В прошлом выпуске мы дошли до ворот Казанского Кремля, давайте же пройдём на его территорию.
Муса Джалиль – татарский поэт, казенный за антифашистскую деятельность.
Под открытым небом оформлено выставочное пространство: на колоннах размещают разные тематические экспозиции. Во время моего пребывания это была выставка «Традиция семьи – служение Отечеству», посвященная знаменитым династиям, поколениями работавшим на благо Татарстана.
А вот и Кул-Шариф – мечеть, названная так в честь имама XVI века, оборонявшего Казань от войск Ивана Грозного. На входе в мечеть было две очереди: правая, очень короткая, для местных, левая, гораздо длиннее, для туристов. Я, конечно, встал в левую, но успел пройти всего половину – сотрудник мечети, отвечающий за правую очередь, в момент, когда там почти не осталось народа, ткнул в меня пальцем и поманил, предлагая перейти. Видимо, борода и длинные штаны, в отличие от шорт большинства туристов, расположили его к моей скромной персоне. Я поблагодарил и очутился внутри.
В вестибюле Кул-Шариф можно было рассмотреть в деталях: в центре зала располагается ювелирно выполненный макет здания.
Можно увидеть, что у Кул-Шарифа шесть минаретов, а не четыре, как думает большинство: помимо хорошо заметных 58-метровых есть ещё и два малых.
Удалось увидеть и услышать, как поёт мулла. Вживую это производит невероятное впечатление.
Так получилось, что Кул-Шариф стал первой мечетью, в которой я побывал. Первое, что отмечаешь – мусульмане относятся к мечети лучше, чем к собственному дому. Внутри ходят без обуви. Ковры, запахи и тишина создают небывалое ощущение уюта, казалось бы, несвойственного столь роскошному и огромному залу.
Сфотографировать зал целиком невозможно, крупными планами приходится запечатлевать фрагменты, например, купол мечети с золотой вязью, идущей по кругу.
На выходе замечаю афишу выставки, посвящённой прусским мусульманам.
Уходя, вновь оборачиваюсь на здание.
Описание территории Кремля было бы неполным без этой достопримечательности. Нет, горизонт тут не завален, ведь перед вами башня Сююмбике - её шпиль отклоняется от вертикали примерно на два метра, что делает её одной из «падающих» достопримечательностей.
Есть легенда, что башня названа так в честь казанской царицы, которая либо сама повелела построить её в память о своём супруге, погибшем при взятии Казани, либо повелела сделать это Ивану Грозному, который хотел взять её в жены, но кончается легенда в обоих случаях печально – по окончании строительства царица бросилась вниз с седьмого яруса.
В следующем выпуске рубрики посмотрим ещё на несколько видов Казани, но это позже, а послезавтра вернёмся ненадолго на тамбовскую землю.
Казань. Путевые заметки.