Рассмотрим алгоритм учебно-исследовательского проекта этнокультурной направленности по изучению топонимики родного края со школьниками на примере Самарской области.
Прежде всего, давайте разберемся с понятиями.
Учебно-исследовательская деятельность
процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей внедрение элементов научных исследований в учебный процесс.
В школьной и вузовской практике на первый план выдвигается проектная учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательский проект
ограниченное во времени комплексное учебное исследование по решению поставленной научной проблемы и достижению сформулированной учебной цели.
Учебно-исследовательские проекты в области этнокультурного образования направлены обеспечить достижение следующих образовательных результатов:
- формирование целостного представления обучающихся об этнокультурах как составляющих поликультурного пространства современного мира;
- овладение комплексом методов, форм и средств этнокультурного учебного исследования;
- формирование межкультурной компетенции, включающей в себя эмпатию, толерантность и опыт продуктивного межкультурного взаимодействия, а также становления таких личностных характеристик обучающегося, как: любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
Пример
В качестве конкретного примера предлагаю далее рассмотреть алгоритм учебно-исследовательского проекта этнокультурной направленности по изучению топонимики родного края со школьниками.
Данный проект направлен на формирование представлений о месте и роли этносов в культуре и истории Самарского региона.
Этапы программы проекта повторяют в миниатюре элементы научного антропологического исследования и включают:
постановку научной проблемы;
подбор, изучение литературы по теме;
сбор полевого материала;
анализ толкований происхождения географических названий, обобщение;
оформление итогового продукта, например, справочника и проведение итоговой учебной конференции.
Предполагаемые результаты по итогам учебно-исследовательской работы:
- создание в представлении обучающихся целостного пространственного этнокультурного образа Самары и Самарской области;
- повышение интереса обучающихся к краеведческой деятельности, научным и прикладным антропологическим исследованиям;
- воспитание толерантной личности, гражданское формирование личности.
Алгоритм технологического процесса по изучению топонимики может быть следующим:
- Знакомство с топонимикой как наукой и определение ее значения для историко-культурных краеведческих исследований.
- Историко-географическое формирование пространственного образа Самарской области. Обзор карты Самарской области, знакомство с районами, их месторасположением.
- Изучение вопроса этнической особенности Самарской области. История заселения и освоения территории области. Показания последней переписи населения.
- Исследовательская работа в созданных рабочих группах по следующей проблематике:
Использование интернет-ресурсов для изучения топонимики (группа 1).
Поиск информации о топонимах Самарского региона в книгах из школьной библиотеки, работа со словарями, справочниками, научной и учебной литературой (группа 2).
Топонимические изыскания в произведениях художественной литературы, содержащих описание Самарского края (группа 3).
Проведение опроса местных жителей, выходцев из различных районов Самарской области населения по определению происхождения топонимов города и области (группа 4).
По результатам работы в группах:
- Систематизация собранной информации в каждой группе.
- Сопоставление собранного материала между группами; уточнение собранного материала.
- Соотнесение топонимов и этносов.
- Составление общего топонимического справочника.
- Подготовка докладов к учебной конференции.
Этнокультурное образование во ФГОС
Напомним, что согласно ФГОС ОО этнокультурное образование в целом и этнокультурные технологии в частности направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей:
они призваны способствовать формированию этнической идентификации личности и одновременно должны быть направлены на общекультурную национальную интеграцию и продуктивное межкультурное взаимодействие.