- Свекровь уже третий месяц по санаториям ездит, а муж все время на работе. – Катя всхлипнула и отпила из казенной чашки чай, приготовленный начальницей.
______
Катюша сидела в кабинете старшей коллеги и, с трудом подбирая слова, рассказывала о том, как живет. Разговоры «за жизнь» с руководством не были нормой, но начальница заметила, что после замужества молодая тихая сотрудница стала буквально «таять на глазах». Из веселой жизнерадостной девушки, какой она пришла в коллектив пару лет назад, Катя превратилась в бледную, измученную тень с вечными кругами под глазами, засыпающую на ходу.
- Екатерина, зайдите ко мне после обеда. – попросила Ксения Александровна молодую подчиненную.
- Хорошо! – тихо пробормотала девушка, внутренне подсчитывая количество «косяков» за последнее время.
Видимо, закрывать на них глаза начальница больше не могла. Ну что ж, вполне справедливое увольнение. Девушка не заметила, как по щекам побежали слезы. Уходить с любимой работы, из коллектива, который стал практически родным, не хотелось.
- Катюш, ну не плачь! Ты же не знаешь, зачем она тебя зовет. – попробовала успокоить девушку старший бухгалтер.
- Правда, Кать, Ксения нормальная, адекватная. Не станет она тебя увольнять за то, что ты заснула на совещании. Да кто из на нем не засыпал? На редкость нудное мероприятие. Особенно, после обеда.
- Я не только на совещании заснула. Я на работу часто опаздываю. И невнимательная стала. За мной проверять каждую цифру надо. – девушка говорила тихо, словно последние силы покинули ее.
- Ну и что? Перестань. Мы тут все не ангелы. Если б ты много ошибалась, тогда тебе замечания делали. Не волнуйся, может она тебя по другому вопросу вызвала. Ты же английский хорошо знаешь, а у нее внучка маленькая. Может, подработку репетитором предложить хочет.
Катя улыбнулась коллегам, с трудом сдерживая слезы. Ну как можно не плакать, расставаясь с такими душевными людьми…
После обеда Катя робко постучалась в кабинет начальницы.
- Войдите! – услышала она решительный голос Ксении Александровны. Все в коллективе побаивались ее железного характера, но были уверены в ее порядочности и честности. Ни одного сотрудника она не уволила напрасно. Никогда не придиралась на пустом месте. Новичкам давала время на адаптацию. Шла навстречу, если кому-то требовалась помощь, отгул. Кате начальница нравилась. Надо сказать, Кате вообще нравились все люди. Характер был такой, жалостливый и добрый.
- Присаживайтесь! – предложила женщина и начала без предисловий, - Екатерина, расскажите, что у вас в жизни происходит? Все мы не так давно наблюдали, как вы буквально летали от счастья, готовились к свадьбе. А после вдруг стала на себя не похожа. Я не хочу сейчас говорить, как это влияет на качество работы. Мне куда важнее ваше состояние. У вас проблемы? С мужем? Он вас обижает? Если вам не к кому идти за помощью – вы всегда можете прийти ко мне. У меня с возрастом появилось много знакомых из разных сфер. Если вы страдаете, нельзя терпеть! Позвольте вам помочь.
Катя, которая до этого момента пыталась сдерживаться, неожиданно разрыдалась, уткнувшись в носовой платок, который перед этим ей передала начальница.
Ксения Александровна дала девушке выплакаться прежде, чем та начала рассказ.
Катя вышла замуж всего полгода назад. До этого несколько месяцев она встречалась с парнем, с которым познакомилась во время прогулки в парке. Катя упала с велосипеда, а Максим пришел на помощь. Зачем было так торопиться со свадьбой, тогда не понимал никто в коллективе. Тем не менее, ребята расписались и стали жить в квартире Максима. Кроме них в старенькой трешке проживают мать Макса и ее престарелый отец. Едва Катя вышла замуж, на нее стали незаметно перекладывать обязанности по уходу за стариком.
- Катенька, дочка, помоги мне дедушку накормить, а то у меня с утра давление скачет, боюсь уронить на него чашку. – жаловалась свекровь.
- Катюш, зайка, вымой у деда в комнате пол. Мама сказала, он там снова напакостил, я на работе задерживаюсь, не сидеть же вам в этом кошмаре. – просил муж, понимая, что Катя не откажет.
Довольно скоро готовка, кормление старика, уборка и даже мытье деда стали обязанностями молодой жены. Свекровь жаловалась на слабое здоровье, поэтому Кате было стыдно отказывать ей в помощи. К тому же, ее природная мягкость, доброта и жалость ко всему живому не позволяли оставить деда голодным или грязным.
А вот грязь дед любил! Вернее, любил изводить проживающих с ним родственников, поэтому старался пакостить как можно больше. Самым простым было просто отмыть пол и стены после того, как он запускал в них тарелкой. Катя всего за две недели приноровилась кормить старика так, чтобы он не мог вырвать тарелку из ее рук. Казалось бы, его кормят, а он еду опрокидывает. Но старик точно знал – даже если он выбросит содержимое всех чашек, Катя принесет еще, так как не сможет оставить его голодным.
Максим убрал из комнаты деда всю лишнюю мебель, чтоб было меньше уборки. Однако и того, что осталось, вполне хватало, чтоб к вечеру падать от усталости.
Но если с ежедневной уборкой Катя научилась справляться, другие «особенности» деда были просто невыносимы.
Старик, несмотря на возраст и полоумие, прекрасно ходил, но не считал нужным утруждать себя походом в туалет. Все свои мерзкие делишки он справлял под себя, заставляя дочь и внука, а впоследствии – невестку, убирать за ним. Мало того, периодически на него накатывали «затмения» и он начинал бросать свои «бомбы» в родственников или размазывать их по стенам.
До женитьбы, убирать такие сюрпризы и отмывать деда было обязанностью Максима. Однако, после того, как Катя согласилась помочь и практически не возражала, все дела, включая самые мерзкие, перешли именно к ней. Катя не заметила, как быстро это стало ее обязанностью. Муж не подходил к деду даже тогда, когда был дома.
Катя плакала от бессилия, но не решалась отказать мужу. Ведь у него всегда находились более важные дела, а у нее и работа не сложная, и домой приезжает раньше всех. Да и находиться в квартире с таким «ароматным» дедом было невыносимо.
Даже многочасовые уборки - иногда по несколько раз на дню или поздно вечером - не шли ни в какое сравнение с тем, что начал вытворять старик в последнее время. В нем неожиданно проснулась молодость, и он стал приставать к жене внука. Только девушка начинала менять его постельное и нательное белье, старик старался развернуться так, чтоб невестка видела то, чем когда-то наградила его природа. Видимо, в свое время дед весьма гордился тем, что сейчас имело жалкий и сморщенный вид, но для молодой девушки очень неприятный. Было ясно – с внуком и дочерью он себе такого не позволял. Возможность поиздеваться над молодой девушкой привела к тому, что дед стал ходить под себя сразу, как только Катя заканчивала его переодевать.
Катя терпела и молчала об этом. Но позже начала жаловаться на то, что сильно устает от постоянной уборки, готовки, переодеваний деда и стирки его вещей.
- Катенька, но как же ты собралась ухаживать за ребенком, когда он у вас появится? Или ты думаешь, с детьми будет проще? – надменно замечала свекровь.
Катя молчала, так как не решалась возразить ей. Но она не понимала, как можно сравнивать уход за своим младенцем и чужим старым маразматичным дедом. Сама свекровь, видя послушание невестки, решила, что настало ее время пожить для себя.
- Понимаешь, деточка, - оправдывалась она перед невесткой, - в мои годы необходимо заботиться о здоровье. Я не хочу стать вам с Максом обузой на старости лет. Ты же видишь, во что превратился мой отец.
Свекровь знала, на какие рычаги давить, ведь Катя не выдержала бы еще одного такого родственника. Однако, женщина умолчала, что ее отец вел в свое время жизнь разгульную, ничем не ограниченную. Именно поэтому он к старости полностью утратил рассудок и способность здраво рассуждать. Огромное количество алкоголя не могло пройти для него бесследно.
- Я понимаю, - ответила Катя, чувствуя, что ей придется в одиночку возиться с дедом.
- Вот и славно, - похлопала невестку по плечу свекровь.
Собрав вещи, женщина укатила в санаторий, якобы привести нервы и мысли в порядок. Ее нисколько не волновало, что будет с отцом и Катей, по лицу которой видно, как она устала от бесконечной уборки и возни со стариком.
- Екатерина! Я совершенно не понимаю, как ваши родственники могут спокойно наблюдать за тем, как вы себя изводите? Неужели ваш муж и мать не замечают этого? – Ксения Александровна прервала рассказ девушки возмущенным комментарием.
- Свекровь уже третий месяц по санаториям ездит, а муж все время на работе. – Катя всхлипнула и отпила из казенной чашки чай, приготовленный начальницей.
Пожилая женщина была потрясена тем, как к девушке относились новые родственники. Она не понимала, как можно так бессовестно пользоваться скромностью и добротой этой девочки. Ксения помнила, какой Катя пришла в коллектив и как быстро запала в душу всем сотрудникам. Есть такие люди, от которых исходят тепло и душевность. К сожалению, зачастую бессовестное окружение порой пользуется такой добротой и не вникает, каково приходится человеку, который подвластен чужому влиянию.
Видя, что Кате нужна помощь и немедленно, Ксения Александровна решила принять участие в ее судьбе.
- Катя, а почему вы живете в квартире свекрови? Неужели вам с мужем не по карману снять отдельное жилье? – поинтересовалась она.
- Муж сказал, что незачем переезжать, если есть своя просторная квартира. Да и матери его одной со стариком тяжело управляться.
- Но ведь таких родственников можно сдать в специализированное учреждение. Я понимаю, если его дочери совестно так поступать, но за что страдаете вы? Он для вас посторонний человек. К тому же, его поведение выходит за все мыслимые и немыслимые нормы.
Катя снова заплакала, так как ей стало обидно. Чужой человек ее жалеет, а мужу и свекрови словно и дела нет до измученной девушки.
- А что же мне делать? Я прихожу с работы раньше мужа. Находиться в доме с такой вонью невыносимо, вот и начинаю все прибирать, мыть деда, стирать. А к приходу Максима надо еще и ужин приготовить. Он сильно устает на работе.
- А вы? Вы разве не устаете? Ваша работа не так важна? Почему вы совершенно не думаете о себе? Неужели вы не устали, что вашей добротой постоянно пользуются? Даже в нашем коллективе, где к вам все хорошо относятся, периодически сваливают на вас свою работу. Пора становится взрослой. А это предполагает некоторую жесткость. Вот как мы поступим. Терпеть ваш измученный вид и постоянный недосып я больше не могу. У нас на предприятии есть общежитие. Им мало пользуются, в основном все на квартирах живут. Условия там не царские, но вполне приличные. Я сейчас позвоню коменданту и попрошу приготовить вам комнату. Поживете пока так.
- Но, как же муж? Нет, я так не могу. Раз вышла замуж – значит, и в горе, и в радости…
- Пока радости в вашей жизни не замечено. А вот горя вы уже хлебнули полной ложкой.
Катя представила, что сейчас вернется с работы домой и снова окунется в этот кошмар. В противовес шла комнатка в общежитии, где она не будет никого мыть, варить сорок блюд, большая часть которых полетит в стену. Преимущества второго варианта были очевидны. Поэтому, хорошо подумав, девушка согласилась.
- Заодно и посмотрите, как ваши родственники без вас справятся. Что-то мне подсказывает, что ваш муж так торопился со свадьбой, чтоб побыстрее получить бесплатную домработницу. – усмехнулась начальница.
- Ну что вы! Максим хороший, добрый и внимательный. Мы даже не ссоримся. Просто он тоже на работе устает.
- Был бы он добрым и хорошим, не допустил такого! – довольно категорично заявила суровая женщина и начала звонить коменданту общежития.
Вечером Катя первой вернулась домой и принялась собирать свои вещи. С большим трудом удавалось побороть порыв поставить готовить ужин и идти убирать у свекра. За прошедшие месяцы Катя уже стала воспринимать это как обязанность, крест, который непременно надо нести.
Оставив мужу записку, Катя вышла из квартиры и поехала в общежитие.
Первую неделю Максим звонил каждый день. Совестил, требовал вернуться, убеждал, что в любящих семьях так не поступают.
- Катя! Разве можно так делать? Это просто некрасиво. Маме пришлось прервать лечение и срочно вернуться домой. Я уже устал каждый день ворочать деда. Он орет и требует тебя. Сколько можно? Возвращайся домой! Ты же сколько денег уже впустую потратила на это общежитие.
Катя, несмотря на мягкий характер, проявила неожиданную твердость. Видимо, ее характер и внутренняя доброта отступили перед хронической усталостью. Она либо не отвечала мужу, когда он начинал скандалить, либо сразу отключала телефон.
Всего через неделю все коллеги с удовольствием заметили, что прежняя Катя вернулась. Выспавшаяся, отдохнувшая, румяная и веселая, она готова была горы свернуть на работе. Теперь у нее было много свободного времени и она порой просто не знала, чем его занять.
Первым делом она отправилась поблагодарить начальницу, которая буквально насильно вытащила ее из того кошмара, в котором жила Катя.
- Ксения Александровна, я вам от всей души благодарна! Всего за неделю я смогла отдохнуть за все полгода.
- А как отреагировали родственники?
- Они, ожидаемо, против моего отъезда. Муж даже пытался угрожать разводом. А вчера попросился ко мне в комнату в общежитии.
- И что ты решила?
- Решила еще недельку пожить в одиночестве, - лукаво улыбнулась девушка.
Вместо одной, она посвятила себе целых две недели, после которых позволила мужу переехать к ней в комнату. Комендант разрешил, так как все равно свободных мест было много.
Оставшись наедине с полоумным отцом, свекровь в первый же вечер вызвала скорую помощь с просьбой положить его в стационар, а утром начала собирать документы, чтоб отправить отца в дом престарелых. За все время женщине и в голову не пришло извиниться перед невесткой или сказать ей спасибо. Наоборот, свекровь всем знакомым начала рассказывать, какая негодная ей досталась невестка. Сама лентяйка, из дома сбежала, чтоб ничего не делать. Да еще и сына сманила к себе.
Большинство знакомых встало на сторону свекрови, ведь никто не знал, как на самом деле жила Катя. Доброта девушки не позволили ей ответить на обвинения и клевету свекрови, а чувство гордости заставило потребовать от мужа найти для них отдельное жилье.
Спустя полгода квартиру свекрови разменяли на две поменьше, и молодая семья смогла переехать в собственную жилплощадь. Свекровь с Катей общалась холодно и высокомерно, а муж старался не встревать в женский конфликт.
От знакомых Катя узнала, что отец свекрови и в доме престарелых продолжил свои фокусы. Правда, сотрудники там оказались куда более подготовленные, чем Катя, и старику пришлось несладко.
Только начав жить отдельно, Катя в полной мере ощутила, как неправильно вела себя, позволив взрослым людям сесть на ее шею. Никакое «хорошее отношение» не стоит потраченных сил, нервов, здоровья, молодости. Если б не вмешательство начальницы, Катя вскоре просто попала бы в больницу с моральным и физическим истощением. А теперь ее жизнь заиграла новыми красками, потому что Катя никому ничем не обязана. Кроме своей семьи.
Конец. А вот ЗДЕСЬ мы читаем книгу "Между нами река".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории 👌
Спасибо за ваши комментарии, лайки и репосты 💖