Найти тему

По Марокко на общественном транспорте в 2024 году. Автобусы, поезда и другие способы передвижения

Оглавление

Без автомобиля передвигаться в Африканской стране просто невозможно! Готова развенчать очередной миф про недоступность насыщенного путешествия без авто.

Начну с заключения: в Марокко отлично развита сеть общественного транспорта!

А теперь подробнее.

СТМ
СТМ

Наш маршрут на 10 дней предполагал практически ежедневное передвижение между городами.

По две ночи мы переночевали только в Фесе и в Агадире, но это не значит, что и эти дни мы сидели на месте😃.

Агадир
Агадир

Поезда в Марокко

Не могу сказать, что поезда курсируют по всей стране, но, однако, между основными городами перемещаться вполне можно.

Из Касабланки в Фес или в Марракеш, из Феса в Танжер и из Танжера в Касабланку. И, конечно, почти все маршруты проходят через столицу - Рабат.

Железные дороги Марокко
Железные дороги Марокко

Междугородним железнодорожным транспортом мы пользовались всего 1 раз - переезжали из Касабланки в Танжер. Расстояние между ними около 300 километров. Однако, в пути мы провели всего 2 часа.

Между городами курсируют, в основном, скоростные поезда, по типу наших Сапсанов. Довольно приличные и относительно новые. Вот тебе и Африка😊.

Скорый поезд на Танжер
Скорый поезд на Танжер

Посмотреть расписание поездов можно на официальном сайте ONCF.ma.

В России до отъезда он у меня не открылся, я думала, что дело в местоположении, однако в Марокко он у меня тоже не сработал.

Если у вас произойдет такая ситуация, то смело переходите на сайт supratours.ma. Это что-то вроде дочернего общества железных дорог, здесь цены не отличаются от официальных.

Это важно, потому что когда я искала билеты, несколько раз попадала на сайты - агентства, и искренне удивлялась почему в Марокко такой дорогой общественный транспорт? А потом узнала, что комиссии у подобных сервисов 30-50 % стоимости билета.

-5

На этих же сайтах (ONCF, supratours) можно купить билеты. Конечно же, с помощью иностранной карты.

У нас она была, но покупать мы не спешили, не знали как долго будем гулять в Касабланке и когда добредем до вокзала.

Потому покупали билеты в кассе. Цена от той, что на сайте, не отличалась, только на ближайший поезд остались билеты первого класса, а они стоили на 150 дирхамов дороже (1500 руб. на март 2024).

Решили не переплачивать, а подождать час следующего поезда.

А нам в Танжер
А нам в Танжер

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что купить билеты день в день возможно.

Наверняка, есть какие-то исключения или популярные даты , но в целом, можно.

Наш билет стоил 246 дирхамов. Не дешево, но с Сапсаном сопоставимо, доехать до Твери где-то так и выйдет😅.

Уж не знаю что там в первом классе, но во втором все было прилично: широкие мягкие кресла, зарядки, полки для багажа, туалет, мониторы, столики. Все чисто и приятно. В поезде два этажа.

2 класс в скоростном поезде
2 класс в скоростном поезде

Удивили современные красивые железнодорожные вокзалы. По крайне мере, в Касабланке и в Танжере.

В этих городах они больше походят на залы вылета аэропорта. Здесь есть популярные сетевые кафе в виде Макдональдс и Старбакс, магазины парфюмерии и одежды, несколько заведений, где можно перекусить, но они были закрыты, в отличии от сетевых.

В Танжере вобще в зале ожидания растут пальмы и бассейн с фонтаном. Красиво! Приятно приезжать, как будто тебя встречают как долгожданного гостя😊.

Вокзал в Танжере
Вокзал в Танжере

Нам довелось воспользоваться и пригородным транспортом.

Из Касы в аэропорт идёт электричка, курсирует каждый час и в пути всего 35 минут. Быстро, удобно, недорого. Снаружи вагоны немного видавшие жизнь, а внутри ничего, похожи на наши пригородные электрички.

Электричка в аэропорт
Электричка в аэропорт

Автобусы в Марокко

Почти весь наш маршрут зависел от автобусов.

Они курсируют уже по всей стране, в отличии от поездов. Автобусная сеть в Марокко развернутая, можно добраться практически в любой город, и не только крупный.

Автобус СТМ
Автобус СТМ

Билеты мы тоже заранее не покупали. Всегда ориентировались по ощущениям😅. Смотрели расписание, примерно понимали удобное для нас время, просыпались утром, строили планы и тогда покупали билеты.

Здесь нам на помощь пришел сайт одного крупного автобусного перевозчика, компании «СТМ».

Мы ездили только этими автобусами, хотя на вокзале видели и несколько других.

Возможно, у других немного дешевле, подробностей не знаю, как и сайтов компаний. СТМ полностью устраивали, и по времени, и по состоянию транспорта.

Автовокзал в Танжере
Автовокзал в Танжере

Мы покупали билеты на сайте с помощью иностранной карты, но опять же, приобрести билеты можно в кассе за наличные и день в день.

Во всех наших многочисленных переездах автобусы были полупустые. Так что мы занимали по два сиденья, и наша дорога становилась еще комфортнее.

Напишу для информации длительность переездов и стоимость билетов по нашему маршруту, вдруг кто-то захочет его повторить, ну или примерно спланировать бюджет. На март 2024 для перевода в рубли стоимость умножайте на 10.

Цены на автобусы в Марокко

Танжер - Шефшауэн- 2.10 мин. (65 дирхам)

Шефшауэн - Фес - 4 часа (120 дирхам)

Марракеш - Агадир - 3 часа (120 дирхам)

Агадир - Легзира - 3 часа (86 дирхам)

Сиди-Ифни - Агадир - 4 часа (86 дирхам)

Агадир - Эс-Сувейра - 3 часа (95 дирхам)

Эс-Сувейра - Касабланка - 5.5 часов (190 дирхам).

Цена указана за один билет.

Автовокзал в Сиди Ифни
Автовокзал в Сиди Ифни

В общем, переезды не такие и длительные, время пролетало довольно быстро.

Автобусы комфортные, большие, спинки откидываются, есть usb зарядки, правда, работают не везде.

На всех маршрутах были промежуточные остановки, на которых можно было выйти, размяться.

Автовокзалы уже не такие изысканные, как железнодорожные. Но крыша есть, сиденья тоже, и даже туалет, хоть и платный.

А ещё иногда вай фай, что не может не радовать людей без сим карты, как мы😃.

Автовокзал в Шефшауэне
Автовокзал в Шефшауэне

Автобусы практически всегда выезжали и приезжали в пункт назначения вовремя. Была, конечно, пара исключений, связанная с Рамаданом, но, если форс мажоров на дороге нет, то в принципе рассчитать время прибытия можно.

Только в последний переезд мы решили не рисковать и выехать пораньше. Все же едем в аэропорт, не хотелось опоздать.

Электричка в аэропорт Касабланки
Электричка в аэропорт Касабланки

Как ещё передвигаться по Марокко?

Рядом с автовокзалами есть стоянки, так называемого, Гранд Такси.

Это небольшие минивэны, они курсируют по всему Марокко. Что-то вроде коллективного такси или маршрутки.

Водитель или зазывала набирает несколько человек, едущих в одном направлении. Стоит подороже, чем обычный автобус, но едет немного быстрее.

Мы не пользовались таким способом передвижения, поэтому подробностей не знаю.

Но если случится такое, что билеты на автобус в кассе вдруг закончаться, то знайте, альтернатива есть!

Где-то на пути в Легзиру
Где-то на пути в Легзиру

Экскурсии в Марокко

Нехитрый способ менять локацию - отправиться на экскурсию!

Некоторые турфирмы предлагают забрать вас из одного города, привезти в другой, но уже не возвращать обратно, а повезти в следующий. Это очень удобно, чтобы не терять время.

В нашем случае, нас забрали в Фесе, отвезли на экскурсию по пустыне Сахара (рядом с городом Мерзуга), а уже на следующий день, после ночевки в кемпе, отвезли в Марракеш.

Путь не близкий, что до Феса, что до Марракеша, очень удачно получилось сэкономить время.

Экскурсионная маршрутка
Экскурсионная маршрутка

Такси в Марокко

Внутри городов мы передвигались или пешком или на такси.

За исключением стоимости такси из/в аэропорт, цены на такси по городу по карману не бьют. В среднем, поездка до 5 километров - 20-30 дирхам.

Причем, такси ловили, в основном, на улице. Их встречается довольно много, поймать не проблема. Всегда оговаривали фиксированную сумму, никто не обманул, не требовал больше, чем договаривались.

Танжер и его такси
Танжер и его такси

Такси отличить в потоке машин, легко, в каждом городе оно своего цвета:

Касабланка - красное

Танжер - бирюзовое

Шефшауэн - конечно, синее

Фес - бордовое

Марракеш - бежевое

Агадир - оранжевое

Не удивляйтесь, если по пути водитель подберет ещё кого-то или остановится, когда в машине уже сидит пассажир.

Это нормальная марокканская практика. Ну а что, если человеку по пути😅.

Вокзал в Танжере
Вокзал в Танжере

Несколько раз пользовались приложением Индрайв, цена примерно такая же, как на улице, но иногда были сложности с местоположением и временем ожидания, так что ловить такси с руки для нас оказалось проще.

С общественным транспортом внутри городов не разбирались.

По наблюдениям, как будто его и не так много, а может и вовсе нет. Врать не буду, не сталкивались, кроме трамвая в Касабланке, на глаза рейсовые автобусы и уж тем более троллейбусы, не попадались.

Угадай город по цвету такси😃
Угадай город по цвету такси😃

Как передвигаться по Марокко?

Ну что ж, резюме я уже вначале сделала, с междугородним общественным транспортом в Марокко всё отлично! Удобная, понятная, разветвленная система поездов и автобусов с вполне доступными ценами.

Так что, если с арендой автомобиля у вас по каким-то причиной не задалось, это не повод отменять или сокращать маршрут, варианты есть всегда!

В следующей статье поедем в Танжер😊.

Спасибо всем, кто подписался и читает! Помните, даже если вас съели, у вас как минимум два выхода!🤗

Видео о путешествии:

Всё самое интересное и полезное по Марокко здесь:

Марокко | Блокнот путешественника📝 | Дзен