Осенние месяцы, особенно сентябрь и октябрь, в нашем бизнесе самые суровые и самые важные. Это период активного набора, который определяет успех всего последующего года.
Первые два года, пока я работала одна, приходилось разрываться между проведением уроков и ответами на звонки. Нужно было перезванивать клиентам уже после занятий, консультировать. Иногда мои жаркие тирады про ценность применяемой нами методики растягивались на полчаса. Результат беседы записывала в тетрадку.
Во второй год тетрадь под базу данных уже не годилась, и я обзавелась CRM. Но звонки могли застать в какой угодно ситуации - в магазине, на улице, за приготовлением обеда (да-да, таких как я еще называют предприниматери). И тут самое главное было запомнить информацию, донести ее до CRM каким-либо способом. Со скрипом в голове приходилось перебирать журнал вызовов и вспоминать Who is who.
На третий год наша школа уже стала взрослеть (хотя скорее переходить из возраста новорожденного в младенчество). Я открыла еще один филиал и наняла еще одного преподавателя и… администратора! По большому счету это был первый серьезный шаг, ведь нужно было обеспечивать жизнедеятельность школы непрерывным потоком поступлений. Стоимость коммерческой недвижимости в разы выше квартиры, а также нужно платить регулярную ЗП сотрудникам. Это огромная, вселяющая ужас ответственность. И если у вас, как в моем случае, нет внешних инвестиций, а лишь скудные текущие оборотные средства, то наступают настоящие осенние кошмары, а жизнь напоминает хэлоуин.
Одной из ошибок было нанять неправильного администратора. Вообще про поиск и нахождение нужных людей в команде у меня будет отдельная история. Не помню, как я умудрялась это делать, но я продолжала вести вечерние группы в одном филиале, а потом приезжать в другой и обучать администратора, как работать с CRM, как заводить карточки клиентов и платежи. Но в результате все было напрасно, и на следующий день я разгребала ее ошибки. Плюс мне еще нужно было учить второго педагога, смотреть ее занятия, давать обратную связь. И опять отвечать на звонки, консультировать, записывать на тестирование, проводить тестирование…
Я помню свое состояние, когда в попытках удержать в памяти важную информацию, чтобы не потерять контроль (ведь репутационные риски…), голова просто не могла отключиться. Я ложилась спать и не могла уснуть. Пропала радость и даже раздражение, все эмоции блокировались, все оборачивалось апатией. Я была вечером с семьей, но не видела их, не воспринимала их присутствия, я ничего не чувствовала, просто существовала как оболочка, на автомате.
И вот когда вам кажется, что вы уже на пределе, что сил уже ни на что нет, судьба смеется вам в лицо: “Да ладно?!..” и подкидывает сюрпризы. Например, среди урока прибегала бабуля-соседка, угрожая жалобами в различные органы за то, что мы слишком громко разговариваем, и нас слышно у нее в квартире. Это факт, в наших многоквартирных новостройках соседи знают о жизнедеятельности друг друга почти все, но не подают виду. Или вдруг звонок из управляющей компании, что сегодня отключают электричество за неуплату. Оказывается, хозяйка помещения действительно не оплачивала счета, и нас действительно отключили (на пару дней точно). А занятия проходят вечером, и осенью уже рано темнеет… Изворачивались, как могли. Муж купил уличное освещение, аккумуляторы-генераторы, как-то справились, лишь одну группу пришлось отменить…
Но самое страшное было, когда я вела занятия, и без перерыва мне названивала администратор. Я поняла, что, что-то случилось. “Потолок упал, потолок упал,” - кричала она мне в трубку. Мое воображение подсовывало самые чудовищные картины, седая голова и инфаркт были где-то рядом. Когда выяснилось, что никто не пострадал, что никого в кабинете не было, какое же это было облегчение! Что-то произошло, и светильник выпал из потолка “армстронг” и повис на проводах над столом, а часть плиток разлетелась по кабинету. Тем не менее я понимала, что кругом меня тонкий, очень тонкий лёд.
Вот так протекали мои англо-школьные дни осенью. Такое ощущение, что мы все время жили на пороховой бочке, когда от спокойных дней становилось неспокойно и возникала параноидальная мысль “Это неспроста…”. Сейчас, на шестом году жизни уже стало полегче, как-то все стало постабильнее. Но тот период был тестом на выживаемость, он был неизбежен, потому что таков закон развития. Мы выжили, слава Богу, и, значит, впереди нас ждут новые, уже другие задачи.