Ручной или стояночный тормоз - один из важнейших узлов, обеспечивающих безопасность автомобиля. Его основные функции - удерживать машину от скатывания при парковке на уклоне и служить аварийной тормозной системой при отказе основных тормозов. Поэтому исправная работа ручника жизненно необходима.
Однако со временем под воздействием различных факторов стояночный тормоз может выйти из строя. В этой статье мы рассмотрим основные причины неполадок, научимся диагностировать неисправности и при необходимости чинить ручник своими руками без посещения автосервиса.
По какой причине может "барахлить" ручник?
Прежде чем браться за ремонт, важно выявить первопричину проблемы. В целом, возможные поломки ручного тормоза можно разделить на две группы:
1. Неисправности тросового привода:
- Растянутый или оборванный трос. В первом случае рычаг будет проходить слишком большой ход, не давая колодкам прижаться к барабанам. При обрыве тормоз полностью отказывает.
- "Закисание" троса в оболочке и заедание рычагов привода. Из-за скопления грязи, коррозии и засыхания смазки детали теряют подвижность.
2. Износ или загрязнение тормозных механизмов:
- Выработка накладок колодок и тормозного барабана/диска. В процессе эксплуатации рабочие поверхности изнашиваются и не могут обеспечить эффективное торможение.
- Засаливание и "одевание" колодок. Если на фрикционные накладки попали масло или тормозная жидкость, они теряют сцепление с барабаном.
Причиной неполадок может быть неправильная эксплуатация, длительная работа в запылённой среде, естественный износ и прочие факторы. Поэтому первым делом стоит тщательно продиагностировать систему, чтобы точно установить корень проблемы.
Диагностика неисправного ручника
Определить, что ручник работает некорректно, можно по следующим признакам:
- Машина не удерживается на уклоне при полностью затянутом рычаге стояночного тормоза.
- Автомобиль легко трогается с места при поднятом ручнике.
- Ход рычага ручника стал слишком большим.
- При торможении ручником слышен скрип или другие посторонние звуки.
Если замечены подобные симптомы, нужно приступать к диагностике системы. Вот основные способы:
- Осмотр и простукивание тормозных механизмов. Демонтируйте задние колеса, визуально оцените степень износа накладок и барабанов, их загрязненность, наличие следов течи масла/жидкости. С помощью стального предмета простучите барабаны - они должны звенеть без глухих звуков.
- Проверка свободного хода троса. После включения ручника попробуйте провернуть тормозной барабан рукой. Если он свободно проворачивается - проблема в приводе, если стоит намертво - с тормозными механизмами все в порядке.
- Тест с включением передачи. Полностью затяните ручной тормоз на стоянке и включите первую передачу (на АКПП - режим D). Отпустите педаль сцепления (на АКПП тормоза) - если система исправна, двигатель заглохнет или машина останется стоять. Если она сдвинулась с места - ремонт ручника назрел.
Как самостоятельно отрегулировать и починить ручной тормоз
Если диагностика выявила проблему в приводе ручника - растянутый или скрипящий трос, нарушение регулировки - можно попробовать исправить ситуацию своими руками, не обращаясь на СТО. Для этого понадобится:
- Пара гаечных ключей (обычно 10 и 13 мм)
- Баллончик с проникающей смазкой (WD-40 или аналог)
- Домкрат или смотровая яма/эстакада
- Минимальные умения в обращении с инструментом
Процесс регулировки/ремонта не слишком сложен, но может немного отличаться для разных моделей авто. Поэтому изначально ознакомьтесь с инструкцией от производителя. Но в общих чертах последовательность действий такова:
- Поднимаем заднюю часть автомобиля, открывая доступ к тормозным механизмам сзади.
- Находим регулировочную гайку на тросовом приводе ручника.
- Слегка ослабляем контргайку, обильно смазываем резьбу проникающей жидкостью.
- Медленно и плавно вращаем регулировочную гайку, постепенно натягивая трос.
- Периодически проверяем возможность провернуть барабан рукой. Как только он полностью зафиксировался - тормоз отрегулирован правильно.
- Окончательно затягиваем контргайку.
- Опускаем машину и проверяем работоспособность ручника на практике.
Есть важные нюансы:
- Не перетягивайте трос чрезмерно, это может вывести из строя тормозной механизм.
- Обязательно смажьте резьбовые соединения перед регулировкой, чтобы детали не заклинили.
- Если операция кажется вам слишком сложной - лучше обратитесь на СТО. Неправильная самодеятельность только усугубит поломку.
А что если диагностика показала износ/загрязнение тормозных механизмов? В этом случае придется их разбирать и ремонтировать/менять соответствующие детали. Процесс как правило, в себя включает:
- Демонтаж тормозного барабана/диска
- Замену тормозных колодок
- Очистку рабочих поверхностей барабана от нагара и грязи
- При критическом износе - замену самого барабана/диска
Это трудоемкая и достаточно грязная работа, требующая определенных навыков, так что лучше доверить ее профессионалам, если вы не уверены в своих силах. Тем более, барабанные тормоза имеют особенности, из-за которых их разборка может оказаться непростой.
Своевременная профилактика - залог долгой службы ручника
Чтобы не допустить проблем со стояночным тормозом, следует регулярно проверять его состояние и своевременно проводить профилактические работы.
Вот основные рекомендации:
- Периодически затягивайте рычаг ручника при коротких остановках, даже если не планируете покидать машину. Это не даст приводу "закиснуть".
- При зимней эксплуатации не оставляйте автомобиль на стояночном тормозе, если перед этим заезжали в лужи. Есть риск примерзания колодок к барабанам.
- Раз в год-два проверяйте степень износа тормозных накладок и барабана/диска. Своевременная замена предотвратит дальнейшие поломки.
- Не допускайте попадания масла/жидкостей на тормозные механизмы. При малейших утечках устраняйте причины.
Соблюдая эти несложные правила, вы продлите ресурс рабочих тормозов и стояночного тормоза, сэкономите на дорогостоящем ремонте и обезопасите себя от нештатных ситуаций на дороге!
Помните, от исправности ручного тормоза напрямую зависит ваша безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Поэтому не игнорируйте первые признаки неисправностей, вовремя их устраняйте. Ручник, как и тормоза в целом, - это не та система, с которой стоит рисковать и жалеть средств на качественный ремонт. Берегите себя и ваш автомобиль!
Другие полезные статьи по обслуживанию тормозной системы:
Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!