Множество раз мы слышали истории о том, что Большой Красный Халат – это красный чай. Как верно подсказали у нас в телеграм-канале, даже в чайных лавках и китайских ресторанах иногда уверяют, что Да Хун Пао – это красный чай. Мы постараемся объяснить, почему это не так.
Многих людей, не погруженных в чайную культуру, скорее всего сбивает с толку сразу несколько факторов: понятие «красный чай» и слово «красный» в названии Да Хун Пао. О том, что такое красный чай мы уже рассказывали ранее. А теперь расскажем откуда взялось слово «Красный» в названии этого чая.
Первые упоминания Да Хун Пао встречаются чуть больше 500 лет назад и за этот не малый срок чай оброс большим количеством легенд. Вот некоторые из них:
Крестьянин и зверь.
Легенда рассказывает о смуглолицем крестьянине по имени Лун. Тёмный цвет в китайском обозначается иереголифом У, поэтому называли крестьянина У Лун. Однажды он пошёл в горы и набрал полный заплечный короб чайных листьев. Возвращаясь домой, он увидел зверя (кабаргу, зайца или оленя), которую захотел поймать. Погоня была долгой, но всё же увенчалась успехом — домой крестьянин вернулся с добычей. Открыв короб, он обнаружил, что листья повредились во время тряски и их края покраснели. При этом чай начал издавать приятный аромат, поэтому крестьянин решил его высушить. Заварив получившийся чай, он с удивлением обнаружил, каким вкусным получился напиток. Так появился чай Да Хун Пао.
Обезьянки в красных халатиках.
Другая легенда рассказывает нам о невероятно умных обезьянках, которые обитали в Уишани. Поскольку малышки были умны, местные жители наловчились дрессировать их на сбор чая, который рос на утёсах и собирать его порой было затруднительно. Чтобы маленьких сборщиков ненароком не изловили на ужин соседи, их наряжали в маленькие красные халатики. По названию одежды обезьянок чай и получил свое название.
Красная кайма на кустах.
Существует правдоподобная теория о красном ободке — хун бьен. По этой версии чай получил название за цвет каймы частично окисленного листа — она была бордово-красной. Подобный эффект нередко можно увидеть подобный и на листьях, ещё не собранных с куста. За счёт этого, создаётся впечатление, что весь куст одет в красные одеяния.
Воля небес.
Самая популярная версия, имеющая под собой документальное основание — это история из записей монастыря Тянь Синь Сы (“Воля небес”), расположенного в Уишань. В сохранившихся летописях описана история, произошедшая в 1385 году. Рассказывается о студенте по имени Дин Сянь, который проходил мимо монастыря, держа путь в столицу, для сдачи императорских экзаменов. По дороге путник занемог. Восстановить силы ему помогли монахи, напоив целебным чаем. Студент дошёл до города, сдал экзамен и снискал хорошую должность, в нагрузку к которой шли красные одеяния. Вернувшись в монастырь, студент пожелал отблагодарить монахов, отдав им чиновничий красный халат, но те учтиво отказались. Тогда молодой чиновник одел халат на куст чая, из листьев которого был приготовлен целебный напиток. Так появился Да Хун Пао, Большой Красный Халат. В разных версиях этой истории Дин Сяня называют уже состоявшимся учёным, мудрецом, а иногда его место занимает жена или мать самого императора Поднебесной. Неизменным элементом остаются только монахи и монастырь.
Что же до внешнего вида и вкуса чая. Большой Красный Халат приобретает их в немалой степени из-за финальной стадии обработки, называемой Хун Бэй или прожарка. Традиционно уже готовый чай выкладывают в плетеные корзины и прожаривают над углями в течение суток. Этот процесс является крайне важным в производстве не только Да Хун Пао, но и большинства других утесных улунов из Уишань. Считается, что именно благодаря такой прожарке достигается знаменитый дымный вкус и аромат Уишаньских улунов.