Что такое "этонокультурное образование"? Как формируется этнокультурная идентичность? Обсудим эти и другие вопросы в данной статье.
Современное общество, несмотря на процессы глобализации и унификации различий, остается обществом поликультурным, одним из важнейших факторов развития которого служит этничность.
Школы играют роль взаимодействия и общения разных культур, с одной стороны, помогая молодым людям адаптироваться к национальной культуре, а с другой стороны, сохраняя разнообразие культур на местном уровне.
В настоящее время в связи с усилением миграции в российских мегаполисах становится доминирующим тип школы с полиэтническим составом учащихся при преобладании русского этноса, с русским языком обучения. Образовательная среда в них все в большей мере становится поликультурной и требует внимания к культуре народов внутри страны и понимания их взаимодействия.
Образование является частью этнических процессов в обществе. Оно основывается на таких элементах этнокультуры, как:
- язык;
- организация труда;
- религия;
- семья;
- социальная стратификация и т.д.
Эти факторы объясняют этнически ориентированный подход к образованию и наличие этнокультурного компонента в образовательном процессе.
Главная идея заключается в том, что образование не должно сводиться только к передаче знаний и формированию умений. В конце ХХ века произошел кризис в образовании, когда образовательные услуги и устаревшие подходы не смогли удовлетворить потребности людей, их смысл жизни стал теряться.
Как формируется этнокультурная идентичность
Этнокультурная идентичность как ощущение принадлежности к определенному этносу формируется посредством овладения языком, через углубление знания об истории своего народа, через овладение элементами народной культуры, через приверженность сложившимся у народа традициям, духовным ценностям.
Основными задачами этнокультурного образования являются:
- развитие у учащихся культурно-исторической памяти;
- формирование чувства национального достоинства;
- формирование культуры межнационального общения;
- развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования;
- привлечение ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения у современных детей и подростков, их социализации и инкультурации.
Этнокультурная компетентность личности
В рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании можно говорить о таком понятии, как этнокультурная компетентность личности. В современном мире этнокультурная компетентность – свойство личности, выражающееся в совокупности объективных представлений и знаний о родной культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Основная проблема этнокультурного образования
Проблема преодоления отчуждения человека от культурно-исторического наследия своего этноса есть основная проблема этнокультурного образования. Ее, как и проблему формирования у обучающихся одновременно этнической и российской идентичности, можно решить только при условии грамотного баланса между этнокультурными, поликультурными и общечеловеческими ценностями в образовательной системе. Органичность этого баланса в процессе образования обеспечивает этнокультурную и гражданскую идентификацию личности и является средством регулирования межэтнических отношений.