413 подписчиков

Этнокультурное образование в школах Самары

Познакомимся со школами Самары, которые реализуют этнокультурный компонент в образовании.

Image by tatar-congress.org
Image by tatar-congress.org

История этносов Самары

Самарский регион отличается этнической сложностью и неоднородностью состава населения. Издавна край служил своеобразным коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось переселение многих этнических групп, прокатывались волны миграций. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории проживали оседлые земледельцы и кочевые скотоводы, протекали взаимодействия между представителями трех культурных миров– славянского, тюркского и финно-угорского.

Ближе к концу ХХ столетия этическая структура Самарской области усложнилась за счет миграции из Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, из этих регионов приезжают рабочие, задействованные в разных хозяйственных сферах, а также студенческая молодежь.

Если говорить о национальной политике, проводимой в Самарском регионе, то следует отметить, что этнополитическая, многокультурная ситуация на территории области во многом совпадает с общими социально-экономическими тенденциями, происходящими в России, это дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для большей части России этнополитические процессы.

Примеры самарских школ

В современном образовании есть такое явление – «школа с этнокультурным компонентом». Познакомимся с ним на примере двух самарских школ.

Общеобразовательная школа «Яктылык» существует в г. Самаре с 1997 г.

Познакомимся со школами Самары, которые реализуют этнокультурный компонент в образовании. История этносов Самары Самарский регион отличается этнической сложностью и неоднородностью состава населения.-2

Деятельность школы строится на принципах общедоступного образования. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке.

В рамках национального компонента в школе осуществляется углубленное изучение татарского языка за счет учебных часов из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Татарский язык начинает изучаться со 2 класса из расчета 3 часа в неделю, с 4 класса – 2 часа в неделю.
По окончании 8 и 10 классов проводится промежуточная аттестация по русскому языку и татарскому языку.
В 9 и 11 классах с учетом особенности школы, ее этнокультурного образовательного компонента, проводится внутренний устный экзамен по татарскому языку.

Направления внеурочной деятельности

Среди реализуемых школой направлений внеурочной деятельности также есть ряд программ, встраивающих духовно-нравственное воспитание и развитие с использованием этнокультурного компонента:

в 1 классе детям предлагается познакомиться с фольклором татарского народа;
в 4 классе реализуется программа "Культура татарского народа";
7 класс снова расширяет национальный компонент: за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, наряду с татарским языком и национальной литературой дети начинают изучать курс «История татарского народа». «Татарская литература» и «История татарского народа» присутствуют в учебном плане и старшей ступени.

Система дополнительного образования

Система дополнительного образования в ОУ реализует целый ряд образовательных программ и развивается в том числе по следующим направлениям:

  • спортивное направление: секция «Курэш»;
  • художественно-эстетическое направление: театр танца «Йолдыз»;
  • вокальная группа «Яктылык»;
  • татарский фольклорный театр «Фатхи»;
  • кружок «Бисерные переливы»;
  • фольклорно-этнографическое направление: кружок «Раушан».
Image by samddn.ru
Image by samddn.ru

МБОУ Школа № 42 г.о. Самара также является школой с этнокультурным компонентом образования.

Предметы этнокультурного еврейского компонента включены в учебный план школы, начиная с 2005 г.

Познакомимся со школами Самары, которые реализуют этнокультурный компонент в образовании. История этносов Самары Самарский регион отличается этнической сложностью и неоднородностью состава населения.-4

Таким образом, школа № 42 стала одним из первых образовательных учреждений России, где этническо-культурологический компонент стал обязательным.

Школьные дисциплины этнокультурного цикла включают

изучение национального языка – иврита;
изучение истории еврейского народа и его многовековой культуры;
чтение и обсуждение еврейской литературы;
внеклассная внеурочная деятельность сосредоточена на знакомстве с традициями, музыкой, танцами и пр.

Такие занятия в системе дают возможность подробно познакомиться историей, культурой и судьбой одного из древнейших народов в контексте общемировой культуры.

Обе школы являются базовыми для проведения производственных практик студентов Самарского государственного социально-педагогического университета.

Так в 2023 – 2024 учебном году в рамках досуговой и педагогической практик студенты-культурологи 3 курса приняли участие в декаде Дружбы народов, организовав в школе № 42 этнокультурные игры для младшего и среднего школьного возраста, а также провели мероприятия, связанные с праздником Ханука.

Как мы видим, одна из ключевых целей школ с этнокультурным компонентом – интеграция учащихся в культуру своего сообщества, формирование позитивной идентичности, чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторической памяти.

Национальный компонент в содержании образования выражается в системном изучении родной культуры, изучении языка и истории своего народа. Осуществление образовательного и воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности выстраивается с опорой на этнопедагогику и знания традиционных элементов культуры (формирование у обучающихся опыта взаимодействия через народные игры, национальные виды спорта, фольклор, праздничных традиций).

Этнокультурный компонент содержания образования дополняет федеральный компонент на интегративной основе, что делает образовательный процесс органичным. Идет формирование единого образовательного пространства при всех сложностях и противоречиях этого процесса. Качественное образование невозможно без открытости мировому педагогическому опыту, интегративности и диалогичности учебно-воспитательного процесса.

Автор статьи:

Познакомимся со школами Самары, которые реализуют этнокультурный компонент в образовании. История этносов Самары Самарский регион отличается этнической сложностью и неоднородностью состава населения.-6

Другие статьи автора:

Этнокультурный компонент в образовании: что это значит?

Исследовательский проект: изучаем топонимику родного края