Вам нравится кино? Мне — очень!
Когда появляется свободное время, люблю включить какой-нибудь фильм. Жанр зависит от настроения. Если грустно, включаю мелодраму. Если радостно, то смотрю комедию или приключенческую историю. Порой возникает желание посмотреть что-нибудь глубокомысленное, философичное, вроде «Соляриса» или «Сталкера». Мой предпочтения не ограничены, главное, чтобы история на экране увлекала и погружала в вереницу событий, персонажей, драм.
Кино — это другой мир, где человек может быть кем угодно: путешественником, искателем приключений, космонавтом, спасителем планеты или, наоборот, галактическим злодеем. Бывают фильмы, где герои — обычные люди, они живут обычной жизнью и делают обычные дела, но их истории столь проникновенны и чувственны, что невольно понимаешь — эти персонажи отныне близки тебе, ты прекрасно понимаешь их проблемы, их мотивы, сочувствуешь судьбе этих бедолаг. Эти характеры живые, пусть они — только образы на экраны. Одним словом, магия кино!
Кино бывает разным. В одной из статей я касалась темы того, как математика проявляется в иных дисциплинах, вроде литературы, кино, музыки. И в этом тексте хочу поговорить о фильмах про математиков.
Это не «топ-10 лучших фильмов про математиков». Не люблю ранжировать фильмы по «лучшести». Вкусовщина да и только. И вообще, откуда такая страсть к числу 10? Или к 5? Ведь топы обычно состоят или из 10 наименований, или из 5. Загадочная тяга к нечётным числам. Побуждает к размышлениям о том, насколько произвольным или психологически предопределённым бывает выбор случайного числа из бесконечного количества чисел, но пока что мы говорим не о психологии, а о кино.
Я выбрала четыре фильма, в которых идёт повествование о судьбе вымышленных математически одарённых персонажей и об истории жизни реальных математиков, чьи научные изыскания сделали весомый вклад в развитие мировой науки.
Прежде чем начать, хочу заметить: почти каждый фильм о гении обладает практически одинаковой структурой: гений — это аутсайдер, которого не принимает общество, а он не принимает людей. У гения проблемы с сопереживанием, с эмпатией, с пониманием как собственных, так и чужих душевных проблем и метаний. Модель, подобно трафарету, прикладывается к любой из историй, благодаря чему прочерчивается путь героя от ощетинившегося одиночки к сочувствующему, зрелому индивиду. Не имею ничего против такой системы, но от раза к разу, наблюдая подобную драматургическую уловку, приходишь к мысли, что гении в кино — это персонажи с избыточной индивидуальностью. Гении вообще люди сложные, но кино с присущим ему рвением кардинально мифологизирует такие характеры, что создаёт весьма искажённую картину, если мы говорим о реальном человеке. Смотря байопики, следует помнить — это не прямой рассказ о персоналии, а художественная трактовка жизни известной личности. На всё воля сценариста и режиссёра.
А теперь приступим!
«Одарённая» (Марк Уэбб, 2017)
Очень милая, но от того не менее драматичная история о девочке Мэри, математическом вундеркинде. Марк Уэбб, режиссёр нетривиального, на мой взгляд, фильма «500 дней лета», в «Одарённой» поднимает важные и всегда актуальные темы взаимопонимания, сопереживания, поддержки и теплоты человеческих взаимоотношений. Да, математика в картине служит скорее фоном или предлогом для развития отдельных сюжетных веток, тем не менее посыл картины так же прост, как и изящен: ум и интеллект не способны решить дела сердечные. Люди это люди, они не компьютеры. Математика — это числа и цифры, вычисления, чистые абстракции, но ими не ограничивается человеческий мир. Есть ещё чувства, эмоции, глубинные переживания. Нельзя убегать от других, потому что, убегая от общества, ты бежишь от самого себя. От потребности в любви и заботе не скроешься в уютном и замкнутом мире безжизненных образов, символов и понятий. Фильм Уэбба — это прежде всего история о важности психологической составляющей в человеческой жизни. Без неё мы — отчуждённые друг от друга одиночки, изолированные страхом выйти из пещеры. И снята картина довольно приятно. Короче говоря, рекомендую!
«Умница Уилл Хантиг» (Гас Ван Сент, 1997)
Продолжаю список ещё одним фильмом о вымышленном вундеркинде, а именно — о пареньке Уилле Хантинге. Как и Уэбб в «Одарённой», в своей картине Ван Сент говорит о важности сочувствия и сопереживания. Здесь нужно сделать ремарку: Ван Сент снимал фильм по сценарию Мэтта Деймона и Бена Аффлека, то есть, говоря о фильме, нужно держать в уме, что шедевральность «Уилла Хантига» обеспечена не только режиссурой Ван Сента, но и драматургическом талантом тогда ещё молодых авторов/актёров, которые за сценарий фильма выиграли «Оскар». «Уилл Хантиг» — это фильм о принятии себя, об откровенности, о том, что высокий интеллект — это не всегда признак развитой и полноценной личности. Как сегодня говорят психологи, наряду с рациональным интеллектом необходимо развивать также интеллект эмоциональный. В случае Уилла Хантинга мы видим, что недостаток эмоционального интеллекта при сверходарённом рациональном интеллекте приводит к тому, что человек становится ребёнком в теле взрослого. Нет, персонаж Мэтта Дэймона не страдает аутистическим расстройством, не испытывает проблем с ментальной частью, но психологически он будто бы застрял на определённом этапе взросления. Как Питер Пэн, Уилл Хантинг отказывается расти. Он, точно подросток, предпочитает убегать от проблемы, а не решать её, предпочитает нагрубить, нахамить, зло и едко пошутить, но не открыться тем, кто искренне хочет ему помочь. Он прячется, его одолевает постоянный страх и тревога. Он не понимает, кто он, и просто хочет прожить жизнь без риска испытать боль, которую испытал в детстве. Нас создают наши раны. Однако это не значит, что мы не можем взять себя в руки и сделать выбор, который будет продиктован не страхом перед жизнью, а нашей решимостью что-то в этой жизни изменить. Тем и ценен режиссёрский опус Гаса Ван Сента. Ну и не стоит забывать о прекрасном актёрском дуэте Мэтта Деймона и Робина Уияльмса.
«Игра в имитацию» (Мортен Тильдум, 2014)
Алан Тьюринг в представлении не нуждается. Если же вы совсем не слышали о гениальнейшем математике, логике, криптографе, а также прародителе современного дискурса об ИИ и математических алгоритмах, то вот вам ссылка на источник. Да, это Википедия, но я не вижу смысла воспроизводить здесь ту же информацию, что изложена в гораздо более структурированной форме в энциклопедической статье. Тем более, сама историческая фигура не так важна, как её представление в фильме. «Игра в имитацию» — стандартный байопик, в котором, как по лекалам, эксплуатируется образ асоциального и «странноватого» гения и общества, которое стремится подавить и ограничить свободолюбивое и спонтанное ядро неординарной личности. Общество, разумеется, символизируется госаппаратом и военной машиной, всё усредняющей и скрывающей. Художественная комбинация, затёртая до дыр. Но если картина насквозь вторична, зачем её смотреть? «Игра в имитацию» заинтересовала меня идеей. Тьюринг создаёт машину, которая должна расшифровать закодированные сообщения другой машины. То есть, компьютер говорит с компьютером. Людям же остаётся выудить из этого общения нужные им данные. И тут усматривается занимательнейший мотив. Что если примерить тест Тьюринга к человеческим взаимоотношениям? Люди общаются друг с другом, но язык — это просто формальность. Мы перебрасываемся словами, условно понимая друг друга, и совсем не обязательно убеждаться, что у собеседника есть некие чувства, переживания, нечто, что словами не передаётся. Как и говорит главный герой фильма: «Откуда вы можете знать, что с вами говорит человек, а не машина?» Получается занятный образ: язык — это уже нечто автоматизированное и машинизированное, а человек остаётся наедине со своими эмоциями, мыслями, впечатлениями, страхами — он одинок, он не знает, с кем говорит — то ли с другим, сочувствующим ему, индивидом, либо с фигурой, которая работает, точно шифровальная машина, на некую структуру, будь она социальной или политической. В общем, избитая по структуре лента даёт понять, что игра в имитацию — это наша жизнь, наполненная коммуникацией, но лишённая нутряного и искреннего взаимопонимания, потому что мы слишком сильно доверяем языку, доверяем словам. Мы верим, что нас понимают, хотя на самом деле всё далеко не так...
«Игры разума» (Рон Ховард, 2001)
И завершаю список тоже игрой, но уже другого толка. «Игры разума» рассказывает о судьбе нобелевского лауреата Джона Нэша, американского математика, специалиста по теории игр и дифференциальной геометрии. Сюжет картины концентрируется вокруг известного преткновения: гений — это своего рода заболевание, недуг. Вернее, не бывает гениального ума без сопутствующей этой гениальности болезни. В случае Нэша это шизофрения, тяжелейшее психиатрическое заболевание, в котором происходят глубинные когнитивные нарушения и искажения. Гений и болезнь — тема извечная. Люди обычно боятся подобных личностей: они замкнуты, живут в своём мире, им совершенно безразлично, что происходит вокруг них. Они не эмпатичны и плохо воспринимают эмоциональное взаимодействие с другими. Для них нет других людей — они существуют в мире идей, навязчивых образов, абстракций и понятий. И именно идея для таких людей, как Джон Нэш, становится реальнее самой реальности. И режиссёр «Игр разума» очень точно ухватил нерв, бьющийся в самом средоточии гениального ума. Рон Ховард показал, что не только люди боятся гениев, но и сами гении могут бояться — они боятся собственных видений, им страшно и одиноко даже в пределах собственного мировосприятия, из которого нет выхода к другим людям, к теплу объятий и слов. Собственно, русский перевод, кажется, вернее выразил основную идею фильма, нежели оригинальное название, «A Beautiful Mind» — разум играет нами не менее изощрённо и безжалостно, чем чувства.
***
Вот таким получился мой список! Понимаю, что статья больше получилась про кино, чем про математику, но кинематограф штука такая, для неё важно показать сложность и неоднозначность человеческой натуры и психологии. А в столкновении чувств и разума, эмоции и интеллекта происходят вещи совершенно неожиданные и удивительные.
Математика — это чудо абстрактного мышления и воображения, но нельзя забывать, что помимо интеллекта мы состоим ещё из чувств и переживаний. И если чересчур сильно уйти в сторону от внешнего мира, эмоции не ответят взаимностью. Что, собственно, и пытались продемонстрировать режиссёры в приведённых выше картинах.
Спасибо! И до новых встреч!
Расскажите в комментариях, какие ещё вы знаете фильмы, в которых идёт речь о математиках или математике:)
***
Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.
***
Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!