Найти в Дзене

Метод "малых изменений"

Оглавление

В этот раз я хочу рассказать об одном фундаментальном принципе, который используется и в обыкновенной дрессировке, и в более сложной работе. Правда, преследует он при этом разные цели. Но подробности вы сами поймёте по ходу моего рассказа. Хоть статья и может выглядеть чисто теоретической, практический её смысл – самый непосредственный.

Собака и жизнь. / Фото из собственного архива.
Собака и жизнь. / Фото из собственного архива.

Этот #принцип хорошо известен, но впрямую не формулируется. Точнее, он поясняется только в применении к конкретным задачам. Я же попробую описать его как можно полнее, чтобы пояснить, как он на самом деле работает и для чего его применяем мы.

Представьте: занятие с несмелым пёсиком на шумном проспекте – уже пришло время вписываться в реальную среду. Кругом машины, трамваи, пешеходы, хоть и в некотором отдалении. Мы занимаемся несложной "ходиловкой" на свободной боковой дорожке.
Пёсик уже относительно адаптирован к этому фону, вполне в состоянии сохранять работоспособность, даже если мимо проходят люди или проезжают машины (широкий тротуар выполняет ещё и роль местного подъезда к крыльцу какого-то заведения). И даже велосипые граждане у него не вызывают паники – правда, обстановка позволяет им катиться своей дорогой вполне безопасным образом. Но вот появляется карапуз на пластмассовом самокате, который по малолетству с трудом соображает, куда рулить. И, естественно, у псёнка сразу приключилась трагедия, ибо оба не понимают, чем такая встреча может закончиться.

Как думаете, что нужно, чтобы зверёк в этой ситуации действовал здраво, не удирая в закат и не совершая других вредных глупостей? Очень просто: он должен уметь отделить карапуза на самокате от остального фона и сообразить, что делать при его появлении. Потому что иначе, если он воспринимает ситуацию, как единое целое, он испытает сильнейший #стресс от её новизны и количества вновь возникшей информации. Его мозг будет перегружен, "закипит" и откажется соображать. А в таком состоянии чего только ни натворишь!

Собственно, один из примеров такого "чего только..." – нервные срывы, о которых я тоже уже выкладывал статью:

Отсюда – задача: научить подопечного "расчленять" ситуацию на составляющие. Собственно говоря, это ничто иное, как одна из мыслительных операций – анализ. С её помощью, в том числе, удаётся понять, что отличие в данном конкретном случае заключается именно в карапузе с его самокатом. И, если понять, как с ним не столкнуться, #адаптацию к изменению обстановки можно считать состоявшейся. То есть, так эту задачу можно свести к ранее уже решённой. А, следовательно, не переживать и не творить глупости, а сделать именно то, что нужно.

Я начал с этого примера, потому что он, на мой взгляд, объясняет всё, для чего может понадобиться "принцип малых изменений".

В классической #дрессировке этот принцип подаётся как поэтапное (оно же пошаговое) освоение сложных навыков. Логика проста: если ввести сразу несколько изменений, #собака не поймёт, чего от неё хотят. А суть та же: нужно оставлять как можно больше "зацепок" для расшифровки нового задания. Например, если мы учим подзыву по строгим нормативам – сперва нужно научить вообще подходить к хозяину, когда он зовёт. Параллельно (но не одновременно!) нужно освоить построение рядом. И лишь потом совмещать, Ну, а если ещё и с обходом это делать, то цепочка всего лишь станет на пару-тройку шагов длиннее.

Причём, если эта цепочка действий будет всегда стандартной, то она со временем начнёт выполняться по одной команде. Так работают типичные дрессировочные "связки": подзыв по нормативу, посадка при остановке по команде "Рядом" и прочее в том же духе.

Но самое интересное, что нам иногда нужно "разбивать" такие связки, чтобы показать, из каких элементов состоят ставшие привычными действия. Так работает и "система двух команд", которую я уже описывал. Она вполне годится и как "включатель" анализа, хоть речь сейчас не совсем о ней.

Но, кроме "двух команд" (а их в реальной цепочке может быть не две и даже не три) и фрагментации непрерывных действий, нам бывают очень полезны и те самые пошаговые изменения. Если давать каждому из них усвоиться, то подопечный привыкает выделять отличия и находить решения для новых вводных.

Мне пришёл в голову пример совсем из другой области. И касается он, как ни странно, опять кормёжки.
Представьте, ребёнка – что двуногого, что хвостатого – нужно приучить к определённым продуктам. Это называется "прикорм". Совершенно очевидно даже тем, кто никогда этого не делал: каждый новый продукт нужно вводить в рацион, когда организм освоил предыдущий. Так, щенкам дают сперва мяско, потом творожок, потом кашку, овощи и т.д. Человечьему детёнышу – в другом порядке, но по тому же принципу. И то же самое делают, когда нужен "пищевой дневник" – например, при подозрении на аллергию.

И там, и там принцип один: нужно давать время на адаптацию к новому и отслеживать результат. Если его – нового – будет слишком много, произойдёт #перегрузка и вытекающий из неё #дистресс , причём, ещё одним неприятным "бонусом" будет то, что ставший "последней каплей" её источник мы и сами не сможем определить.

Ну, а если уж мы тут дружно согласились, что у #питомцев наших есть и какой-никакой интеллект, то следующим результатом этой пошаговой стратегии будет не просто #приспособление к чему-то конкретному, но и умение выделять новое из ставшего уже привычным фона. Именно это даёт возможность использовать фон не как громадную суммарную нагрузку, способную "положить систему", а наоборот – как опору для поиска новых способов адаптации. Как я уже упомянул, это позволяет свести задачу к ранее решённой и таким образом упростить себе жизнь, не доводя дело до тяжёлого стресса.

Так что, казалось бы, почти сухая теория, имеющая отношение к нашей коррекционной работе, обретает смысл и в повседневной жизни с четвероногими. Неважно – собаки, #кошки – все в той или иной степени нуждаются в поддержке и умении ориентироваться в окружающей их жизни. Кстати, если вам показалось, что это касается только уличного поведения собак, то вам показалось. Например, для кошака, живущего вполне размеренной тихой жизнью ("Таити, Таити... Нас и тут неплохо кормят!" ©) даже приход в дом нового человека иногда может стать проблемой.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .