Найти тему
Зарплата.ру

Как и зачем готовить рассказ о себе перед собеседованием? Экспертный разбор

Оглавление

Учимся эффектно подавать себя на интервью с работодателем. Секретами крутой самопрезентации делится Константин Старостин — основатель школы риторики «Чётко», эксперт в сфере публичных выступлений и делового общения. Бонус-сюрприз: Константин изучит случайную вакансию и представит себя соискателем😎

Зачем готовиться заранее

Самопрезентация — звучит солидно и сложно, хотя на самом деле это всего лишь умение подать себя, создать впечатление, нарисовать образ в глазах слушателей или собеседников. Навык пригодится не только кандидатам на творческие или руководящие позиции. Он полезен всем, кто активно ищет работу, а тем, кто планирует карьерный рост, — просто необходим. Константин уверен, что абсолютно любой взрослый человек может научиться самопрезентации — независимо от профессии и сферы деятельности.

Это миф, будто кому-то дано убедительно выступать, а кому-то нет. Публичные выступления и самопрезентация — навык, который можно и нужно тренировать. Дело техники, а не какой-то уникальный талант.

Перед собеседованием стоит подготовить структурную самопрезентацию — короткий рассказ о себе, в котором ярко и убедительно раскроете сильные стороны в разрезе конкретной вакансии. Что это даст:

  • системно посмотрите на свой опыт — выделите главное, вспомните лучшее
  • сопоставите запрос вакансии со своими реальными возможностями
  • добавите себе +10 к спокойствию — готовая шпаргалка в голове здорово прибавляет уверенности

Собрать в кучку цифры и факты, зафиксировать, произнести вслух — важный этап, который даст гораздо больше, чем кажется.  Константин приводит в пример своего ученика из школы риторики.

Константин Старостин
Константин Старостин
Человек работал в одном из самых крупных банков РФ, и однажды его пригласили на дополнительное собеседование — с прицелом повысить в должности. Нужно было подготовить четкую самопрезентацию, но он не знал, как именно подобрать и оформить конкретику. Так часто бывает — работаешь, успешно справляешься с задачами, но не можешь навскидку, одним махом внятно подытожить свои компетенции и сильные стороны. Мы с этим человеком сели и стали отвечать на вопросы о его работе — оказалось, что профессиональных достижений и преимуществ у него предостаточно. Например, он 4 года работал в компании, из них три — на текущей должности. Все это время не боялся принимать решения в сложных ситуациях, выдавал стабильные результаты, получал благодарность от клиентов. Был готов к наставничеству, охотно помогал коллегам развиваться и расти. Мы подготовили тезисный план на основе его ответов — и получили базу для крепкой самопрезентации.

Посмотрите, что получилось после подготовки.

-3

Как построить яркую самопрезентацию

Три кита структурного рассказа о себе на собеседовании:

🔹Я эксперт — направления экспертизы

🔹Почему я эксперт — доказательства успешной работы

🔹Польза  —  чем могу быть полезен

Прежде чем приступать к тезисам, изучите запрос работодателя — какого специалиста ищут, какие навыки в приоритете, какой опыт станет преимуществом соискателя. Для этого нужно внимательно изучить вакансию, а заодно навести справки о компании — хорошенько погуглить и порыться в соцсетях.

Полезно почитать: Что такое ToV компании, как его уловить перед устройством на работу

Константин отмечает, что сегодня многие вакансии требуют сочетания навыков из смежных сфер. Обязательно подчеркните, почему откликнулись именно на эту позицию.

Нет смысла перечислять должностные инструкции, которые у вас были на прошлом месте работы, компании, с которыми сотрудничали. Работодатель хочет услышать, какой у вас был опыт именно по задачам вакансии, чем будете полезны здесь и сейчас. На это и нужно ставить акцент, остальное — лирика.

Методички с примерами:
Как описать в резюме релевантный опыт

«Работодателям интересно только одно — как решите их проблемы»: советы для тех, кто хочет сменить работу

Частая проблема скромных соискателей — им кажется, будто самопрезентация попахивает бесстыдным хвастовством. Вовсе нет. Вы не говорите: «Я крутой, идеальный, могу решить любую проблему». Вы рассказываете о себе цифрами, датами, процентами, конкретикой. Даете фактуру, а выводы собеседник делает сам.

Совет: с цифрами важно не переборщить и приводить только достоверную информацию. Когда цифры округляют, все невольно думают, что это какая-то уловка, обман. Поэтому лучше говорить максимально конкретно, как это было в жизни. Например, «пять лет работал в продажах» звучит красиво, но «четыре с половиной года» или «осенью будет пять лет, как я…» — честнее, вызовет больше доверия.

Показать экспертность и мастерство помогут самые очевидные факты, надо только их систематизировать и компактно подать. Например, через навыки — что умеете, какие задачи решали, какого уровня квалификации достигли, сколько у вас профессионального опыта. Это работает для «белых», «синих» и любых других воротничков. Работник кузовного цеха в самопрезентации может рассказать, сколько машин в месяц обслуживал, каких марок, какие виды ремонта производил, с каким оборудованием умеет работать, какие нестандартные задачи решал — это и будет лучшим показателем экспертности.

В копилку советов: Как выразить в цифрах любые достижения

Пачка «боевых» приемов

Итак, план готов — вы четко знаете, как и о чем будете говорить, цифры и факты под рукой. Но впечатление о вас начинает формироваться с первого взгляда, до того, как заговорите. Поэтому еще за порогом кабинета выпрямитесь, расправьте плечи. Про опрятность, чистую одежду и обувь — очевидно. Дыхание должно быть свежим.

Переходим к самому рассказу. Несколько советов от Константина:

  • Следите за невербальными сигналами — мимикой, позой, жестами.
  • Чаще используйте глаголы совершенного вида — «сделал, придумал, внедрил» вместо «делал, придумывал, внедрял». Так подчеркнете, что событие уже состоялось, ваши результаты зафиксировали.
  • Когда говорите об успехах, упоминайте не только личные, но и коллективные. Так работодатель поймет, что умеете работать в команде.
  • Говорите не только о прошлом. Добавьте 1-2 цели на ближайшее будущее — так покажете мотивацию и перспективы развития.
  • Тщательно продумайте и выучите первую и последнюю фразы самопрезентации.
  • Используйте приемы захвата внимания — например, сделайте профессиональный комплимент, задайте риторический вопрос, заявите важную мысль, которую раскроете чуть позже.
  • Если вдруг забыли слова, потеряли мысль — сделайте два глубоких вдоха носом и два выдоха ртом. Всегда можно взять паузу, чтобы собраться с мыслями — это гораздо лучше, чем тараторить первое, что придет на ум.
  • Если получили в лоб жесткий вопрос, используйте технику многоуровневого ответа, когда раскладываете себя на несколько ролей.

Пример:

— А вам не кажется, что претендуете на слишком высокую зарплату?

— Как соискатель, который только откликнулся на вакансию, я понимаю, что такая стоимость может быть высокой. Но как профессионал, который больше 10 лет в деле, я понимаю, что по рынку это оправдано.

Помните пять главных «не» самопрезентации:

❌ не давите на жалость

❌ не приукрашивайте свои достоинства

❌ не говорите, что волнуетесь

❌ не отзывайтесь плохо о бывших коллегах и начальнике

❌ не забывайте улыбаться

Кстати, советами и примерами из практики Константин щедро делится и с теми, кто планирует часто выступать перед публикой.

Эксперимент в полевых условиях

Мы предложили Константину посмотреть случайную вакансию, представить себя соискателем и подготовить самопрезентацию к собеседованию. Выпал продавец-консультант. Пока готовили статью, вакансия уже закрылась, но сохранился скриншот описания:

-4

Ответ Константина с пояснениями:

Здравствуйте, меня зовут Костя. Больше трех лет я работаю консультантом в магазине одежды. И в работе мне помогают три главных качества. Это клиентоориентированность, эмоциональный интеллект и интерес к миру моды.

Примечание: я неспроста выделил интерес к миру моды, потому что в описании вакансии это повторяется дважды. Значит, это максимально важно для работодателя.

На последнем месте работы у меня было больше 15 постоянных клиентов, которые возвращались ежемесячно, потому что со мной им легко, быстро и удобно подобрать новый образ. Интерес к миру моды и насмотренность помогают мне в продажах. Например, я вижу, что человек долго перебирает одежду, сомневается — могу подойти, ненавязчиво предложить решение, и это влияет на решение в покупках. Что касается эмоционального интеллекта, я умею находить общий язык с самыми притязательными к своему внешнему виду людьми, могу подстроиться под их темперамент. Это помогает мне быть на одной волне с клиентом и продавать ненавязчиво.

Примечание: как видите, я делаю акцент на продаже, что важно для работодателя. А завершить самопрезентацию планирую глобальной мыслью о миссии, чтобы показать масштаб личности и отношение к профессии.

Я хочу, чтобы люди выбирали удобную одежду на каждый день, но при этом выглядели стильно. И в этом мне помогает искренний интерес к запросу клиента, чувство вкуса, свободное ориентирование в мире моды.

Так можно потренироваться на любой вакансии, это полезные ролевые игры.

Ставьте палец вверх 👍 и сохраняйте статью в закладки — пригодится