, и это очень сильно меняет жизнь. Попробуйте внедрить это в свою жизнь с этого момента.

Разница между оправданием ближнего и оправданием греха

Когда мы оправдываем человека, то не должны оправдывать в нем грех. То есть одно дело - это сказать, что, может быть, человека попросили помочь и купить на большое застолье напитки.

А можно подумать:

«Похоже, товарищ пить идет. Ну, ладно, с кем не бывает. Ну, выпьет бутылочку-вторую. Все мы люди… Ладно уж».

В данном случае мы оправдаем грех. Это очень плохо. Если вы знаете, что это грех, никогда не оправдывайте его - ни на словах, ни внутри себя.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-6

Почему нельзя оправдывать грехи?

Никогда не говорите, что блуд – это хорошо, что пьянство – это прекрасно, что объедаться – это здорово, что осуждать других – это отличное времяпрепровождение и т.д.

Грех нельзя оправдать.

Оправдывая грех, мы сами грешим. А нужно оправдывать человека.

А как оправдывать человека? Ну ладно, с напитками и курением можно много чего себе напридумывать. Но если мы видим, что человек действительно согрешает очень сильно?

Почему нужно бояться судить людей? История о блуднице

Как-то авва Дорофей был свидетелем одной истории.

Представьте себе, что вы видите молодую, наглую куртизанку, которая ходит по улицам города. Она доступна, собирает на себе взгляды каких-то мужчин, соблазняет их, а они изменяют с ней своим женам.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-7

Кто она такая? И можно ли ее вовсе оправдать? Ты сама умираешь в смертном грехе, да ещё и других соблазняешь, за деньги это делаешь.

Так вот, авва Дорофей однажды стал свидетелем одной достаточно трагичной истории. Он жил во времена рабовладельческого строя. И тут приезжает целый корабль с невольниками к городу.

И авве Дорофею вдруг попадаются на глаза две маленькие девочки, они за время во время плена и длительного путешествия на корабле успели подружиться друг с другом.

Первую из них, о счастье, забирает к себе одна благочестивая женщина, воспитывает ее в своей общине, рассказывает про Бога, учит милосердию, добру, они читают Священное Писание. И эта девушка вырастает прекрасной, удивительной, чистой и непорочной девушкой.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-8

А ее подругу тогда же, еще в детстве, забирает совершенно другая женщина. Женщина, которая содержит дом терпимости. И та ее учит совершенно другому.

С молодых ногтей ее учат соблазнять, а эта маленькая девочка видит вокруг себя блуд, грех, мерзость. Ее этому учат взрослые, она такой вырастает. И она становится той самой блудницей, о которой мы говорили в начале этой истории.

Поэтому авва Дорофей говорит, что нужно бояться судить людей.

Бойся осуждать! Ты совершенно не знаешь, что случилось с этим человеком, каковы его жизненные обстоятельства. Неужели ты думаешь, что Бог будет одинаково судить вот эту девочку, которая воспитывалась в публичном доме, и ту, что содержалась при монастыре? Нет, конечно.
Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-9
Откуда ты знаешь предыдущую жизнь человека? Откуда ты знаешь, как вообще все вокруг привело этого человека к сегодняшнему греху? Как ты можешь его осуждать? Ты можешь пожалеть, но ты не можешь его осуждать. Не суди.

История о необычном монахе и прихожанах

И еще момент, который нам поможет иметь добрые помыслы – мы видим грех человека, но мы не видим его покаяния. И вот еще одна история, связанная со старцем Паисием:

При монастыре, где он подвизался, был некий пьяница (монах или послушник), который всех соблазнял вокруг. Он прямо в этом одурманенном состоянии ходил по монастырю на Афоне.

И представьте себе: приезжают благочестивые христиане в платочках, они видят вот это бесчиние и думают:

«Вот это да, вот это монастырь! Весёленький-то какой! Всё понятно, как живут эти монахи».
Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-10

И когда этот монах покидал этот мир, группа людей, хорошо знавших эту обитель и того человека, пришли к старцу Паисию и говорят:

«Слава Богу, наконец-то этот источник соблазна отошел к Богу. Никого не будет соблазнять теперь этот ужасный монах».

И старец Паисий им отвечает:

«Вы знаете, сегодня он оставлял этот мир, и я видел, как много ангелов прилетели, чтобы взять его душу к себе».

И старец Паисий рассказал этим недоуменным, ошарашенным людям следующее:

Оказывается, родители этого человека были очень бедны. А когда он был совсем маленький, они брали его с собой работать в поле. Там было холодно, и они, по своему крестьянскому уму, чтобы согреть ребенка и чтобы он не заболел, давали ему чуть-чуть разбавленного спирта.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-11

И со временем он пристрастился, да так, что начал пить. Оказывается, он пил порядка 20 рюмок каждый день. А когда пришел в монастырь и захотел спасаться, духовники ему сказали:

«Хорошо, но давай ты будешь бороться».
Он сказал: «Конечно, хочу бороться. А как?».
Они ответили:
«Давай ты будешь пить сейчас по 19 рюмочек, а потом по чуть-чуть будешь убавлять».
И он убавлял.

И старец Паисий сказал, что к концу своей жизни монах достиг трех рюмок в день.

И мы знаем, кстати, что у алкоголиков наступает такая стадия, когда им достаточно, как говорят, понюхать, и он уже окосел. Достаточно небольшого количества спирта, чтобы прийти в такое неадекватное состояние.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-12

Этот монах пил мало, это был плод его борьбы, но, видимо, по своему состоянию/стадии опьянения, казалось, что он выпил много (Ведь вы наверняка знаете: у людей зависимых, бывает, наступает такая стадия, когда им достаточно, как говорится, понюхать, и они уже окосели).

Вот такой случай рассказал старец Паисий, напомнил про ангелов, про то, что этот человек, оказывается, всю жизнь подвизался гораздо больше, чем многие.

Об этом и мы тоже должны помнить.

Бывает, видим грех, но не видим, борется с ним человек или нет.

Мы же не знаем: может быть, человек работает над собой целыми днями? Ему надо себя исправить, он исправляет, работает над этим, а ты изменений не видишь и его осуждаешь.

Старец Паисий Святогорец рассказывал два случая из своей жизни. Первый случай вот такой: Однажды приходит к нему посетитель, видимо в храм, где он беседы проводил с теми, кто к нему приходит.-13

Зная всё это, давайте будем стараться, чтобы фабрика добрых помыслов днём и ночью работала в нашей голове, в нашем сердце, чтобы мы совершали непрерывно всенощные бдения как на Афоне.

Если приходит к нам злой и плохой помысел про кого-то другого, нам надо этого человека оправдать, заменить чёрный помысел добрым помыслом. Чтобы с конвейера нашей фабрики сошёл добрый помысел.

Так давайте будем включать добрые помыслы. Каждый пусть включает добрый помысел относительно другого человека. И тогда есть шанс, что мир воцарится в наших семьях.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Также читайте: