Еще в XVI вв. гитара проникла из Европы на Американский континент, приведя к появлению всевозможных вариаций и родственных инструментов. Многие из них стали традиционными для коренного населения Латинской Америки и поныне широко распространены в народной музыке. При этом они менее известны в мире, чем, к примеру, укулеле или слайдовые гавайские гитары.
Мода на латиноамериканскую эстрадную музыку способствовала росту популярности некоторых видов инструментов в XX-XXI вв. Даже в Россию приезжают ансамбли из Эквадора, Венесуэлы, Перу. Любой желающий может ознакомиться с музыкальными стилями разных стран и регионов. Мне еще в школьные годы были интересны самба, мариачи, народные песни индейцев и т.д. Читал о том, как чилийский певец Виктор Хара посещал труднодоступные районы Анд, знакомился с культурой местного населения, устраивал концерты в поддержку бедных и задействал народные инструменты в своих выступлениях на радио и телевидении. Конечно же, в мексиканских и прочих латиноамериканских сериалах тоже иногда мелькают колоритные музыкальные исполнители.
Попробую представить и как-то классифицировать родственные гитаре инструменты Латинской Америки, о которых мне известно. Каждый из них может иметь несколько подвидов, в зависимости от региона различаться по конструкции, строю, числу струн. Большинство зародилось еще до появления классической гитары, из ренессансных и барочных инструментов, пройдя собственный путь развития.
Куатро (Cuatro)
Как понятно из названия (cuatro = четыре), инструмент с четырьмя - изначально - струнами. Возник на основе малой гитары кавакиньо (cavaquinho), завезенной португальцами в начале Нового времени. Гавайская разновидность кавакиньо получила название укулеле. Стандартный строй куатро A-D-F#-B. Струны могут располагаться как по гитарной схеме от низкой к высокой, так и с пониженной на октаву первой струной B.
Современный облик венесуэльского и колумбийского куатро сложился под влиянием испанской гитары. Корпус в форме "восьмерки" и удлиненный гриф с ладами имеют пропорции схожие с гитарными. Мензура концертного варианта составляет 521 мм (20.5 дюйма). Ладов обычно 15, ладовые порожки на корпусной части грифа отсутствуют. Существуют инструменты меньших размеров - например, с мензурой 350 мм.
Куатро часто путают с укулеле, но строй и основная техника исполнения на этих инструментах различаются. Помимо плотного аккордового боя, расгеадо, тремоло, куатро используется для исполнения сольных мелодических партий (или подобно классической гитаре может совмещать мелодию и аккомпанемент). Звучание его, как пишет Луис Филипе Рамон-и-Ривера, «в зависимости от силы и способа удара пальцами по струнам, может быть как очень резким, звонким, так и мягким, нежным и весьма приятным. Небольшие размеры и малый вес, позволяющие держать инструмент при себе даже в самых трудных путешествиях, равно как и чисто музыкальные качества, делают куатро излюбленным инструментом венесуэльского народа».
Вот пример исполнения на венесуэльском куатро:
Пуэрториканский куатро
Заметно отличается от своих континентальных собратьев. Исторически форма его корпуса напоминала замочную скважину - круглая в нижней части и трапециевидная в верхней.
Затем она приобрела близкие к скрипичным очертания, но общая конструкция схожа с гитарой.
Мензура находится в диапазоне 500-520 мм. Количество струн увеличено с 4 до 10. Их стало пять пар. Две пары настроены в октаву, три - в унисон. Строй: B3-B2, E4-E3, A3-A3, D4-D4, G4-G4.
В Пуэрто-Рико игрой на куатро сопровождаются местные фольклорные песни - децимы и агинальдо.
Трес
Кубинский и пуэрториканский инструмент, оснащенный тремя хорами струн, установленными попарно или даже по три на ноту. Трес является национальным инструментом Кубы, обладая узнаваемым звучанием, характерным для кубинской музыки - сона.
Внешне схож с обычной акустической гитарой. Отличается только расположением струн. Три струнных группы отстоят довольно далеко друг от друга. Строй кубинского варианта: G4-G3, C4-C4, E4-E3 (до-мажор) или A4-A3, D4-D4, F#4-F#3 (ре-мажор). Изначально бытовал ре-минорный вариант настройки: D-F-A.
Современные тресеро порой переделывают для игры обыкновенную испанскую гитару, заменяя струнодержатели и порожки. Настоящий же трес несколько меньше классической шестиструнки (мензура составляет около 550 мм против 650 мм у гитары).
Бандола
Популярный в Венесуэле и Колумбии щипковый инструмент с корпусом грушевидной формы, похожий на увеличенную мандолину. Произошел от испанской бандуррии. Число струн кратно 4 или 6. Строй четырехструнного варианта: A3-D4-A4-E5.
Существует несколько видов бандол: льянера (llanera), колумбийская (colombiana), восточная (oriental), гуайанская (guayanesa). Звучание современных концертных версий приближается к классической гитаре.
Чаранго
По праву считается самым индейским струнным музыкальным инструментом. Широко распространен по всей Южной Америке, особенно среди жителей Анд. С ним связано множество легенд. Традиционно корпус чаранго изготавливался из панциря броненосца. Индейцы кечуа придавали инструменту ритуальное значение. Раньше на чаранго играли преимущественно мужчины. Молодые парни исполняли под его аккомпанемент лирические песни, желая привлечь внимание девушек. В наши дни играют и девушки.
Современные мастера изготавливают корпуса чаранго полностью из дерева. Гриф с корпусом как правило выполнены единым целым из одного деревнного куска. Кроме того могут использоваться высушенная тыква или выпускаемые промышленностью материалы - ламинат, пластик. Обратная сторона инструмента часто украшается резьбой, росписью или стилизованной фактурой, имитирующей панцирь.
Родиной чаранго объявлен город Потоси в Боливии. Ежегодно там устраивается большой фестиваль чарангистов с одноименным названием. Центром производства этих инструментов является Айкиле. В обоих городах установлены монументы, посвященные чаранго. Оба города претендуют на первенство. В Айкиле работают десятки музыкальных мастерских и магазинов, тоже проводятся фестивали.
На чаранго установлены попарно 10 струн. Строй G4-C5-E5-A4-E5. Звучание чаранго напоминает русскую балалайку. Не случайно чаранго более известен российской публике, чем прочие латиноамериканские инструменты.
Рассмотрим еще некоторые подвиды чаранго.
Валайчо (Walaycho), также носящий названия "маулинчо" (maulincho) и "калампеадор" (kalampeador) - самый маленький представитель семейства.
Мензура составляет 250-330 мм. У данного инструмента тоже пять пар струн. Строй валайчо на кварту или квинту выше, чем у стандартного чаранго: D-G-B-E-B (при мензуре 250-270 мм), C-F-A-D-A (для мензуры 300-330 мм), центральная пара струн настраивается в октаву.
Чилладор - разновидность, распространенная в южном Перу и северной Боливии. Подобно гитаре его корпус имеет обечайку и плоскую нижнюю деку. Строй аналогичен строю чаранго, но число струн достигает 12-14 за счет утроенных нот. Кроме того на чилладоре обычно используются металлические струны вместо жильных или нейлоновых.
Ронроко (чаранго-баритон) - данный инструмент обязан своим появлением боливийскому музыканту Мауро Нуньесу (1902-1975). Является укрупненным вариантом чаранго с деревянным корпусом, отличающимся необычными гранеными обводами деки. Мензура находится в районе 500 мм при общей длине около 75-80 см. Строй на октаву ниже основного позволяет использовать те же ноты и аппликатуры, что и стандартный чаранго.
Обобщив опыт предшественников Нуньес ввел определенную стандартизацию размеров чаранго и родственных инструментов, распределив их по голосам - бас (мензура 650-850 мм), баритон (440-550 мм), тенор, или стандарт (340-380 мм), и сопрано (220-330 мм).
Чарангон, или большой чаранго - группа инструментов увеличенных размеров. Частным случаем является и ронроко, однако чаще всего под чарангоном понимается обыкновенный чаранго с увеличенной мензурой ~450 мм, настраиваемый на кварту или квинту ниже основного строя.
Баийская гитара
Электрогитара появилась в Южной Америке практически одновременно с Северной. Ранние опыты относятся к 1920-м годам, но создание по-настоящему успешной модели принадлежит дуэту "Додо и Осмар". В 1940-х гг. музыканты Адольфо "Додо" Насименто и Осмар Маседо в бразильском штате Баия независимо от Лео Фендера и Лестера Полфусса изготовили собственную электрическую гитару со сплошным корпусом.
Баийская гитара (guitarra Baiana) насчитывает 5 или 6 струн и имеет укороченную мензуру как у популярного местного инструмента кавако. Строй C-G-D-A-E или F#-C-G-D-A-E.
Начиная с середины XX в. баийская электрогитара является неотъемлемым атрибутом бразильских карнавальных ансамблей.
Мексиканский гитаррон
Наконец, самая видная фигура! Инструмент поистине исполинских размеров, поддерживающий глубокими басами ритм музыки мариачи.
Давно является предметом моих споров со знатоками гитарного дела, утверждающими, что первую в мире бас-гитару построил Лео Фендер в 1950-х гг., а акустическая ее разновидность появилась вслед за электрической. Разумеется, следует признать факт изобретения Фендером электрического баса, но также нужно учесть, что басовые версии акустических гитар существовали задолго до него. Виуэла в XV веке и барочная гитара в XVII-XVIII вв. уже располагали вариантами, звучавшими в басовом диапазоне. Подчас огромными, с несколькими резонаторными отверстиями, расположенными друг за другом.
Гитаррон в том виде, в каком дошел до наших дней, появился в XIX веке. Помимо мексиканской есть еще другие разновидности. Как и классическая гитара он является транспонирующим инструментом. Его нотные партии записываются на октаву выше, чем звучат на самом деле.
Диапазон звучания открытых струн гитаррона: от "ля" контроктавы до "ми" малой. Строй A-D-G-C-E-A. Самая высокая - вторая струна - E.
Что еще интересно, у данного инструмента нет ладовых порожков, да и позиций на грифе не много из-за огромного корпуса, приходящегося на большую часть длины струн.
У меня возникало желание приобрести какой-либо из перечисленных здесь вариантов. На данный момент основные мои инструменты - это 6- и 7-струнные гитары, иногда 12-струнка и бас. Какое-то время музицировал на мандолине, пока не сменил ее на более простое в настройке укулеле. Вопрос сейчас состоит в выборе хорошо звучащего чаранго или куатро. К сожалению, большинство из того, что есть в ассортименте интернет-магазинов и что привозят туристы - это всего лишь сувениры. За пригодным для исполнительства инструментом придется обратиться к мастерам. Буду рад уточнениям и любой информации!