Найти в Дзене

Аутсайдеры и гении: математика в кино

Вам нравится кино? Мне — очень! Когда появляется свободное время, люблю включить какой-нибудь фильм. Жанр зависит от настроения. Если грустно, включаю мелодраму. Если радостно, то смотрю комедию или приключенческую историю. Порой возникает желание посмотреть что-нибудь глубокомысленное, философичное, вроде «Соляриса» или «Сталкера». Мой предпочтения не ограничены, главное, чтобы история на экране увлекала и погружала в вереницу событий, персонажей, драм. Кино — это другой мир, где человек может быть кем угодно: путешественником, искателем приключений, космонавтом, спасителем планеты или, наоборот, галактическим злодеем. Бывают фильмы, где герои — обычные люди, они живут обычной жизнью и делают обычные дела, но их истории столь проникновенны и чувственны, что невольно понимаешь — эти персонажи отныне близки тебе, ты прекрасно понимаешь их проблемы, их мотивы, сочувствуешь судьбе этих бедолаг. Эти характеры живые, пусть они — только образы на экраны. Одним словом, магия кино! Кино бывае
Оглавление

Вам нравится кино? Мне — очень!

Когда появляется свободное время, люблю включить какой-нибудь фильм. Жанр зависит от настроения. Если грустно, включаю мелодраму. Если радостно, то смотрю комедию или приключенческую историю. Порой возникает желание посмотреть что-нибудь глубокомысленное, философичное, вроде «Соляриса» или «Сталкера». Мой предпочтения не ограничены, главное, чтобы история на экране увлекала и погружала в вереницу событий, персонажей, драм.

Кино — это другой мир, где человек может быть кем угодно: путешественником, искателем приключений, космонавтом, спасителем планеты или, наоборот, галактическим злодеем. Бывают фильмы, где герои — обычные люди, они живут обычной жизнью и делают обычные дела, но их истории столь проникновенны и чувственны, что невольно понимаешь — эти персонажи отныне близки тебе, ты прекрасно понимаешь их проблемы, их мотивы, сочувствуешь судьбе этих бедолаг. Эти характеры живые, пусть они — только образы на экраны. Одним словом, магия кино!

Кино бывает разным. В одной из статей я касалась темы того, как математика проявляется в иных дисциплинах, вроде литературы, кино, музыки. И в этом тексте хочу поговорить о фильмах про математиков.

Это не «топ-10 лучших фильмов про математиков». Не люблю ранжировать фильмы по «лучшести». Вкусовщина да и только. И вообще, откуда такая страсть к числу 10? Или к 5? Ведь топы обычно состоят или из 10 наименований, или из 5. Загадочная тяга к нечётным числам. Побуждает к размышлениям о том, насколько произвольным или психологически предопределённым бывает выбор случайного числа из бесконечного количества чисел, но пока что мы говорим не о психологии, а о кино.

Я выбрала четыре фильма, в которых идёт повествование о судьбе вымышленных математически одарённых персонажей и об истории жизни реальных математиков, чьи научные изыскания сделали весомый вклад в развитие мировой науки.

Прежде чем начать, хочу заметить: почти каждый фильм о гении обладает практически одинаковой структурой: гений — это аутсайдер, которого не принимает общество, а он не принимает людей. У гения проблемы с сопереживанием, с эмпатией, с пониманием как собственных, так и чужих душевных проблем и метаний. Модель, подобно трафарету, прикладывается к любой из историй, благодаря чему прочерчивается путь героя от ощетинившегося одиночки к сочувствующему, зрелому индивиду. Не имею ничего против такой системы, но от раза к разу, наблюдая подобную драматургическую уловку, приходишь к мысли, что гении в кино — это персонажи с избыточной индивидуальностью. Гении вообще люди сложные, но кино с присущим ему рвением кардинально мифологизирует такие характеры, что создаёт весьма искажённую картину, если мы говорим о реальном человеке. Смотря байопики, следует помнить — это не прямой рассказ о персоналии, а художественная трактовка жизни известной личности. На всё воля сценариста и режиссёра.

А теперь приступим!

Скриншот из фильма "Одарённая"
Скриншот из фильма "Одарённая"

«Одарённая» (Марк Уэбб, 2017)

Очень милая, но от того не менее драматичная история о девочке Мэри, математическом вундеркинде. Марк Уэбб, режиссёр нетривиального, на мой взгляд, фильма «500 дней лета», в «Одарённой» поднимает важные и всегда актуальные темы взаимопонимания, сопереживания, поддержки и теплоты человеческих взаимоотношений. Да, математика в картине служит скорее фоном или предлогом для развития отдельных сюжетных веток, тем не менее посыл картины так же прост, как и изящен: ум и интеллект не способны решить дела сердечные. Люди это люди, они не компьютеры. Математика — это числа и цифры, вычисления, чистые абстракции, но ими не ограничивается человеческий мир. Есть ещё чувства, эмоции, глубинные переживания. Нельзя убегать от других, потому что, убегая от общества, ты бежишь от самого себя. От потребности в любви и заботе не скроешься в уютном и замкнутом мире безжизненных образов, символов и понятий. Фильм Уэбба — это прежде всего история о важности психологической составляющей в человеческой жизни. Без неё мы — отчуждённые друг от друга одиночки, изолированные страхом выйти из пещеры. И снята картина довольно приятно. Короче говоря, рекомендую!

Скриншот из фильма "Умница Уилл Хантиг"
Скриншот из фильма "Умница Уилл Хантиг"

«Умница Уилл Хантиг» (Гас Ван Сент, 1997)

Продолжаю список ещё одним фильмом о вымышленном вундеркинде, а именно — о пареньке Уилле Хантинге. Как и Уэбб в «Одарённой», в своей картине Ван Сент говорит о важности сочувствия и сопереживания. Здесь нужно сделать ремарку: Ван Сент снимал фильм по сценарию Мэтта Деймона и Бена Аффлека, то есть, говоря о фильме, нужно держать в уме, что шедевральность «Уилла Хантига» обеспечена не только режиссурой Ван Сента, но и драматургическом талантом тогда ещё молодых авторов/актёров, которые за сценарий фильма выиграли «Оскар». «Уилл Хантиг» — это фильм о принятии себя, об откровенности, о том, что высокий интеллект — это не всегда признак развитой и полноценной личности. Как сегодня говорят психологи, наряду с рациональным интеллектом необходимо развивать также интеллект эмоциональный. В случае Уилла Хантинга мы видим, что недостаток эмоционального интеллекта при сверходарённом рациональном интеллекте приводит к тому, что человек становится ребёнком в теле взрослого. Нет, персонаж Мэтта Дэймона не страдает аутистическим расстройством, не испытывает проблем с ментальной частью, но психологически он будто бы застрял на определённом этапе взросления. Как Питер Пэн, Уилл Хантинг отказывается расти. Он, точно подросток, предпочитает убегать от проблемы, а не решать её, предпочитает нагрубить, нахамить, зло и едко пошутить, но не открыться тем, кто искренне хочет ему помочь. Он прячется, его одолевает постоянный страх и тревога. Он не понимает, кто он, и просто хочет прожить жизнь без риска испытать боль, которую испытал в детстве. Нас создают наши раны. Однако это не значит, что мы не можем взять себя в руки и сделать выбор, который будет продиктован не страхом перед жизнью, а нашей решимостью что-то в этой жизни изменить. Тем и ценен режиссёрский опус Гаса Ван Сента. Ну и не стоит забывать о прекрасном актёрском дуэте Мэтта Деймона и Робина Уияльмса.

Скриншот из фильма "Игра в имитацию"
Скриншот из фильма "Игра в имитацию"

«Игра в имитацию» (Мортен Тильдум, 2014)

Алан Тьюринг в представлении не нуждается. Если же вы совсем не слышали о гениальнейшем математике, логике, криптографе, а также прародителе современного дискурса об ИИ и математических алгоритмах, то вот вам ссылка на источник. Да, это Википедия, но я не вижу смысла воспроизводить здесь ту же информацию, что изложена в гораздо более структурированной форме в энциклопедической статье. Тем более, сама историческая фигура не так важна, как её представление в фильме. «Игра в имитацию» — стандартный байопик, в котором, как по лекалам, эксплуатируется образ асоциального и «странноватого» гения и общества, которое стремится подавить и ограничить свободолюбивое и спонтанное ядро неординарной личности. Общество, разумеется, символизируется госаппаратом и военной машиной, всё усредняющей и скрывающей. Художественная комбинация, затёртая до дыр. Но если картина насквозь вторична, зачем её смотреть? «Игра в имитацию» заинтересовала меня идеей. Тьюринг создаёт машину, которая должна расшифровать закодированные сообщения другой машины. То есть, компьютер говорит с компьютером. Людям же остаётся выудить из этого общения нужные им данные. И тут усматривается занимательнейший мотив. Что если примерить тест Тьюринга к человеческим взаимоотношениям? Люди общаются друг с другом, но язык — это просто формальность. Мы перебрасываемся словами, условно понимая друг друга, и совсем не обязательно убеждаться, что у собеседника есть некие чувства, переживания, нечто, что словами не передаётся. Как и говорит главный герой фильма: «Откуда вы можете знать, что с вами говорит человек, а не машина?» Получается занятный образ: язык — это уже нечто автоматизированное и машинизированное, а человек остаётся наедине со своими эмоциями, мыслями, впечатлениями, страхами — он одинок, он не знает, с кем говорит — то ли с другим, сочувствующим ему, индивидом, либо с фигурой, которая работает, точно шифровальная машина, на некую структуру, будь она социальной или политической. В общем, избитая по структуре лента даёт понять, что игра в имитацию — это наша жизнь, наполненная коммуникацией, но лишённая нутряного и искреннего взаимопонимания, потому что мы слишком сильно доверяем языку, доверяем словам. Мы верим, что нас понимают, хотя на самом деле всё далеко не так...

Скриншот из фильма "Игры разума"
Скриншот из фильма "Игры разума"

«Игры разума» (Рон Ховард, 2001)

И завершаю список тоже игрой, но уже другого толка. «Игры разума» рассказывает о судьбе нобелевского лауреата Джона Нэша, американского математика, специалиста по теории игр и дифференциальной геометрии. Сюжет картины концентрируется вокруг известного преткновения: гений — это своего рода заболевание, недуг. Вернее, не бывает гениального ума без сопутствующей этой гениальности болезни. В случае Нэша это шизофрения, тяжелейшее психиатрическое заболевание, в котором происходят глубинные когнитивные нарушения и искажения. Гений и болезнь — тема извечная. Люди обычно боятся подобных личностей: они замкнуты, живут в своём мире, им совершенно безразлично, что происходит вокруг них. Они не эмпатичны и плохо воспринимают эмоциональное взаимодействие с другими. Для них нет других людей — они существуют в мире идей, навязчивых образов, абстракций и понятий. И именно идея для таких людей, как Джон Нэш, становится реальнее самой реальности. И режиссёр «Игр разума» очень точно ухватил нерв, бьющийся в самом средоточии гениального ума. Рон Ховард показал, что не только люди боятся гениев, но и сами гении могут бояться — они боятся собственных видений, им страшно и одиноко даже в пределах собственного мировосприятия, из которого нет выхода к другим людям, к теплу объятий и слов. Собственно, русский перевод, кажется, вернее выразил основную идею фильма, нежели оригинальное название, «A Beautiful Mind» — разум играет нами не менее изощрённо и безжалостно, чем чувства.

***

Вот таким получился мой список! Понимаю, что статья больше получилась про кино, чем про математику, но кинематограф штука такая, для неё важно показать сложность и неоднозначность человеческой натуры и психологии. А в столкновении чувств и разума, эмоции и интеллекта происходят вещи совершенно неожиданные и удивительные.

Математика — это чудо абстрактного мышления и воображения, но нельзя забывать, что помимо интеллекта мы состоим ещё из чувств и переживаний. И если чересчур сильно уйти в сторону от внешнего мира, эмоции не ответят взаимностью. Что, собственно, и пытались продемонстрировать режиссёры в приведённых выше картинах.

Спасибо! И до новых встреч!

Расскажите в комментариях, какие ещё вы знаете фильмы, в которых идёт речь о математиках или математике:)

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!