Найти в Дзене
СГСПУ | Знай больше!

Этнокультурный компонент в образовании: что это значит?

Оглавление

Что такое "этонокультурное образование"? Как формируется этнокультурная идентичность? Обсудим эти и другие вопросы в данной статье.

Image by mykaleidoscope.ru
Image by mykaleidoscope.ru

Современное общество, несмотря на процессы глобализации и унификации различий, остается обществом поликультурным, одним из важнейших факторов развития которого служит этничность.

Школы играют роль взаимодействия и общения разных культур, с одной стороны, помогая молодым людям адаптироваться к национальной культуре, а с другой стороны, сохраняя разнообразие культур на местном уровне.

В настоящее время в связи с усилением миграции в российских мегаполисах становится доминирующим тип школы с полиэтническим составом учащихся при преобладании русского этноса, с русским языком обучения. Образовательная среда в них все в большей мере становится поликультурной и требует внимания к культуре народов внутри страны и понимания их взаимодействия.

Образование является частью этнических процессов в обществе. Оно основывается на таких элементах этнокультуры, как:

  • язык;
  • организация труда;
  • религия;
  • семья;
  • социальная стратификация и т.д.

Эти факторы объясняют этнически ориентированный подход к образованию и наличие этнокультурного компонента в образовательном процессе.

Главная идея заключается в том, что образование не должно сводиться только к передаче знаний и формированию умений. В конце ХХ века произошел кризис в образовании, когда образовательные услуги и устаревшие подходы не смогли удовлетворить потребности людей, их смысл жизни стал теряться.

Как формируется этнокультурная идентичность

Этнокультурная идентичность как ощущение принадлежности к определенному этносу формируется посредством овладения языком, через углубление знания об истории своего народа, через овладение элементами народной культуры, через приверженность сложившимся у народа традициям, духовным ценностям.

Основными задачами этнокультурного образования являются:

  • развитие у учащихся культурно-исторической памяти;
  • формирование чувства национального достоинства;
  • формирование культуры межнационального общения;
  • развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования;
  • привлечение ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения у современных детей и подростков, их социализации и инкультурации.
Image by Freepik
Image by Freepik

Этнокультурная компетентность личности

В рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании можно говорить о таком понятии, как этнокультурная компетентность личности. В современном мире этнокультурная компетентность – свойство личности, выражающееся в совокупности объективных представлений и знаний о родной культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Основная проблема этнокультурного образования

Проблема преодоления отчуждения человека от культурно-исторического наследия своего этноса есть основная проблема этнокультурного образования. Ее, как и проблему формирования у обучающихся одновременно этнической и российской идентичности, можно решить только при условии грамотного баланса между этнокультурными, поликультурными и общечеловеческими ценностями в образовательной системе. Органичность этого баланса в процессе образования обеспечивает этнокультурную и гражданскую идентификацию личности и является средством регулирования межэтнических отношений.

Автор статьи:

-3