Мультипликационная дилогия «В стране бобберов» - это нечто необычное даже по нынешним временам. А для времени «заката СССР» этот анимационный проект выглядел провокационно и таинственно, оттого до сих пор считается «непонятым».
Мол, сколок «смутного времени» - это была такая эпоха, а потому появлялись столь загадочные мультики. Хотя возникновение «бобберов» более связано с социальной сатирой, нежели мистикой в духе европейского позднесредневекового герметизма, на что должно было указывать название первой части: «Гомункулус».
Поскольку режиссер мультфильма Аида Зябликов в своё время была постановщиком «Муми-троллей», то формальный посыл вроде бы ясен. Создать нечто аналогичное, только на сугубо отечественном материале. А потому получились почти в духе Салтыкова-Щедрина - вроде бы страшная сказка, но в итоге с социальным подтекстом.
В некой выдуманной, не столько сказочной, сколько мистической стране живут не совсем похожие друг на друга существа бобберы. Есть, например, профессор Бобберштейн, эдакий местный алхимик, который даже получил премию за свой вклад в науку.
Имеется активно выпивающее привидение Прохор, явно напоминающее дворника из «Двенадцати стульев», однако награжденное некоторым героическим прошлым, а потому призрак, пребывая в состоянии подпития, постоянно кричит: «Шашки наголо!!!»
Кроме кухарки с говорящим именем Вальпургия, есть меланхоличный Уильям с явными манерами оперного Ленского из «Евгения Онегина» (недаром он спешит в оперный театр). А оракул Муня, походящий как какого-то упрыренка - прямо-таки современный спам, поскольку голосит новости к месту и не к месту.
Первая часть посвящена злому преображению конструкции мифа о «культурном герое», так как завелся монстр, пожирающий обителей страны; его жертвами стали почтальон Бобберчук и возлюбленная Уильяма (что его окончательно вогнало в состояние тёмной меланхолии).
Уж во второй части это чудовище обретет имя - «господин Грызли», обед с коим должен был состояться, если следовать названию этой серии. Впрочем, под обедом подразумевается как раз поглощение главных героев, часть из которых пребывает в благоговейном трепете. Например, Уильям вздыхает: «Зачем надо было убивать чудовище, кому оно мешало?»
Типичное поведение творческой интеллигенции, которая сначала хочет «одно», затем уже «другое». В итоге не важно, что именно, но лишь бы «заявить свою позицию». Таковой нет лишь у одного персонажа, а именно, маленького гомункулуса, прозванного Яшей, который возник из колбы в самом начале мультфильма.
Для «культурного героя» он весьма необычен: инфантилен, прожорлив, неразговорчив, напоминает детеныша троглодита. Впрочем, именно его непоседливость подана как позитивное качество, что за рамками мультфильма является отсылкой к надеждам, возлагаемым на «новую молодежь»