Найти в Дзене

Катька из поэмы «Двенадцать»

Толстомор-день-ка-я!.. Что можно о ней сказать? Продажная женщина — то с офицерами блудила и шоколад «Миньон» жрала, теперь вот с Ванькой-солдатьём в кабаке с керенками в чулке 🤷🏼‍ Но это ж Блок! Это ж символизм. Давайте посмотрим на пару интересных моментов.
«Что Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!»
Часто эти строчки трактуют как прямую авторскую позицию и говорят о том, что отношение Блока к падшей женщине, просто-напросто «падали», вполне понятное и однозначное. Но это ошибочно.
Во-первых, голоса автора в поэме нет. Это один из тех уникальных случаев, когда автор «растворяется» в своём тексте, становится свидетелем и запечатлевает то, что видит на улицах города. А на улицах революция — время хаоса и неопределённости. Именно поэтому Катька пытается выжить всеми доступными ей способами. Да, для этого она примыкает к сильнейшему, и автор её за это не осуждает. А цитата выше, скорее всего, принадлежит кому-то из красногвардейцев (например, Андрюхе).
А во-вторы

Толстомор-день-ка-я!.. Что можно о ней сказать? Продажная женщина — то с офицерами блудила и шоколад «Миньон» жрала, теперь вот с Ванькой-солдатьём в кабаке с керенками в чулке 🤷🏼‍ Но это ж Блок! Это ж символизм. Давайте посмотрим на пару интересных моментов.

«
Что Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!»


Часто эти строчки трактуют как прямую авторскую позицию и говорят о том, что отношение Блока к падшей женщине, просто-напросто
«падали», вполне понятное и однозначное. Но это ошибочно.

Во-первых,
голоса автора в поэме нет. Это один из тех уникальных случаев, когда автор «растворяется» в своём тексте, становится свидетелем и запечатлевает то, что видит на улицах города. А на улицах революция — время хаоса и неопределённости. Именно поэтому Катька пытается выжить всеми доступными ей способами. Да, для этого она примыкает к сильнейшему, и автор её за это не осуждает. А цитата выше, скорее всего, принадлежит кому-то из красногвардейцев (например, Андрюхе).

А во-вторых, в 1918 году Блок писал Анненкову:

«Катька — здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, добрая — здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется…<…> «Толстомордость» очень важна (здоровая и чистая, даже — до детскости). <…> Хорошо тоже, что крестик выпал…» .

Явно ни осуждения, ни отвращения к своей героини у Блока нет. Есть сочувствие и даже восхищение. По его описанию,
в ней много жизни.

Иллюстрация Юрия Анненкова
Иллюстрация Юрия Анненкова

Смерть героини — это трагедия, ведь Катька становится безвинной жертвой свободы, превратившейся во вседозволенность, которая не ограничена ни законами, ни нравственными нормами. Случайное убийство Катьки её же любовником — иллюстрация уже известного нам столкновения маленького человека с большой историей. Невинная героиня попала под колесо, от которого никому не увернуться...

Вы наверняка слышали и о том, что Катька
символизирует образ России. Безусловно, это связано с общим веянием творчества Блока. В «Стихах о Прекрасной Даме» образ женщины соотносится с образом России: «О, Русь моя! Жена моя!» и т.п. А ещё в поэме есть такие строчки:

«
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!»


Эпитет «
толстозадую» помогает читателю представить Русь в женском обличие. И дальше появляется Катька. Ну и пальнули, собственно, в толстоморденькую, в Катьку, в Святую Русь. Героиня становится первой жертвой «большого и великого» дела красноармейцев, и мы понимаем, что не единственной...