Найти тему
Minsknews.by

«Он не побоялся открыть миру личную историю». Побывали в творческой мастерской архитектора Леонида Левина

Оглавление

В творческой мастерской архитектора Леонида Левина в 1960-е проходили обсуждения проектов с участием Петра Машерова. Здесь создавался мемориальный комплекс «Хатынь». Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с дочерью мастера архитектором Галиной Левиной не только об этом месте памяти и скорби. В беседе переплетаются прошлое и настоящее, слова и звуки (да-да, мастерская постоянно напоминала о себе), архитектура и поэзия.

Поймать звук

— В мастерской отца сохранили все созданное им. В нашей семейной истории важны преемственность в творчестве, отношения родителей и детей. Профессия архитектора не эгоцентрична. Сейчас хочется быстро получить результат, но в архитектуре это невозможно по техническим и технологическим причинам. Поэтому терпение, испытание временем — очень хорошее качество. Выдержишь или нет?.. — начинает разговор дочь Леонида Менделевича.

-3

Пол в мастерской деревянный. Немного, будто в такт, поскрипывает. Периодически доносятся другие звуки: приглушенный гул метро, шуршание колес и визг тормозов, воркование голубей. На входе в творческое пространство меня встретил рояль. Подхожу поближе, прикасаюсь к его лакированному корпусу.

— Вы играете? — спрашиваю.

— Училась в музыкальной школе. Рояль старый, еще из папиной семьи. Пока живет у нас… Можем сыграть в четыре руки, — предлагает Галина Леонидовна.

— А я не умею. Не музыкант.

Пальцы Галины коснулись пожелтевших клавиш, и на несколько секунд мастерская наполнилась глубокими и немного грустными звуками.

-4

Все еще помнится… Октаву берет рука… — звучат тонкие ноты, а на лице собеседницы легкая улыбка. — Рояль расстроенный, но с историей. По маминой линии все профессионально играли, а по папиной — женщины-самоучки. Его сестры играли, а он — нет.

— Мастерской более 50 лет. У каждого города, дома, места есть свои характерные черты. С чем она у вас ассоциируется?

— Я ее воспринимаю через запах. Утром, когда открываешь двери, мастерская окутывает ароматом дерева. Она все в себя впитала. Здесь — история, вся Беларусь. Ценю это место, оно жило преданностью искусству и культуре.

Шаг — и снова слышится скрип деревянных половиц.

— И звуков тоже очень много! Метро, проезжающие машины, голоса — они особенно интересны. Звуки города, — говорит Г. Левина.

-5

Костюм для Ангела

На втором этаже я увидела графику — работы, показанные на персональной выставке Г. Левиной «Город, написанный шагами. Обратная перспектива» в 2019 году в музее «Пространство Хаима Сутина». Всматриваюсь в каждый набросок. Что любопытно: архитектурные проекты Г. Левиной тяжелые, масштабные, а вот в линиях легкость и утонченность!

-6

— Я очень люблю окна, арки, резные аутентичные наличники. А у вас есть любимые архитектурные элементы?

— Мне нравятся взаимоотношение элементов, диалог окон, дверей, арок… — задумываясь на миг, отвечает собеседница и показывает эскизы, сделанные во время путешествий по Европе и белорусским городам. Раньше в поездки всегда брала тушь и перо, сейчас — только черную гелевую ручку.

На стене замечаю афишу спектакля о Марке Шагале «Полеты с Ангелом» по пьесе Зиновия Сагалова.

Отец занимался сценографией этой постановки, — поясняет Галина. — А я в 2000 году рисовала эскизы костюмов для театра белорусской драматургии к спектаклю Валерия Анисенко. Но шили их в Русском театре. На мою просьбу сделать френч Луначарского никаких вопросов никто из швейного цеха не задал! Для меня это был высший уровень профессионализма.

-8

Хрупкость судеб

Поднимаемся по деревянной лестнице на второй этаж. На стенах — графика Галины, мы еще вернемся к ней. А сейчас рассматриваем стенды с проектами.

Когда создаем объект, окунаемся в историю. Поэтому каждая работа — создание новой жизни и возможность получить знания, — поясняет Галина.

— Какой проект оказался для вас самым сложным, показал свой характер?

— Характер есть в каждом. Непростой, начатый еще моим отцом, — «Благовщина» в Тростенце. Сложность в теме и работе с историческими документами.

В мемориализации военной истории много деталей. Архитекторы видят в этом образы, которые помогают найти художественное решение. Многие монументальные проекты показывают хрупкость человека. И если мы можем рассказать о ней с помощью архитектуры, художественным языком, то должны это делать. Своего рода это исторический рассказ. Можно говорить о войне, используя только факты, но в каждом есть драматизм и даже литература — прописанный сюжет судеб людей.

— Ваш профессиональный путь связан с историей, исторической памятью. Над чем вам хотелось бы поработать еще?

— Работать с историей — значит путешествовать и искать взаимосвязь с современностью. Я попробовала бы себя в скульптуре. Думаю, рано или поздно это произойдет. Волнительно, конечно. Но это большое счастье, когда создаешь что-то для себя.

-10

Открыться миру

— У вас изданы несколько поэтических сборников, оформленных авторской графикой. Думаю, ваша поэзия — импрессионизм в литературе…

— Фиксируются наблюдения, состояния. Не всегда увиденное дает сложиться словам в нужном порядке и звучать поэтически. Любовь к литературе привили родители, а учительница русского языка и литературы дала возможность развиваться, не теряя самобытности, — отмечает Галина Леонидовна.

-11

Рассматриваю стеллаж. На полке — модель из шамота скульптора Эльзы Поллок. Серый, шершавый образ лежащего худощавого человека — отсылка к мемориалу «Яма», памятнику жертвам Холокоста, в создании которого собеседница принимала участие.

В ряд выставлено несколько колокольчиков — Л. Левин коллекционировал их. На одном — портрет Моцарта, на другом — белорусская деревенька, на третьем — два танцующих мышонка…

— Ваш отец коллекционировал звуки.

— Да. В этой мастерской все с историей. Я провожу здесь встречи для школьников. Рассказываю о процессе создания архитектурных объектов, показываю презентации, делюсь знаниями. Почему работы отца трогают? Он не побоялся открыть миру личную историю. Когда человек не боится открыть себя, это как раз и делает искусство великим.

Фото Марии Журавель