Тормозная жидкость - ключевой элемент системы, от которого напрямую зависит эффективное торможение и ваша безопасность за рулем. Со временем даже лучшие жидкости теряют свои свойства и требуют замены. Но как понять, что настал этот момент? Рассмотрим 5 явных признаков, а также, как правильно заменить жидкость самостоятельно или при помощи профессионалов.
1. Критически низкий уровень в бачке
Первый звоночек - уровень жидкости опустился ниже минимальной отметки на расширительном бачке. Проверяйте его регулярно и особенно во время плановых ТО. Снижение объясняется утечками и потерей герметичности тормозной системы. Это неизбежно ведет к потере эффективности и способности остановить авто.
Временная дозаправка здесь не поможет, систему необходимо полностью промыть и залить новый качественный состав.
2. Жидкость поменяла цвет и помутнела
Новая тормозная жидкость, в зависимости от состава, имеет насыщенный прозрачный оттенок - от светло-желтого до темно-коричневого. Если цвет резко поменялся, а жидкость стала мутной с осадком на дне бачка - это крик о помощи! Такое состояние означает критическое окисление и старение состава.
Его крайне нежелательно оставлять в системе, так как он становится агрессивным и может серьезно повредить внутренние компоненты тормозов.
3. Педаль "проваливается" при торможении
Со временем, под давлением высоких температур и окисления, тормозная жидкость начинает терять свои свойства. Одним из первых симптомов этого является "провал" педали тормоза при нажатии. То есть вы давите, давите, а ничего не происходит, только потом педаль начинает работать.
Виной тому - образование пузырьков воздуха из-за закипания состава под высоким давлением. Из-за них жидкость становится сжимаемой и теряет эффективность, что крайне опасно на скорости.
4. Течь жидкости или запах гари
Резкий запах горелой резины или пластика в салоне однозначно указывает на течь и разгерметизацию контура тормозной системы, из-за чего туда попадает воздух. Это неизбежно приводит к окислению, старению и выкипанию жидкости, что вы и ощущаете носом.
Также не игнорируйте потеки и следы подтеков на компонентах тормозов снаружи - это признак серьезной протечки, грозящей полным отказом системы при самых неподходящих обстоятельствах.
Обнаружив течь или запах гари - немедленно заменяйте старую жидкость после устранения причины!
5. После капремонта тормозной системы
И последняя, но важнейшая причина - проведение капитального ремонта самой тормозной системы. При работах со всеми ее основными узлами - главным цилиндром, суппортами, шлангами и пр. старая жидкость контактирует с воздухом, окисляется и портится.
Поэтому после любых серьезных манипуляций тормозную жидкость необходимо полностью обновить для сохранения работоспособности системы.
Какие бывают тормозные жидкости
На рынке представлено множество разных марок и составов тормозных жидкостей. Определяющими факторами при выборе служат свойства, технические характеристики автомобиля и рекомендации производителя. В основном используются 4 стандарта:
DOT 3 - гликолевый состав эконом-класса без особых присадок. Подходит для авто с обычными тормозами (без ABS и EBD). Невысокая температура кипения и высокое поглощение влаги.
DOT 4 - усовершенствованный гликолевый вариант с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Самая популярная жидкость, используемая в большинстве современных легковушек.
DOT 5.1 - гликолевый состав повышенного качества с добавлением специальных присадок. Имеет запас ресурса даже при сильных нагревах. Рекомендуется для спортивных моделей и авто премиум-класса.
DOT 5 - жидкость на основе силикона с исключительно высокой термостойкостью и защитой от коррозии. Однако плохо совместима с гликолевыми смесями и обладает низкими смазывающими свойствами. Используется редко, в основном на спецтехнике и гоночных болидах.
Если хотите не запутаться - просто следуйте рекомендациям в мануале по эксплуатации вашего авто. Производитель изначально заложил использование оптимального состава жидкости для конкретной модели.
Как же заменить тормозную жидкость своими руками?
Для самостоятельной замены вам понадобится:
- Новая жидкость соответствующего стандарта и в требуемом объеме
- Большая емкость для слива старого состава
- Комплект шлангов/груша для прокачки системы.
- Набор ключей и инструментов
Если нет уверенности в своих силах - лучше обратитесь за помощью к профессионалам. Но если решились самостоятельно - действуйте по инструкции:
1. Снимите все 4 колеса для облегчения работы.
2. Подсоедините шланги или грушу для прокачки к штуцерам на каждом тормозном цилиндре и опустите концы в емкость для слива старой жидкости.
3. Аккуратно отверните штуцеры и полностью слейте всю старую жидкость из системы.
4. Заливайте новую жидкость в расширительный бачок и время от времени прокачивайте педалью.
5. Как только из шлангов пойдет новая жидкость без пузырей - затяните штуцеры.
6. Долейте жидкость в расширительный бачок до максимальной отметки.
7. Наденьте обратно колеса.
После замены сделайте несколько нажатий на педаль для окончательного удаления воздуха из системы. Будьте очень внимательны и соблюдайте технику безопасности! Ошибка в процессе грозит отказом тормозов.
Если сомневаетесь в своих навыках и знаниях - доверьтесь профи и обратитесь в автосервис. Безопасность движения - прежде всего!
Заключение
Замена тормозной жидкости - важнейшая профилактическая процедура, которую нельзя игнорировать. Своевременно реагируйте на первые признаки износа жидкости вроде изменения цвета, запахов и поведения педали тормоза.
Периодичность замены составляет от 2 до 4 лет или 40-60 тыс. км пробега в зависимости от рекомендаций производителя и условий эксплуатации авто. Лучше менять состав чаще, чем реже - это совсем недорогая услуга по сравнению с возможными последствиями.
Хорошо подумайте, прежде чем браться за замену жидкости самому. Если есть хоть малейшие сомнения - обратитесь к профессионалам автосервиса. Цена вопроса - ваша безопасность, которая бесценна!