Скальный массив Бор-Кая у села Долинное (восточный Крым) – популярное в последнее время место для путешествий. Хотя, по-прежнему, не столь известное, как могучие известняковые останцы и гряды Бахчисарая с «пещерными» городами. Бор-Кая похожа на них, но не такая. Иная.
А какая? Я там раньше не был, хотелось узнать неизведанную доселе Бор-Каю поближе, понять её, почувствовать. Что ж, в путь!
При подъезде от села Курское (бывш. Кишлав) открывается вид на Бор-Каю. На первый взгляд обычная известняковая гряда, коих немало в Крыму, не сильно высокая (362 м). Вытянутая с запада на восток, имеет стандартный желтовато-белый цвет. Но при более близком знакомстве эта горка подарит немало интересных открытий. И откроется с неожиданной стороны.
У западного края гряды в её теле видим грот, похожий на замочную скважину. Он сразу притягивает взгляд и будет служить неким ориентиром. Оставляем машину на поляне у дороги. Но чтобы попасть к скале, надо вначале переправиться через речку Мокрый Индол. Летом это не составит труда, а по весне – задача усложняется, перебираемся по бревну и шагаем по тропе по направлению к гроту. Тут нас ждет первое открытие.
Напротив грота у подножия массива стоит древняя «пещерная» церковь, вырубленная в отдельном обломке скалы. Любопытная и необычная. Что же в ней необычного спросите вы? Ведь пещерных церквей много в Крыму. Дело в том, что эта церковь – армянская, XIV века (так сообщает информационный щит у входа). Других армянских «пещерных» храмов (из сохранившихся) что-то больше не припоминается в Крыму. Кроме того, церковь расположена в восточном Крыму, а все «пещерные» храмы сосредоточены в западном. Вот такой парадокс.
Можно пофотографировать, походить вокруг, зайти внутрь, почитать информацию. И ощутить ауру этого места, проникнуться древними тайнами, они тут точно есть. Ведь археологически церковь изучена слабо.
От церкви взберемся наверх, к входу в куполообразный грот, тот самый в виде замочной скважины. Забраться туда непросто, только с помощью хлипкой деревянной лестницы и веревки, которая свисает и закреплена где-то в гроте. Мы не стали этого делать, осмотрели грот снизу. Судя по его внешнему виду, он образован поднимающимися вверх напорными водами. То есть имеет то же происхождение, как грот на Таш-Джаргане, или грот Дзива-Коба на Чардаклыке. Грот именуют Акчора-Кобасы. А ещё Акустическим. Почему? А потому что, если, стоя у подножия обрыва закричать в сторону грота, то эхо будет каким-то необычным. Ну, наверное, так и есть, не проверяли.
Затем прогулялись на восток от грота вдоль стены обрыва. Вся нижняя часть Бор-Каи (Меловая скала, тюрк.) испещрена гротами разной глубины и объема, но, как правило, неглубокими. Скала активно разрушается. От ее тела отслаиваются заметные куски, образуя гроты. А то и целые глыбы скатываются вниз по осыпному склону.
При ближайшем рассмотрении видишь отличия здешнего нуммулитового известняка от бахчисарайского, скажем. Местный известняк менее плотный и чётко слоистый. Так как густо «переложен» более плотными кремневыми конкрециям. От того он и выглядит по-другому, и процесс выветривания идет тут иначе. Если спуститься ниже и глянуть на гору с обвалившихся глыб на склоне, эта слоистость хорошо заметна.
Дошли мы до большого грота, дальше тропы нет, повернули назад. Двинулись на запад от Акчора-Кобасы. Там тот же слоистый известняк, но гротов мало. Но есть сквозной гротик, образованный отколовшейся глыбой.
А тропа огибает массив с северо-запада, а затем ползёт вверх, с видом на село Долинное (бывш. Акчора). Конечно, надо подняться на плато, иначе целостного впечатления от Бор-Каи не получить. Взошли по крутому подъему. Наверху солнце, сильный ветер, цветущие поляны и чудесные виды на здешние просторы! Собственно, за этим и ходят в горы.
Надышаться, как известно, можно только ветром и потому было решено идти на восток самого высокого места Бор-Каи (362 м). Это около 3 км в одну сторону, но если уж покорять гору, так до самого конца.
Тропа идёт между леском и кромкой обрыва, она хорошо просматривается во все стороны. Сама собой сложилась «Песнь о туристской тропе». Слова народные.
Путь далёк у нас с тобою,
Веселей, турист, гляди!
Вьётся, вьётся тропка за горою,
«Командиры» впереди...
По пути открываются замечательные виды на квадраты, трапеции и прямоугольники разноцветных полей и садов в долинах, которые пересекаются кривыми лентами дорог. Весенняя картинка!
А вдалеке – тянется с запада на восток лесистая Главная гряда Крымских гор. Видна «рогулька» Биюк-Чатал-Каи, «пимпочка» Синего Камня (Кок-Таш). И многие другие вершины можно увидеть с этого незнакомого доселе ракурса. Бурус, например, и Куркушла (Феодосийская сопка) откроются с неожиданной стороны. Словом, открывается вид на дали, но не псковские, как у Довлатова в «Заповеднике», а на крымские. Наши ничуть не хуже.
И, конечно, любуемся роскошными меловыми обрывами Бор-Каи, прорезанными колоритными скальными кулуарами. Они разные, непохожи один на другой. Но все невероятно интересны и живописны.
На полянках – зеленая травка и изобилие цветов. Адонисы, сон-трава, пионы, крымский эдельвейс… Красота!
Так дотопали мы до самой высокой точки Бор-Каи. С неё открылся отличный вид на Агармыш, Малый и Большой. Под горой виднеется село Холодовка (бывш. Османчик). Оно существует со средневековых времен, и было известно как главный поставщик мёда к столу турецкого султана. Самая восточная вершина Бор-Каи тоже называется Османчик (292 м), но туда мы не дошли.
Кстати, в разных местах Бор-Каи археологами обнаружены городища и могильники поздних скифов. Но обычному человеку их не увидеть, все скифские следы надёжно спрятаны глубоко в земле. Как и следы более древних пращуров. Ведь, там где есть кремень, должны обитать и люди из каменного века.
Возвращаемся назад, еще раз пересматривая то, что увидели по пути сюда. Оно того стоит. Простор, невероятная красота, потрясающие виды!
Спускаемся к речке Мокрый Индол, переходим её. Вроде всё. Но нет. Откуда такое название реки? Первый слог «Инд» – «Индия». Второй слог «ол, йол» – «путь». Путь в Индию! Через эти края лежал когда-то Великий шёлковый путь из Индии и Китая. Наверняка воды этой реки поили людей, верблюдов и лошадей из караванов, идущих из дальних стран. Именно такую трактовку названия реки давал Максимилиан Волошин. И автору тоже она нравится.
В общем, Бор-Кая – место во всех отношениях замечательное. Что-то есть в этой неприметной с виду скале, какая-то своя, особая аура. И это повод ещё раз сюда приехать, чтобы понять, прочувствовать её до конца.
Общая протяженность маршрута около 10 км. Его пройдут практически все, только подъем на гору будет сравнительно тяжелым, а так прогулка несложная.
Я люблю путешествовать по Крыму пешком. И вот об этих своих путешествиях в разные сезоны я и буду рассказывать в своем блоге. Кому-то они послужат руководством к действию, кому-то – просто интересной и полезной информацией, а кто-то захочет пройти под водительством автора по Крымским горам и предгорьям. Это возможно, поскольку я давно работаю гидом. Это в качестве саморекламы.