В этом году у меня как-то много французской литературы. Январь начался с Вербера, с легкой рукой которого я давно на ты, затем, почти следом за ним, я познакомился с творчеством Ноэля Роже и вот теперь ко мне на полку попал Анатоль Франс - классик рубежей XIX и XX веков.
Пару слов об авторе.
Анатоль Франс (1844-1924) - романист и литературный критик. Лауреат Нобелевской премии, активный участник политической жизни Франции, социалист, историк. Его имя носят названия нескольких французских улиц и станций метро.
В литературном мире, Франс получил известность за свой уникальный стиль и за острые сатиристические произведения. Читая его роман “Остров Пингвинов”, я получил огромное количество впечатлений. Франс по настоящему умеет удивлять.
Остров Пингвинов.
И так, что же это такое?
Под впечатлениями от Свифта, под влиянием Марселя Пруста и Эмиля Золя, Анатоль Франс создал, пожалуй самую емкую и острую сатирическую историю.
Это один из немногих случаев, когда я, описывая эмоции от произведения, хочу сказать о сюжете. Важно тут начало. На первых страницах нам рассказывают вымышленную историю, которая высмеивает и тонко подкалывает христианскую религию (да, сатиры на религию тут очень много).
Перед нами ослепленный верой проповедник Маэль, который рассекает уголки Франции на чудо лодке. Маэль был не только фанатичным аббатом и ослеплен он был не только верой, со зрением у него также имелись проблемы поэтому в своих слепых проповедях, он по ошибке крестит пингвинов. Да, просто пингвинов, которые жили себе своей обычной животной жизнью, не имея никаких забот и хлопот. На небесах начинается настоящая паника. Как же так? Что же теперь делать то с этими крещеными пингвинами - обсуждает создатель на “консилиуме” со своими святыми. Раз уж крестили, то в первую очередь пингвины теперь не пингвины, а христиане - решено было на собрании и Господь наделяет млекопитающих человеческими чертами. Вот так вот у пингвинов появляются человеческие проблемы, а у Франса появляется возможность рассказать читателю историю Франции с самого начала, до наших дней и даже заглянуть в далекое будущее.
Безусловно, события романа - это в первую очередь аллюзия конкретно на французскую историю, однако в произведении легко читаются мотивы, известные всей европейской цивилизации.
История возникновения похоти, страсти, зависти. История возникновения религии, история возникновения мифов. История возникновения частной собственности и создания государства. Политика, экономика, войны. На страницах книги читатель найдет абсолютно все темы и сюжеты, окружающие нас.
Написанный местами в форме сказки, местами в форме притчи, местами как учебник истории (последняя часть романа и вовсе состоит из параграфов, сохраняя при этом красивую поэтичность), “Остров Пингвинов” - это невероятная, уникальная история, практически в каждой строчке которой есть косвенная или прямая отсылка к реальному миру.
Читатель проходит путь от времен, когда на землю наводили ужас драконы (трактовка возникновения этого мифа у Франса просто великолепная), до антиутопического мира будущего. Читателя, вслед за Данте спускают в ад, окунают в сложные политические заговоры и сплетения, погружают в события революций и гражданских войн. Все это, как я говорил ранее, с невероятно тонкой иронией.
“Потому-то нам остаются неизвестны тайные пружины событий; падение империй, смены власти удивляют нас и кажутся нам непонятными только потому, что мы не знаем какой-нибудь незаметной мелочи, упустили какую-нибудь потаенную крошечную деталь, которая, будучи приведена в движение, все сокрушила, все опрокинула”.
Поразителен тот факт, насколько циклична история человечества и на сколько многие вещи (да практически все) актуальны спустя более сотни лет, с момента выхода романа.
Сатира Франса - это не просто юмор, писатель глубоко вникает во все сферы человеческой жизни. Одевая своего первого пингвина, Франс раздевает перед нами мир и показывает его таким, какой он есть.