На самом деле, это два разных мужика, конечно. Но вы сейчас сами все поймете.
Первого я увидела в деле на экскурсии в Твери. Мы с дочками были в речном круизе и взяли экскурсию с посещением краеведческого музея. Вся группа от теплохода шла пешком до музея, делая остановки по пути, где экскурсовод рассказывала о городе. Мы шли в среднем темпе, в группе были участники с детьми, включая совсем маленьких, одна семья с коляской. Но в какой-то момент экскурсовода догнал мужик и начал орать на нее. Что, мол, она себе позволяет?!
Если выкинуть 90% эмоций и обвинений, в сухом остатке останется: его жена не успевает. Пока он орал, его жена догнала группу, и мы поняли, почему. Она очень полная, по ощущениям около 150 кг. И любой темп группы был бы не комфортен для нее, они очень медленно ходит. Но медленно ходить можно по разным причинам: иметь больное колено или двухлетнего ребенка, не столь важно. Вряд ли вся группа в условиях ограниченного времени должна пожертвовать 45-60 минут от трехчасовой экскурсии на это.
И вот мы все стоим на улице, нам еще идти и идти (а теперь похоже, что не идти, а ползти) до музея. Мужик орет. Экскурсовод извиняется, оправдывается, пытается объяснить про музей. Мужику мало. Он задержал группу еще на 10-15 минут. Но не понятно, как это должно решить проблему. Теперь, чтобы успеть в музей, нам всем наоборот еще быстрее надо идти.
Второго мужика я встретила на масленичных гуляниях. Ведущие играли с детьми в “соберите блинчики” и бросали им то ли деревянные, то ли из чего-то еще тонкие кругляшки. Один из которых задел стоящую в толпе женщину, поцарапав ей лицо. Женщине дали бинт, она приложила к щеке и осталась на празднике. Прошло минут 30-40, ведущие организовывали всех детей для одной большой игры. Улица, большая толпа, дети от 3 до 13 лет, их добрая сотня. Как-то их собрали в две шеренги, и вот игра должна была начаться. В этот самый момент муж той поранненой женщины подошел к ведущей и стал на нее орать. Очень похоже на того тверского мужика, я даже повернулась, чтобы рассмотреть его жену – нет, жены разные. Наверное, и мужики разные. Но вел он себя один в один. Он орал и орал, не понятно было, чего он хочет. Ведь уже 40 минут, как они продолжали оставаться на празднике, не пошли домой. Может травма не столь ужасна? И самое главное: что могла сделать ведущая, у которой сейчас в руках была толпа детей. А не знаю, представляете ли вы себе толпу детей на празднике – возбужденными детьми очень сложно управлять. У них должна быть цель и правила. Но ведущая не успела озвучить им ни цель, ни правила. Она слушала орущего мужика, стояла красная и не могла ничего сделать. Я в этот момент взяла Марту за руку, потому что случиться могло что угодно, дети устали стоять на одном месте. Видел ли мужик маленьких детей? Да, он орал прямо поверх их голов.
В общем, мы имеем двух мужиков и одну стратегию: их жена пострадала, они возмущены и нападают на представителя обидчика. Человек, на которого они нападают, мало что может изменить – это сотрудник на зарплате, выполняющий задание.
Со стороны прекрасно видно, что:
- Это никак не помогает их женам. Скорее наоборот: сочувствие окружающих к женам по мере ора мужиков резко падало. Если не сказать: перерастало в ненависть.
- Это никак не решает проблему.
- Женщина, на которую орут, в этот момент должна продолжать делать свою работу. Она не может бросить других людей и заняться исключительно проблемой мужика.
- Единственное, чего добивается мужик (помимо негативного внимания окружающих и к себе, и к жене), он доводит до дрожи экскурсовода и ведущую и заставляет других людей ждать.
Но изнутри этого не видно. Потому что там уже в полную силу включилась одна из базовых стратегий типа “против людей” (“Против людей” – одни из типов социального взаимодействия, впервые описанный психоаналитиком Карен Хорни почти сто лет назад).
Когда мы уже охвачены любой из стратегий своего типа (любого типа, не только “против людей”), мы не осознаем ее неэффективность. А, если это не очевидно, мы с вами все – этот мужик. Не в том смысле, что мы все “против людей”. А в том, что все мы периодически действуем неадекватно: тратим ресурсы и не получаем результата.
Если бы мы могли в любой момент времени оценивать эффективность каждого своего действия и принимать решения исходя из своей реальной цели, имеющихся ресурсов и контекста (того, что происходит вокруг нас), мы были бы в разы продуктивней. Но внутри запущенной (почти всегда невротической) реакции это невозможно. Это как программа, которую не остановить.
Выход: контролировать не ее остановку, а ее запуск.
Именно это и называется осознанностью. Осознанность – это не много думать и рефлексировать, и говорить “умными словами”: мне откликается, я вас услышал, это нарушает мои границы и прочую околопсихологическую мантру. А осознавать, что на самом деле побуждает меня действовать так или иначе. И заменять не эффективные программы эффективными.
Например, мужик в Твери мог бы взять своей жене такси до музея, куда мы все так долго и мучительно шли. А там уже в удовольствие слушать экскурсию.
Или можно было на одной из остановок обратиться к группе и спросить, готовы ли они откусить часть от экскурсии, чтобы идти медленнее в темпе его жены (я вот точно готова была пожертвовать парой памятников. Но до его ора на бедную женщину-экскурсовода).
А масленичный мужик мог либо отвезти жену домой, заварить ей чаю и ухаживать за ее щекой. Либо пойти за вендеттой в администрацию, писать жалобы и требовать наказания виновных, компенсаций или еще чего. Но точно не орать на детского аниматора во время детской игры.
Но для этого надо:
- Сначала поставить себе цель: чего я точно хочу?
- Потом оценить ресурсы: что у меня для этого есть?
- Потом оценить контекст: как моя цель и мои ресурсы соотносятся с ситуацией?
- И тогда, как эффективнее всего сейчас действовать?
Когда мы с вами пропускаем эти четыре шага, мы и совершаем основные ошибки. Интересно, что экономим мы 5-10 минут на осознанное решение. И тратим порой часы на не эффективные действия.
Например, меня спрашивают, почему я не защищаю себя, если где-то в сети кто-то написал про меня гадость. Даже если это очевидная не правда.
Я – живой человек, и моя первая реакция доказать, что обидчик не прав, а я права. Но это ли моя цель? Нет, у меня сейчас цель – книга про хронофагов. А на нее нужно много времени и сил, которые нужно охранять от отвлечений. Поэтому я не пойду ничего писать. Иначе не замечу, как спустила 40 минут на комментарии, а это 3-4 страницы книги!
А почему я тогда отвечаю некоторым неприятным комментаторам в своем блоге? Не то же ли это самое? О нет. Комментарии в моем блоге не только поднимают пост в лентах, но и проясняют мои позицию другим читателям. Поэтому, если мне важно, чтобы мой комментарий прочли 100-500 моих читателей, я отвлекусь от книги и напишу. Если нет, если мой ответ важен только одному нападающему, не буду. (Шаг 1: цель. Шаг 2: ресурс. Шаг 3: контекст.)
Всегда ли это так работает? Ну я живая, так что не в 100% случаев.
Подсказка для вас: чем более вы спокойны, тем легче вам реализовать эту схему. Когда вы в стрессе, реактивный мужик запускается, и с ним уже ничего не сделать. У каждого это “свой мужик”, но почти всегда от него больше время, чем пользы.
Приглашаю присоединиться к нашему каналу в Телеграм: https://t.me/+L4sCLogulmwzOTEy, там я делюсь своими наработками, как приходить к своим целям, находить свои настоящие желания, щедро делюсь своими знаниями и опытом.
Хочу поделиться 4 практическими материалами, которые помогут вам перейти от размышлений к делу:
✔️ «Как поставить цель правильно»
✔️ Гид по внедрению привычек
✔️ «10 стратегий защиты от выгорания»
✔️ «7 способов справиться с выученной беспомощностью»
📩 Вы получите все эти бесплатные брошюры после подписки на имейл-рассылку.
Переходите по ссылке https://ievleva.pro/letters_zen , оставляйте свой контакт и ждите моего письма.