После зимнего сезона актуальность обслуживания тормозной системы возрастает многократно, поскольку в холодное время года тормоза работают в режиме повышенной нагрузки. Поэтому своевременная профилактика поможет сохранить уверенность за рулем и убережет от дорогостоящего ремонта (или других неприятных последствий) в случае отказа тормозов. Вот несколько простых рекомендаций о том как вовремя распознать износ, как грамотно произвести замену и на что обратить внимание при выборе качественных колодок.
Признаки износа
Колодки, как и прочие расходники, имеют ограниченный ресурс. Вовремя уловить момент их предельного износа - залог безопасности на дороге. Как же определить, что пора на замену?
Визуальные признаки
Посмотрите на фрикционную накладку колодки - если ее толщина менее 3-4 мм, это критический износ. Также обратите внимание на тормозной диск. Если заметны глубокие риски или выработка на нем, значит пора что-то делать.
На большинстве современных автомобилей с литыми дисками можно визуально проверить состояние колодок и тормозного диска, не снимая колеса. Для этого необходимо правильно расположить автомобиль, чтобы колодки были видны через просвет между лучами(спицами) диска. Что касается автомобилей со штампованными дисками, то здесь все-таки придется снять колесо.
Шумы и вибрации
При сильном износе тормозных колодок часто слышны характерные скрипы и цоканье при нажатии на педаль. Могут появиться ощутимые вибрации руля или кузова. Не игнорируйте такие симптомы!
Эффективность торможения
Стертые колодки ухудшают тормозной эффект, и педаль становится "застреванной" и "ватной" на нажатие. Если заметили такие признаки - немедленно отправляйтесь в сервис.
По статистике, каждый третий автомобилист упускает момент замены колодок. А ведь последствия запущенного износа могут быть фатальными.
Процесс замены
Автомеханики советуют менять сразу комплект тормозных колодок целиком. На практике нередко случается, что меняют только переднюю или заднюю ось. Обычно задние колодки изнашиваются медленнее, лучше всего все же заменить (или тщательно проверить их состояние), поскольку неравномерный износ может негативно сказаться на управляемости автомобиля.
Ну а как происходит сама замена?
- Зафиксируйте автомобиль на домкрате и установите противооткатные упоры под противоположное колесо.
- Демонтируйте колесо с оси, где предстоит работа с колодками. При замене передних обязательно задействуйте ручник и рычаг коробки передач (1-ю или заднюю).
- Откачайте излишек тормозной жидкости шприцем в отдельную емкость, не допуская ее вытекания из бачка.
- Открутите крепления суппорта (при затруднениях используйте жидкий ключ). В зависимости от модели может понадобиться снять оба крепления либо ослабить только одно.
- По возможности избегайте откручивания тормозного шланга и штуцера, чтобы не пришлось полностью прокачивать систему.
- Снимите/отведите суппорт в сторону, извлеките старые колодки. Обязательно зафиксируйте суппорт на деталях подвески, не оставляйте болтаться на шланге!
- Оцените степень износа колодок и состояние диска согласно рекомендациям руководства. Осмотрите уплотнения, шланг, поршень на предмет повреждений.
- Вдавите/вкрутите поршень в суппорт при помощи специнструмента, контролируя уровень тормозной жидкости.
- Перед установкой новых колодок смажьте их противоскрипную поверхность.
- Нанесите разные смазочные материалы на направляющие суппорта и ступицу.
- Установите новый комплект колодок. Обязательно продублируйте все операции на втором колесе одной оси.
- После сборки несколько раз нажмите на педаль тормоза, проверяя ее усилие.
Более 70% водителей боятся браться за ремонт тормозной системы своими руками. И правильно - процедура крайне ответственная и требует четкого следования инструкциям. Малейшая оплошность может обернуться неприятной ситуацией на дороге.
Выбор качественных колодок
К выбору деталей для тормозной системы следует подходить с особой тщательностью. От их свойств напрямую зависит эффективность торможения.
Лучший вариант - ставить оригинальные колодки от производителя вашего авто. Так вы будете уверены в высоком качестве и полной совместимости. Однако такие детали зачастую имеют высокую цену.
Бюджетная альтернатива - неоригинальные колодки от проверенных брендов, таких как TRW, Marshall, Ferodo и др. При грамотном выборе они нередко превосходят оригинал по свойствам и служат дольше.
Заключение
Своевременная замена тормозных колодок - залог вашей безопасности и сохранности ходовой части авто. Не игнорируйте признаки износа, меняйте колодки к весеннему сезону. Заодно проверьте состояние дисков и тормозной жидкости.
Следуйте этим простым советам, покупайте качественные расходники и меняйте колодки строго по регламенту. Тогда о безопасности за рулем можно будет не волноваться. Счастливого пути в новом сезоне!