«Даже не эпизод из жизни… так, джентльмен в поисках десятки». Этими словами Остапа Бендера можно охарактеризовать отдельные союзы, которые нам преподносят как «большую, но чистую любовь». И ведь большинство зрителей верит…
Назовем несколько ярких примеров.
1. «Титаник»: курортный роман с экстримом
В фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 г. Роза, эта неунывающая оптимистка – долгожительница, добрые 70 лет прожила с мужем.
Ничего себе стаж семейной жизни, правда? Казалось бы, после этого супруг имел право рассчитывать на то, что жена воспринимает его своей второй половиной в самом лучшем смысле слова.
Причем, заметьте, после столкновения лайнера с айсбергом девушка рассталась с мамой, которая вынуждала ее вступить в брак сугубо для того, чтобы покрыть долги, оставшиеся от отца. То бишь Роза в дальнейшем вышла замуж уже по собственному желанию.
И, однако же, как самые сильные впечатления от долгой жизни она вспоминала не 70 лет брачного союза, созданного и продолжавшегося явно по ее личному желанию, но события всего 2 дней.
Да, крушение «Титаника» забыть было невозможно.
Но не преувеличивала ли Роза силу любви, вроде как вспыхнувшей на палубе? Ну, или поверить в это нас принудили сценарист с режиссером.
По сути, это был своего рода курортный роман. В социо-психологическом смысле.
Останься Роза с Джеком впоследствии вместе – они бы разбежались через пару месяцев. Даже если бы они дошли до женитьбы, то потом быстро развелись бы. Ну, посудите сами:
- наш вольный
каменщикхудожник был чересчур свободолюбивым, а девушка – чересчур любящей всё контролировать; - пожелав уйти от роскоши, Роза не смогла бы навсегда и полностью перебазироваться в «эконом-класс», который мог бы предложить ей в жизни в целом Джек.
Она бы не отдавала себе в том отчета, но подсознательно тяготилась нищетой, в результате провоцируя всё новые ссоры с Джеком…
Словом, никакой великой любви на самом деле не было. Была лишь:
- на палубе и в океане – юношеская страсть, усиленная яркими впечатлениями от крушения лайнера;
- на наших экранах – голливудская мелодрама, создатели которой элементарно хотели зрительских слез и, как следствие, роста популярности, рейтингов и гонораров.
2. «Влюбись в меня, если осмелишься»: напарники по утолению адреналинового голода
По большому счету то, что в этом французском кино Яна Самюэля «Влюбись в меня, если осмелишься» 2003 г. показали как любовь, было безумием. И страстью, которую вообще часто путают с подлинными чувствами.
На самом деле Жульен и Софи просто было интересно испытывать волнения от риска на грани, и оба они друг для друга в этом подходили как напарники. Причем именно как напарники, а не спутники или вторые половинки.
Что до устойчивой привязанности, теплоты отношений, всепрощения, глубины и прочего, что наполняет настоящую любовь, – то всё это приняло искаженные формы в столь странном союзе.
3. «Ромео и Джульетта»: неуспевшие вызреть в глубину
Заглавные герои любой из многочисленных экранизаций пьесы Вильяма Шекспира даже не успели осознать своих отношений.
Какая там любовь? Гормональный всплеск, помноженный на обычные конфликты юности с запретами старших.
Да, вполне может быть, что, если бы Ромео и Джульетта создали семью и пожили вместе какое-то время, они стали бы по-настоящему любить друг друга. Но для вызревания подлинного чувства у них просто не хватило времени.
Неизвестно, свершилась бы впоследствии любовь или нет. Во всяком случае на момент, показанный в пьесе Шекспира, еще ни о каких глубоких чувствах нет и речи.
4. «Девчата»: курьезы и слезы
Пардон за банальный «диагноз» в подзаголовке, но он четко отражает суть...
Тося и Илья в известной советской комедии Юрия Чулюкина «Девчата» 1961 г. показаны как пример настоящей социалистической и в то же время народной любви.
Однако, чем больше анализируешь их характеры и отношения, тем больше не радуешься за героев, а сочувствуешь их грядущим семейным проблемам.
Пройдя начальный этап медового месяца, герои однозначно вернутся к загвоздкам, с которых началось их общение.
Эти два вспыльчивых холерика постоянно будут ссориться. И ни один другому уступать не будет, особенно в том, что касается серьезных вещей («Ох, и агрессор ты, Илюшка»).
Может быть, они и мириться потом будут столь же упоенно… но с каждым разом обиды и противоречия будут копиться… пока Илья просто не пойдет «изливать горе» к какой-нибудь, условно говоря, очередной Анфисе.
К слову об Анфисах. Илья выглядит как весьма взрослый мужчина, которому от женщины требуется именно постоянное тесное, скажем так, общение («– Неужели ты без пoцeлyeв прожить не можешь? – Конечно, не могу, что это за любовь?»).
Тося же всю жизнь останется взрослым ребенком. Да, с ней будет интересно и весело. Но давать постоянно своей второй половинке это самое тесное общение она не захочет – у нее просто другие интересы.
Вполне вероятно, что Тося как девушка с фантазией и задором начнет придумывать интересные способы выхода из семейных конфликтов. Илье же первое время это будет нравиться. Но постепенно Тося иссякнет, а Илья перегорит.
И тут опять возникнет вариант с утешением у очередной Анфисы.
В этаком ракурсе с новым смыслом слышатся финальные слова героев кино:
«– Ну, и семейка получится: Илюшка – муж, Тоська – жена…
– Умереть со смеху можно».
Какая там глубокая любовь? Максимум «стерпится – слюбится», и то далеко-о-о не факт.
5. «Ирония судьбы…»: диктатор и виктимная жертва
Как ни крути, но героям советской комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 г. не удалось избежать диагноза «последний шанс».
Да-да, услышав такое о себе, Надя обиделась и на свой счет не приняла. Но бывшая невеста Жени права.
Права Галя и в том, что Лукашин, поматросив пообщавшись какое-то время с новой невестой, бросит и ее.
А ведь ленинградская учительница выглядит довольно неглупой. Так отчего ж она сразу не раскусила, что ее московский гость:
- диктатор похлеще Ипполита?
Причем ее экс-жених хоть всё явно делал – и ревновал, и защищал свои права на (вообще-то на минуточку!) невесту. А неожиданно вторгшийся в их жизнь «московский гость» со своей «арией» собственные интересы проталкивал незаметно, исподволь… или даже исподтишка.
Надя (как, кстати, и Галя раньше) подходит этому хирургу как виктимная жертва. Так называют человека, который сам словно бы нарывается на то, чтобы им управляли, его обижали и т. д.;
- собственнически ревнив невообразимо?
Вот ведь oтбил (повторим-акцентируем) чужую невесту, едва-едва протрезвев, – и в первые же часы общения с нею начал ее ревновать, выкинул фото и подарок Ипполита, выгнал его самого;
- в одинокой жизни дошел до стадии хронического (!) холостяка?
Со временем его будет раздражать, что супруга перед глазами мелькает «туда-сюда».
Скорее всего, Наде не надо было сходиться и с Ипполитом. Там были не более чем дружба (причем не идеально теплая) и партнерские отношения.
Но и с Женей у них любви настоящей не состоится. Будут лишь не самые приятные отношения контролера-манипулятора с виктимной личностью.
_______________
П. с. Дорогие читатели, а вы можете назвать еще какие-то пары, которые в кино показаны как идеальные, но на деле подойдут под гриф «эпизод из жизни» или «последний шанс»?
П. п. с. О других «недо-парах» из кино читайте мои посты о «Том самом Мюнхгаузене» и Марте, а еще о Велюрове и Людочке из «Покровских ворот», ну и о Елене с Шервинским из «Дней Турбиных».
И проходите интересные тесты, где надо угадать кино по сценам признания в любви, плюс по конфузным ситуациям.
#культура #кино #СССР #семья #комедии #отношения #психология #советское кино