Найти тему

Исследовательский проект: изучаем топонимику родного края

Оглавление

Рассмотрим алгоритм учебно-исследовательского проекта этнокультурной направленности по изучению топонимики родного края со школьниками на примере Самарской области.

Image by Freepik
Image by Freepik

Прежде всего, давайте разберемся с понятиями.

Учебно-исследовательская деятельность

процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей внедрение элементов научных исследований в учебный процесс.

В школьной и вузовской практике на первый план выдвигается проектная учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательский проект

ограниченное во времени комплексное учебное исследование по решению поставленной научной проблемы и достижению сформулированной учебной цели.

Учебно-исследовательские проекты в области этнокультурного образования направлены обеспечить достижение следующих образовательных результатов:

  • формирование целостного представления обучающихся об этнокультурах как составляющих поликультурного пространства современного мира;
  • овладение комплексом методов, форм и средств этнокультурного учебного исследования;
  • формирование межкультурной компетенции, включающей в себя эмпатию, толерантность и опыт продуктивного межкультурного взаимодействия, а также становления таких личностных характеристик обучающегося, как: любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

Пример

В качестве конкретного примера предлагаю далее рассмотреть алгоритм учебно-исследовательского проекта этнокультурной направленности по изучению топонимики родного края со школьниками.

Данный проект направлен на формирование представлений о месте и роли этносов в культуре и истории Самарского региона.

Image by Яндекс
Image by Яндекс

Этапы программы проекта повторяют в миниатюре элементы научного антропологического исследования и включают:

постановку научной проблемы;
подбор, изучение литературы по теме;
сбор полевого материала;
анализ толкований происхождения географических названий, обобщение;
оформление итогового продукта, например, справочника и проведение итоговой учебной конференции.

Предполагаемые результаты по итогам учебно-исследовательской работы:

  • создание в представлении обучающихся целостного пространственного этнокультурного образа Самары и Самарской области;
  • повышение интереса обучающихся к краеведческой деятельности, научным и прикладным антропологическим исследованиям;
  • воспитание толерантной личности, гражданское формирование личности.

Алгоритм технологического процесса по изучению топонимики может быть следующим:

  1. Знакомство с топонимикой как наукой и определение ее значения для историко-культурных краеведческих исследований.
  2. Историко-географическое формирование пространственного образа Самарской области. Обзор карты Самарской области, знакомство с районами, их месторасположением.
  3. Изучение вопроса этнической особенности Самарской области. История заселения и освоения территории области. Показания последней переписи населения.
  4. Исследовательская работа в созданных рабочих группах по следующей проблематике:
Использование интернет-ресурсов для изучения топонимики (группа 1).
Поиск информации о топонимах Самарского региона в книгах из школьной библиотеки, работа со словарями, справочниками, научной и учебной литературой (группа 2).
Топонимические изыскания в произведениях художественной литературы, содержащих описание Самарского края (группа 3).
Проведение опроса местных жителей, выходцев из различных районов Самарской области населения по определению происхождения топонимов города и области (группа 4).

По результатам работы в группах:

  1. Систематизация собранной информации в каждой группе.
  2. Сопоставление собранного материала между группами; уточнение собранного материала.
  3. Соотнесение топонимов и этносов.
  4. Составление общего топонимического справочника.
  5. Подготовка докладов к учебной конференции.

Этнокультурное образование во ФГОС

Напомним, что согласно ФГОС ОО этнокультурное образование в целом и этнокультурные технологии в частности направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей:

они призваны способствовать формированию этнической идентификации личности и одновременно должны быть направлены на общекультурную национальную интеграцию и продуктивное межкультурное взаимодействие.

Автор статьи:

-3

Другие статьи автора:

Этнокультурный компонент в образовании: что это значит?